Использование пособия "Нумикон". Базовый уровень для развития и обучения детей с тяжелым нарушением интеллекта.
консультация (средняя группа)
Использование пособия "Нумикон". Базовый уровень для развития и обучения детей с тяжелым нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
numikon_dou_68.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Мантулова Яна Александровна
воспитатель, учитель - дефектолог,
МБДОУ д/с № 68 г. Белгород
Использование пособия "Нумикон". Базовый уровень для развития и обучения детей с тяжелым нарушением интеллекта.
Не секрет, что обучение детей с тяжелым нарушением интеллекта требует особого подхода. В силу особенностей своего развития, дети с особыми образовательными потребностями сталкиваются с ощутимыми трудностями при изучении математики. Это связано с тем, что математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно. Ребятам нужно хорошо понимать причинно-следственные связи, относительность понятий, уметь осуществлять сравнение, а также пользоваться «математическим языком». Все это вызывает затруднения у детей и нам на помощь приходит пособие Нумикон.
В Нумикон можно играть, а игра - первый и надежный помощник в деле обеспечения учебной успешности ребенка.
На успешность усвоения математического материала влияет не только содержание, но и форма его подачи, которая должна вызывать заинтересованность детей и побуждать их познавательную активность.
Практическая ценность развивающих игр, заключается в том, что в них удаётся «объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей».
Нумикон можно использовать для изучения состава числа, сложения, вычитания, умножения и деления.
В пособии Нумикон числа от 1 до 10 представлены формами-шаблонами. Каждому числу соответствует шаблон определенной формы и цвета. В отличие от традиционных счетных материалов, набор Нумикон дает глобальное, целостное представление о числе.
Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка – слух, зрение, осязание, движение и речь.
В комплект Нумикона входят:
- пластмассовые формы-шаблоны разного цвета, представляющие собой числа от 1 до 10;
- разноцветные штырьки;
- белые доски с «пупырышками»;
- «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму;
Знакомство с пособием Нуикон происходит через сенсорные игры.Дети много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают из воды, ищут в коробке с крупой.
На 1 этапе знакомства мы учим собирать бусы, нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок. Строим дорожки, выкладываем геометрические фигуры, сортируем штырьки по цветам, строим ряды.
Когда дети научились всему этому можно переходить ко 2 этапу, а именно к изобразительной деятельности.Мы предлагаемдетям обводить контур фломастером и закрашивать, покрасить формы красками и делать отпечатки, делать следы на пластилине.
На 3 этапе мы используем пособие Нумикон в качестве предметов-заместителей для использования в сюжетно - ролевых играх "Семья", "Рыбалка", "Больница". Играя в "Семью" превращаем формы в сахар, картофель, колбасу и готовим вкусный обед для всех. Играя в "Рыбалку" ловим рыбу различной формы, находим одинаковых рыбок, кормим пойманных рыб специальным кормом.
На 4 этапе, играя в сенсорные, сюжетно ролевые игры, используя для изобразительной деятельности пособие дети запоминают как выглядят формы, понимают, что формы можно соединять и получится, и дорожка, и арка. Малышам мы предлагаем конструировать при помощи данного пособия. Детям даются схемы и они накладывают формы и получается изображение. После того, как дети научились выкладывать плоскостные фигуры, мы предлагаем объемные формы сделать.
На этапе закрепления мы играем с волшебным мешочком. Мы предлагаем такие игры как:
-"Найди форму"- в мешочке лежат формы Нумикон и обычные игрушки, задача ребенка достать все из мешочка и рассортировать.
- "Найди такую же" - задача ребенка найти такую же фигуру какую показал взрослый
- "Найди столбики" - задача ребенка найти между формами столбики.
После того, как наши дети познакомились с Нумиконом, мы используем пособие для развитие математических способностей.
Мы предлагаем детям такие задания как:
- соедини цифру и форму
- построй башню по цифрам
- разложи формы по порядку
- играем с рулеткой и многое другое.
Пособия «Нумикон» дает возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями.
Список литературы:
1.Бакли С. Как научить математическому мышлению? Синдром Дауна. XXI век. 2009
2. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон» // Там же. 2010
3. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями в развитии
У детей с тяжелыми нарушениями развития задерживается процесс восприятия предметов и овладения предметным действиями. Поэтому важно развивать мелкую моторику и координацию движений...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи «Дикие животные наших лесов»
Занятие по развитию мелкой моторики для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи
laquo;Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех эт...
Использование пластилинографии, как нетрадиционного метода коррекции речи у детей с тяжелыми нарушения речи.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Одним из основных условий...