Нормативно-правовая база по образованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
консультация
Цель: познакомить с основами образовательного права, раскрыть содержание основных понятий в области законодательства, регулирующего образование лиц с ОВЗ; познакомить с основными документами, регламентирующими право лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
havanova_o.v._publikatsiya_v_sbornik.doc | 176.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовая база по образованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Цель: познакомить с основами образовательного права, раскрыть содержание основных понятий в области законодательства, регулирующего образование лиц с ОВЗ; познакомить с основными документами, регламентирующими право лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования.
В ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» впервые законодательно закреплено двуединое определение понятие «образование.
«Образование» - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
«Образование» - это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Основная функция системы образования – развитие ресурса образования как института гражданского общества. Особое место среди функций образования занимает правовая функция. Существуют такие разновидности правовых функций как: правотворческая функция, правоприменительная функция, правоохранительная функция, контрольная функция и надзорная функция.
Правовое и нравственное регулирование образовательных отношений взаимодействует между собой. Но приоритет имеет правовое регулирование, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями, которые должны быть реализованы. Это достигается посредством применения мер государственного принуждения (включая меры юридической ответственности). Законодатель принимает комплексные нормативно-правовые акты, в которых закрепляются нормы разной отраслевой принадлежности.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования в России, в соответствии со ст. 4 Закона «Об образовании в РФ» выступают:
- Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- Создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;
- Создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
- Определение правового положения участников отношений в сфере образования;
- Создание условий для получения образования в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- Разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Ф и органами местного самоуправления.
Одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования является реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ОВЗ в РФ составляют документы нескольких уровней:
- международные (подписанные СССР или Российской Федерацией)
- Федеральные (Конституция, законы, семейные и гражданские кодексы)
- правительственные (постановления, распоряжения);
- ведомственные (Министерство образования);
- региональные (правительственные и ведомственные)
Международное законодательство в области закрепления права детей с ОВЗ на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.
Одним из первых международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года и ставшая основной для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила социальные, экономические, культурные, политические и гражданские права. В статье №1 Декаларации закреплено следующее положение:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ОВЗ является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье №24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течении всей жизни»
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, образование должно быть направлено на:
- Развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
- Обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
- Обеспечение доступа инвалидам к образованию в местах их непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
- Предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, обеспечивающих процесс обучения;
- Создание условий для освоения социальных навыков;
- Обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 3 мая 2012 года, Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеперечисленных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Законодательная база на уровне Российской Федерации
(актуальна на июнь 2021 года)
Название документа | Номер документа | Дата |
Федеральные законы | ||
Конституция Российской Федерации | Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года | |
Семейный кодекс РФ (ст. 63) | ||
ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» | № 46-ФЗ | 03.05.2012 г. |
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» | № 273 | 29.12.2012 г. |
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 11 июня 2021 г. (с изменениями от 26.09.2021) (ст. 19) | К 181-ФЗ | 24.11.1995 г. |
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» | № 124-ФЗ | от 24.07.1998 г. |
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» | № 478-ФЗ | 29.12.2020 г. |
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 05.04.2021 г. № 77-ФЗ) | № 124-ФЗ | 24.07.1998 г. |
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым | с 4 февраля 2010 года | |
Постановления Правительства РФ | ||
Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» | № 95 | 20.02.2006 г. |
Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», (редакция от 23.03.2021 г.) | № 363 | 29.03.2019 г. |
Прогноз социально-экономического развития РФ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. | - | - |
«Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год)» (утв. Рособрнадзором) | ||
Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (сроки и этапы реализации Программы: 2018 – 2025 годы) | № 1642 | от 26.12.2017 г. |
Приказы Министерства образования и науки РФ | ||
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» | № 1155 | от 17.10.2013 г. |
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» | № 373 | от 06.10.2009 г. |
Приказ Минобрнауки России «Об утрвеждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | № 1598 | от 19.12.2014 г. |
Приказ Минобрнакуки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начальнного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | № 1599 | от 19.12.2014 г. |
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» | № 1082 | от 20.09.2013 г. |
Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» | № АФ-150/06 | 18.04.2008 г. |
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» | № 442 | 28.08.2020 г. |
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (ред. От 18.08.2016) | № 1309 | от 09.11.2015 |
Региональные (правительственные и ведомственные) документы на уровне Свердловской области
(актуальны на июнь 2021 года)
Региональные нормативно-правовые акты, регулирующие образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются и утверждаются правительствами и ведомствами субъектов Российской Федерации на основе федерального законодательства.
Название документа | Номер документа | Дата |
Региональные законы | ||
Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 20 апреля 2021 г.) | № 78-ОЗ | от 15.07.2013 г. |
Закон Свердловской области «О защите прав ребенка» (с изменениями на 20 мая 2021 г.) | № 28-ОЗ | от 23.10.1995 г. |
Постановления Правительства Свердловской области | ||
Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Доступная среда» (с изменениями на 10 декабря 2020 года) | № 23-ПП | от 22.01.2014 г. |
Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому» | № 270-ПП | от 23.04.2020 г. |
Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, по очной форме обучения за счет средств областного бюджета по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих» | № 872-ПП | от 27.11.2020 г. |
Постановления правительства Свердловской области «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» (с изменениями от 12.2019 года) | № 919-ПП | от 29.12.2016 г. |
Приказы Министерства образования Свердловской области | ||
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области «О внесении изменений в приказ Министерства общего профессионального образования Свердловской области от 30.07.2018 г. № 362-Д «О создании служб ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области» | № 42-Д | от 14.01.2020 г. |
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Правительство Свердловской области «О внесении изменений в составы центральной и территориальной ПМПК в государственных учреждениях Свердловской области, подведомственных Министерству образования и молодежной политики Свердловской области | № 204-И | от 01.09.2020 г. |
Хаванова Олеся Валериевна,
социальный педагог детского сада № 7 «Лесная сказка»
МАДОУ детский сад «Росинка»
г. Новоуральск, Свердловская обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для коррекционной работы или инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.(из опыта работы)
Доклад для воспитателей...
Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.
Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Рассмотрим условия реализации инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего вида....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...