Статья" Развитие речи детей 1-2 года жизни"
статья по развитию речи
Второй год жизни детей — ответственный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его с взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_1-2.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи ребенка 1-2 лет
Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.
Область языковой компетенции | Возраст 1-2 года |
Фонетика | Восприятие: становление фонематического слуха. Продуцирование: усвоение системы гласных фонем; усвоение многих согласных фонем. Лепет с интонацией предложения Фонетические ошибки: Слоговая элизия Пропуск отдельных согласных Добавление гласных (тенденция к конечному открытому слогу) Ассимиляция в области гласных и согласных; Упрощение любых стечений согласных (кластеров) Замена гласных и согласных, в том числе и нетипичная Метатезис |
Словообразование | К 2 (2,6) г. - первые словообразовательные инновации (сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суф. притяжательности) |
Лексика | Начальный лексикон (протослова, слова языка нянь, нормативные слова, застывшие фразы). Значительный разрыв между пассивным и активным словарем (соотношение 1:10) до возникновения лексического взрыва (соотношение 1:4), а после лексического взрыва исчезающий (в возрасте от 1,9 до 2,6 лет). Лексико-семантическая сверхгенерализация Детская омонимия Игровые переименования |
Морфология | Появление различных частей речи: существительных, глаголов, качественных прилагательных, местоимений различных разрядов, наречий, крат. страд. причастий прош. врем., первых числительных. К 2 г. - появление первых грамматических категорий (ГК): падеж, число сущ., время, число, лицо, род глагола. К 2 г. - первые формообразовательные инновации: окказиональное конструирование основы глагола; унификация основы сущ. и глаг.: сохранение неподвижности ударения; устранение чередований согласных; устранение беглых гласных; устранение супплетивизма; устранение наращений основы. Первые инновации при усвоении формальной стороны ГК. |
Синтаксис | До 1,8-2 - голофразы 1,6 -1,10- двусловные высказывания "телеграфного стиля" 1,8 - 2 - трех-/четырехсловные предложения с особым порядком слов 1,9-2 - предложения со словами вот, это, какой (какая, какие), пусть, давай К 2 -2,6 - двух-/ - трехсловные предложения со склоняемыми и спрягаемыми словами без предлогов или с протопредлогами |
Метаязковая деятельность | Осознание ребенком факта, что все предметы имеют названия Вопросы о названиях предметов, требования назвать предмет (с помощью жестов, протослов). Избирательное отношение к предлагаемым для подражания образцам. Исправление собственных коммуникативных неудач в общении со взрослым с целью достижения коммуникативных целей и намерений |
Комментарии к таблице
Фонетика
Слоговая элизия - сокращение количества слогов в слове: носки - ки; голова - гавá; магазин - зин/масин.
Пропуск отдельных согласных: ворона - аона (пропущены звуки в и р); мох - мо.
Добавление гласных в конце слова: стул - тюля; платок - тёка.
Ассимиляция - уподобление одного звука другому внутри слова: конфета - фафета; работа - бабота (полная ассимиляция в области согласных); бабуля - бубуля, капюшон - капасён (в области гласных).
Упрощение стечений согласных (кластеров): стол - тёй; спать - пать; мишка - мика; привет - пивет.
Типичная замена гласных: сыр - сий; гусь - гось; деда - дида.
Типичная замена согласных: рука - лука, йука; чай - тяй, сяй; шуба - сюба/суба; жук - зюк/зук; цирк - тийк; лук - йук.
Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: не хочу - ни фасу; горка - гонка, гулять - гиять.
Метатезис - перестановка звуков или слогов в слове: зайка - казяй; петух - типух, пакетик - капетик.
Словообразование
Словообразовательные инновации - слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: конин, братин, бельчиный дом; работливый гном, балеринье платье; нарядница и красотница, встречник, дарильщик. павлинёнок, силость, заниманье, белота, завид; украсивиться, аппетитовать сушками, вскарабкай меня туда, отожмурь глаза; одетый по-давнему, кричали по-человеческому.
Лексика
Протослова - устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки - всё интересное; ть - желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; фа - горячо, опасно.
"Язык нянь"- языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся на: а) лепетоподобные (отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией): баба, деда, бай-бай, бо-бо; б) звукоподражательные (имеющие мотивированность между звучанием и значением): мяу, ням-ням, тик-так, ввв; цокающий звук - о лошадке.
Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, носки, тапки; иди, дать, сядь, спать.
"Застывшие фразы"- выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребёнок воспринимает и воспроизводит как единое целое: То там? – кто там; Отя! - вот так!; маня - мама Аня, баби - баба Ира.
Лексико-семантическая сверхгенерализация - распространение сферы использования слова: ава (собака) - все четвероногие; дяка (ягода) - яблоко, персик, слива; дай - возьми; требование сделать что-нибудь:дай бай-бай мама (дай спать мама, т.е. хочу спать с мамой).
Детская омонимия - совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: ми - мишка, мышка, мыло; така - травка, трактор; тя - чай, ставь; мака - маленький, масло, мясо.
Игровые переименования - сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся или: 1) комментариями ребенка относительно сходства предметов, 2) следствием игры с использованием предметов-заместителей: цветок - о кожуре открытого банана; шапочка - о стаканчике, надетом на голову.
Лексико-семантические инновации - употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексико-семантических инноваций:
расширение значения слова: Выступает ансамбль - Петpова Света.
сужение значения слова: Я не человек, я девочка.
образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов: Дай мне деревянную булку (о сухаре); Можно заболеть карантином.
Ассоциативные замены:
смешение паронимов: Там цыплята вылепились (вместо вылупились);
смешение антонимов: Вчера куплю конфетку; Я завтра был у Вадика.
Морфология
Окказиональное конструирование основы глагола: вставает, скакает, прятает, сосает; нарисуть, нарисовает, целуть, кладила, сорвил, нажмала.
Унификация основы - сохранение неизменяемой основы слова:
сохранение неподвижности ударения: нoгами, кuта, yшами, спaла, попuла;
устранение чередования согласных: посидю, находу (нахожу), поскаку (поскачу), гладу (глажу), бежу, стережу, увиду; ухи;
устранение беглых гласных: у львёнока, огуреца, вынь палеца из рота, на ковёре, терёшь на тёрке, выгну (выгоню) из кровати;
устранение супплетивизма - неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: слонёнки, котёнки, ребёнки, мышонки, поросёнки; человеки, людь;
устранение наращений основы: с имем, без имя, нет мати (матери).
Смешение окончаний существительных: это глазы`, рóги; вилком, ложком; лампов, утятков, оленев, про гусёв, нет бусов; на береге, во рте, на грибу;
экспансия флексий - употребление в определенной падежной форме одного, опредленного, "главенствующего" окончания (напр., в тв.п. ед.ч.- только ОМ, в род.мн.- ОВ);
смешение оконч. сущ. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.:. два зайца на плечев, котята не бывают в тапочков, на кустов;
образование недостающих форм числа сущ. pluralia/singularia tantum - образование формы числа сущ., в норме имеющих или только форму единственного, или только форму множественного числа: резать ножницем, колготка, какой-то дров; много капустов, много мозаиков, много дрянев;
ошибки в словосочетаниях с числительными: два пеленок, три цветочков, четыре лягушек, две санки/два санка.
устранение существительных среднего рода: большую яблочку, другую колечку, большую ведерку; другую мясу;
«перевод» существительных из одного рода в другой: другой липучек, одна носочка, маленькую листочку;
устранение существительных 3 склонения: такую глупостю, помазала мазем, с солем, морковка с грязей, этого лошадя;
употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: смотреть месяца, пирожка испечем; про теремка, про города, дать кубика, про овощев;
склонение несклоняемых существительных: играть на пианине, едет на метре, за бедной кенгурой, ловить лассом;
окказиональное образование родовых пар у сущ.: корова с коровом, медвежиха, папа крольчих, утка и ут (зоонимы); нельзя быть плаксом таким (общий род); парикмахерка, врачка, командирщица (сущ, обозначающие лицо по профессии)
окказиональное образование сравнительной степени прилаг. и наречий: высотее, чистее, многее, хорошее, шерстянее;
смешение окончаний глаголов: посплют, едýт, грызят;
смешение суффиксов императива: стои, пои, искай, не смеись;
смешение суффиксов причастий: машина сломата, нос завязат, наполнета, место не занено, расколонный;
окказиональное образование видовых пар глагола: украшивать, украдывать, очистивать, отнасывать, расстелять, надобиться, наискать.
Синтаксис
Голофразы - однословные высказывания ребенка, по значению равные целой ситуации. Все первые слова являются голофразами: Мама - мама, требование дать что-нибудь, где мама?, мама пришла, мамина сумка и т.п.
Высказывания "телеграфного стиля" - предложения, состоящие из неизменяемых слов без предлогов: Мама бай. Папа ням-ням. Аня спать. Ника Така чу-чу (Виталик не поросенок).
Протопредлоги - гласные (обычно "а"), употребляемые на месте предлогов: а яню - про Ваню, а диян - на диван, а каитку - за калитку.
Квазидиалоги - диалоги "с самим собой" в эгоцентрической речи ("речи для себя"), в которых ребенок выступает в различных ролях.
Метаязыковая деятельность
Метаязыковая деятельность - любая деятельность ребенка, с разной степенью осознания, направленная непосредственно на языковой код, на язык как объект изучения (С.Н.Цейтлин).
Детская этимология - звуковая модификация слова с целью придания или изменения его мотивировки: мычок - бычок, кружинка - пружинка, заучники - заочники, истуда - оттуда.
Самоисправления – детские исправления собственной речи, обычно возникающие вследствие сопоставления своего высказывания с языковой нормой: Я машину взяму… Возьму; И буду съесть… есть.
Оценка предшествующих стадий собственного языкового развития: Когда я был маленький, вместо спасибо говорил та-та.
Исправление чужой речи: Что это за слово такое - бассэйн? Надо говорить: бас-сейн.
Вопросы о значении слов: Барчонок - это дитя Багиры? Скидка для детей - там детей скидывают?
Осознание многозначности и омонимии: Ушко у иголочки, как у Лизы; Я - это буква. И я - это человек.
Языковая игра в речи ребенка: Мама: Упала температура. - Ребенок: Упала в лужу (улыбается); У норки есть норка.
Собственные этимологии слов: Котенок ка-тает. Катает, потому что котенок; Икарус - от Икара.
Толкование значений слов: Девичник - дерево вишнёвое; Питомец - ребенок змеи.
Осознание различных языковых явлений: Нож - мальчик, вилка - девочка; Кефир и зефир - похожие слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей.Развитие речи детей 4-5 года жизни
Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации....
буклет Развитие речи детей 2-3 года жизни
реклмендации для родителей детей раннего возраста по развитию речи. рекомендации и речевой материал по развитию речи и тонкой моторики руки у детей третьего года жизни...
Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-ого года жизни".
"Развитие речи детей 2-ого года жизни"....
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...
Консультация для родителей. Развитие речи детей 4-5 года жизни.
Консультация для родителей. Развитие речи детей 4-5 года жизни....
Развитие речи детей 4-5 года жизни. Консультация для родителей.
Развитие речи детей 4-5 года жизни. Консультация для родителей....
Конспект родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей 5-го года жизни»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: знакомство родителей с содержанием раб...