семинар для педагогов "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Материал предназначен для педагогов ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_lepbuk_rudanova_may_2018.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов:
«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Подготовила
воспитатель МДОУ «Детский сад №104»
Руданова Наталия Алексеевна
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской активности на основе использования лэпбука.
Задачи:
– познакомить педагогов с технологией изготовления лэпбука;
– повысить уровень мастерства педагогов;
– показать возможности технологии лэпбук в систематизации, структурировании информации.
Оборудование: лэпбуки «Времена года», «Правила дорожного движения»; «Русская народная тряпичная кукла»;раздаточный материал – заготовки лэпбуков, шаблоны кармашков картинки по темам, загадки, пословицы, ребусы, стихи, цветная бумага, салфетки бумажные, ножницы, клей.
Этапы работы:
организационный
теоретический
практический
заключительный
Планируемый результат: информирование педагогического сообщества о технологии изготовления лэпбука
Ход мастер-класса
1. Организационный этап
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению лэпбука и работе с ним.
2. Теоретическая часть
(1 слайд)
Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС, заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки; содержание, методы, формы работы с детьми, требования к развивающей предметно-пространственной среде. Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.
Лэпбук - книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно с взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, дошколенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
(2 слайд)
Лэпбук - тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.
Актуальность данной темы в том, что лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы, это способ, в процессе которого ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, т.е. ребенок становится деятелем.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
(3 слайд)
Лэпбук:
-информативен;
— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с окружающим, развивает речь, знакомит детей с сенсорными представлениями (цветом, формой, величиной) и т. д.
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста (материалы и содержание подбираются согласно возрасту детей);
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
(4 слайд)
Чем для меня стала привлекательна данная форма работы с детьми?
- Лэпбук помогает ребенку организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал;
- Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку;
- Лэпбук можно использовать как разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1 целеполагание (выбор темы)
2 разработка лэпбука (составление плана)
3 выполнение (практическая часть)
4 подведение итогов
- Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;
- Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную (экскурсии, походы), техническую (фото, видео), информационную (сбор информации для лэпбука), v мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе);
- Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку).
(5 слайд)
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса. В отличие от Информационно-коммуникационных технологий, которые активно внедряются в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений, явный минус использования ИКТ, то что они замещают живое эмоциональное общение детей с педагогом, с родителями, детей друг с другом.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
добровольное присоединение детей к деятельности;
свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).
(6 слайд)
Работа с технологией «Лэпбук» в разных возрастных группах имеет свои особенности. Данную технологию можно использовать, начиная с первой младшей группы. На этом возрастном этапе выбор темы, изготовление лэпбука осуществляет педагог (малыши могут просто листать, открывать окошки книжечки). Начиная со второй младшей группы педагог постепенно вовлекает детей к изготовлению и наполнению информации Лэпбука (дети с помощь воспитателя могут определить тему, вносить рисунки по данной теме, участвовать в изготовлении карточек, совместно с родителями собирать информацию: стихи, загадки). С детьми среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук можно изготавливать совместно.
(7 слайд)
Что дает лэпбук в работе педагогу?
Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования. Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми. Способствует творческой самореализации педагога.
(8 слайд)
Для ребенка лэпбук - это помощник:
В понимании и запоминании информации по изучаемой теме.
В приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
В повторении и закреплении материала по пройденной теме (ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал).
В организации информации по изучаемой теме: он помогает лучше понять и запомнить изучаемый материал (особенно если ребенок визуал).
В организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
В развитии творческого мышления, познавательного интереса.
В развитии мелкой моторки (в лэпбуке содержится множество по-разному раскрывающихся кармашков, окошечек, книжек раскладушек).
В оформление результатов совместной проектной деятельности;
В творческом взаимодействии с родителями (в ходе совместного изготовления, в процессе реализации совместного проекта).
(9 слайд)
Работа с лэпбуком является отличным способом закрепления определенной темы с детьми. Позволяет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
3. Практическая часть
Уважаемые коллеги! Давайте с вами и попробуем вместе изготовить лэпбуки по заготовкам.
Показ, как из обычного картона и бумаги самостоятельно сделать основу нашего лэпбука и кармашки (черновой вариант).
Обычные кармашки можно сделать своими руками, а можно воспользоваться готовыми. Распределите, кто какую работу выполняет (оформление, приклеивание кармашков и т. д.). Все материалы у вас на столе. По окончании вы должны представить продукт своей деятельности. Нам важно понять принцип формирования содержания лэпбука.
Участники мастер-класса самостоятельно вырезают и приклеивают обычные кармашки и картинки-наполнители.
Представьте свой лэпбук.
4. Заключительная часть
Наш мастер-класс подошёл к завершению. Уважаемые коллеги, прошу вас ответить на несколько вопросов, заполнив «Лист обратной связи» (педагоги заполняют).
Технология, известная во всем мире как лэпбук, заслуживает нашего пристального внимания. Эта универсальная технология ориентирована на разные области развития детей. Детская активность выражается не в том, что ребёнок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником социальных отношений.
Спасибо за плодотворную работу!
Приложение
Лист обратной связи
Продолжите фразу, используя только прилагательные:
Мастер-класс (какой?)_____________________________________________
Напишите фразу-пожелание ведущему мастер-класса, начиная с глагола _______________________________________________________________
Готовы ли Вы применять увиденное в своей деятельности? (нужное подчеркнуть)
Да, прямо сегодня.
Да в ближайшем будущем.
Да, но изучив всё досконально.
Да, но не всё.
Нет, не буду.
Пока не знаю.
Полезные ссылки
http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html
http://sovets.net/15664-lepbuk.html
http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...
Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...
Презентация "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Рекомендовано педагогам ДОУ....
лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
оригинальное методическое пособие-лэпбук!...
Семинар для педагогов: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это но...
Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...
Семинар для педагогов: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Семинар для педагогов "Лепбук - как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"...