аннотация опыта работы
методическая разработка

Материал содержит теоретический о практический опыт педагога по теме работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_opyta_raboty_po_teme.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «СИСТЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ В ДОУ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Обобщённый опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме закаливания в ДОУ как фактора укрепления здоровья детей раннего возраста. Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и поэтому укрепление  здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением. Это свидетельствует о том, что проблемы  воспитания здорового ребёнка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поискав эффективных средств их реализация. Актуальность вопроса закаливания обусловлена тем, что ребёнок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребёнка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат – крепкое здоровье.

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств. Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода -факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание организма – это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причём закаливание детей даёт двойной положительный результат – снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь. Дело в том, что через две недели после прекращения закаливающих процедур возникает заметная дезадаптация, а через два месяца всё, что ребёнок приобрёл за период закаливания, он может потерять.                                                                                                                                    Особенности организации закаливания детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Воспитатель группы ведёт дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребёнка и применяемые моменты закаливания. Если ребёнок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребёнком не проводится интенсивное закаливание. Закаливание в группе проводить воспитатель, инструктор по физическому воспитанию в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей. Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Проблема данного исследования заключается в определении оптимальных путей закаливания детей в ДОУ.

Ведущей идеей педагогического опыта, является то, что закаливание – это не только обтирание  или обливание, но и  активные занятия физкультурой, проведение комплекса педагогических мероприятий: подвижные игры, пальчиковые игры, физ.минутки, дыхательная гимнастика, комплекс утренней гимнастики

Научная разработка проблемы закаливания стала возможной благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог  И. Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К.Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е. Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским, Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.

Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребёнка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение и внедрение  системы закаливания детского организма в оздоровительную работу с детьми  дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1.Проанализировать научно – теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста.

2.Изучить возрастные  особенности по закаливанию детей дошкольного возраста.

3.Развивать выносливость организма детей при изменяющихся факторах внешней среды. 4.Повышать сопротивляемость организма  к различным заболеваниям.

5. Воспитывать у детей, умение преодолевать трудности, работать в команде.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - Система закаливания в ДОУ.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – закаливание детей в раннем дошкольном возрасте.

Изучая  теоретико – методологические основы исследования, я опиралась на научные труды известных российских учёных – педагогов, врачей – гигиенистов и физиологов ( К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин, М.В. Антропова, А. Г. Хрипкова, А. Г. Сухарев, Л.А. Абросимова, С.В. Хрущев, Н. М. Амосов, П. А. Виноградов, А. В. Коробков, Н. Д. Граевская, Ю. П. Лисицын, И. В. Муравов, Г. И. Царегородцев, КА. Г. Щедрина ), посвященные воспитанию культуры здорового образа жизни и гигиеническому обоснованию общего режима дня и режима двигательной активности детей школьного возраста.

Методологической основой исследования служили теоретические представления о формировании и сохранении здоровья ребёнка, выдвинутые в трудах И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского, П. Ф. Лесгафта, В. М. Бехтерева, Е. А. Аркина, А.В. Запорожца. Н. А. Бернштейна, А. А. Маркосяна, И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова, М. Ю. Кистяковской и др., идеи педагогики оздоровления Ю. Ф. Змановского, основные положения концепции развивающего физического воспитания В. Т. Кудрявцева. Метод испарительного горячего закаливания К. В. Плеханова. Система закаливания П. К. Иванова. Общий контекст наших поисков в избранном направлении был задан работами физиологов, гигиенистов, педиатров, фтизиатров, психоневрологов, психологов, педагогов по проблемам оздоровления, воспитания и развития ребёнка. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научных трудов и литературы; изучение форм закаливания в ДОУ и специфика их применения, исследование различных методик закаливания, диагностика физического здоровья детей, анкетирование родителей, анализ результатов исследования.

Для достижения поставленной цели и задач, я использовала следующие приёмы:

  1. При переодевании, оставляем детей на некоторое время в плавках и майке, давая при этом ребёнку возможность двигаться (на прогулку, после прогулки).

2.  Ежедневные двухразовые прогулки на свежем воздухе, сквозное проветривание группы без детей.

3.  Утренняя гимнастика в облегчённой одежде и проветренном помещении.

4.  Музыкально – игровая гимнастика, пальчиковые игры, профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

5.  Закаливающие процедуры после сон. часа :  босохождение по ребристой дорожке, резиновым коврикам, коврикам с пуговицами ( профилактика плоскостопия ),  массаж рук при помощи массажных мячиков.

6.  Ведение графика заболеваемости детей, мед.отводы, перенесённые заболевания и противопоказания.

7.  В адаптационный период окружаем детей вниманием, лаской, заботой. Создаём условия, приближенные к домашним.

8.  Чесночные медальоны.

9.  Дыхательная гимнастика для увеличения объёма лёгких. Физкультминутки.

10.  Ежедневное умывание прохладной водой при температуре +14, +16 С.

11.  Контроль за положением тела ребёнка в течении дня, во время занятий, во время сна и приёма пищи, с целью профилактики сколиоза

12. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

13.  Составление диаграммы сравнительных результатов количества заболевших детей на начало и конец года.

14. Сон с доступом воздуха.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.      Исследование проводилось на базе МКДОУ № 18 п. Зауральский. В исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы в возрасте 2-3 лет, из них 9 девочек и 7 мальчиков.                  

ПЛАН РАБОТЫ.

  1. Изучить педагогическую литературу и интернет-ресурсы по проблеме закаливания.
  2. Разработать картотеку физ.минуток, дыхательной гимнастики, утренней гимнастики, пальчиковых игр, подвижных игр и т.д.
  3. Проводить воздушные ванны до 15 минут при температуре воздуха 21-24 С.  
  4. Проводить босохождение.
  5. Создать благоприятную психологическую атмосферу.
  6. Создать условия для соблюдения правил личной гигиены ( умывание рук и лица прохладной водой ).
  7. Организовать ежедневные двухразовые ( а в летний период, трёхразовые ) прогулки, в соответствии с возрастом и санитарно-эпидемиологическим и нормативами, с суммарной продолжительностью 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется воспитателем  в зависимости от климатических условий и санитарно-эпидемиологических нормативов.
  8. Проводить ежедневное проветривание помещения в отсутствие детей, при кратковременном снижении температуры воздуха, не более чем на 4 С ( санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ).
  9.  Использовать в работе технику массажа Уманской ДОУ ).
  10. Научить детей основам самомассажа.
  11. Посещение бассейна в старшем дошкольном возрасте.
  12. Осуществлять двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия согласно санитарно эпидемиологическим нормативам, с учётом состояния здоровья, возраста детей и времени года.
  13. Проводить индивидуальные беседы с родителями в присутствии медицинского работника.
  14. Провести анкетирование родителей.
  15. Познакомить родителей с принципами закаливания и с методикой проведения закаливания у детей дошкольного возраста.
  16. Организовать консультации в родительском уголке по закаливанию детей дошкольного возраста.
  17. Составить карту здоровья на каждого ребёнка с учётом возрастных особенностей, хронических заболеваний, перенесённых заболеваний и медицинских показаний.

Я предполагаю, что использование  закаливающих процедур и применение их в процессе оздоровительной работы  с воспитанниками будет способствовать укреплению физического здоровья детей в целом. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей и детей с пограничными состояниями невозможно без участия семьи в этом процессе, поэтому мной разработана совместная работа детского сада с семьёй. Так как целый ряд оздоровительных и реабилитационных мероприятий необходимо продолжать в домашних условиях. Это касается как общих мероприятий ( режим дня, питание, дополнительные прогулки, одежда ребёнка и т. д. ), так и некоторых специальных воздействий, таких, как:   1. Организация жизни ребёнка дома, внимание к психологическому климату в семье в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.   2. Проведение с детьми утренней зарядки в выходные дни дома, а вечерами проведение дополнительных корригирующих  упражнений по назначению врача.    3. Проведение занятий с ребёнком дома по назначению педагога, направленных на развитие речи, памяти и внимания.  

Этого можно достичь при помощи:  

- участия родителей в работе детского учреждения ;

 - индивидуальных консультаций с врачом и педагогом, участия в утренниках, родительских собраниях; - анкетирования родителей по вопросам закаливания;

-  разрешения от родителей на проведение закаливающих процедур в ДОУ;

-   изучения родителями и применения в домашних условиях игрового массажа и точечного массажа по системе А. А. Уманской;

 -  консультаций для родителей по темам:  « Профилактика Плоскостопия», «Полоскание горла», «Что надо знать о закаливании», «Босохождение», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Советы родителям по закаливанию ребёнка», «Сон. Зачем нужно спать», «Как одеть ребёнка?», «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью», «Способы закаливания», «Правила закаливания», «Закаливание в домашних условиях», « Разные виды закаливания», «Совместные занятия спортом детей и родителей», «Прогулки на свежем воздухе» и т.д.

 - проведения  консультации с родителями  перед каждым новым методом закаливания;

-   подробного  ознакомления с методом босохождения и принятия воздушных ванн;

 - родительского понимания,  не кутать детей, одевать  соответственно погодным условиям на улице и облегчения  одежды в помещении;

-  приобщения родителей к различным видам закаливания вместе с детьми;

-  вывешивания  в родительском уголке очередных домашних заданий по закаливанию.  

- работа с педагогами; консультация для воспитателей «Необходимость сотрудничества инструктора по физкультуре, воспитателя и родителей при проведении процедур закаливания в ДОУ.

Работа проводится комплексно, в течение всего пребывания детей в ДОУ и является долгосрочной. Ежегодно  мною проводились все вышеуказанные закаливающие мероприятия.

На основе анализа  индивидуальных карт здоровья детей после проведения закаливающих мероприятий  было выявлено, что дети стали гораздо реже болеть, а те дети, которые заболевали, переносили болезнь гораздо проще и выздоравливали быстрее, чем до экспериментальной работы. До комплекса мер по закаливанию каждый воспитанник болел несколько раз в течении нескольких месяцев, после проведения закаливающих мероприятий, количество заболеваний сократилось в два раза. Анализ заболеваемости детей моей группы показал снижение простудных заболеваний и ОРЗ.

Таким образом, проведённое исследование показало, что при регулярном  использовании разнообразных методов закаливания в оздоровительной работе с детьми раннего возраста, здоровье детей значительно укрепляется, адаптационные возможности организма и его сопротивляемость инфекциям значительно увеличиваются.

Проведённое исследование показало, что использование разнообразных методов закаливания дало достаточно эффективные результаты. Дети стали реже болеть, сопротивляемость организма детей инфекциям увеличилась. Из этого можно сделать вывод, что необходимо широко внедрять в оздоровительные программы детских садов систематические методы закаливания. При этом можно использовать водные процедуры, воздушные и солнечные ванны.

В современных условиях значение закаливания всё более возрастает. Закаливание – одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышает тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря, о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определённой системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Работа по закаливанию детей дошкольного возраста будет продолжена мною в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Аннотация к опыту работы

Аннотация к опыту работы«Развитие познавательных интересов и творческой активности ребенка» На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник   рисования...

аннотация к опыту работы по пдд

АннотацияЯ как воспитатель провожу целенаправленную работу по ознакомлению с правилами дорожного движения, формированию навыков правильного поведения на дорогах. Я уверена, знания, полученные в детств...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...