Аннотация к опыту работы
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Аннотация к опыту работы
«Развитие познавательных интересов и творческой активности ребенка»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.
Актуальность
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.
Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Работая над темой, мною была поставленацель: организация опытно-экспериментальной деятельности в рамках основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
1. Изучить дополнительную методическую и научно-познавательную литературу по данной теме.
2. Создать необходимые условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
3. Развивать познавательный интерес путём создания необходимых условий для опытно – экспериментальной деятельности
4. Привлечь родителей к реализации опытно-экспериментальной деятельности
Организация опытно-экспериментальной деятельности в группе строится по следующим принципам:
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками. В работе я опираюсь на научный опыт Н.Н. Подъякова, О.В. Дыбиной.
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
В работе с детьми мною используются энциклопедии и другая научно – познавательная литература.
2. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Весь материал и оборудование размещены в свободном доступе для детей.
3.Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
Реализация данного принципа предполагает выполнение мною следующих условий:
а) следовать в обучении от простого к сложному;
б) от известного к неизвестному.
4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Моя работа строится с учётом индивидуального подхода. Что неинтересно одному ребёнку, у другого вызывает оживлённый интерес. Так же опытно – экспериментальная деятельность позволяет найти подход и заинтересовать «трудных» детей.
5. Принцип целостности:
- основан в моей работе на комплексном принципе построения непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
6. Принцип активного обучения:
- мной осуществляется организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-мной используются активные формы и методы обучения дошкольников (проектный метод), способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип результативности:
- я надеюсь на получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Работа по теме проводится в следующих направлениях:
1. Работа с детьми (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности по всем образовательным областям, совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность).
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.
Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.
Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.
Средствами обучения детей являются:
- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;
- использование исследовательских действий;
- интеграция познавательных и исследовательских действий.
В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.
При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание обращаю на:
- соблюдение правил техники безопасности;
- культуру поведения;
- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
- доброжелательное отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.
Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.
Свою работу с детьми по опытно –экспериментальной деятельности строю по трём взаимосвязанным направлениям:
· живая природа;
· неживая природа;
· человек;
2.Взаимодействие с семьями воспитанников, которое выстраивается на основе сотрудничества.
Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.
Взаимодействие с семьей осуществляется по следующим формам и приемам:
1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)
- информационные стенды;
- памятки, буклеты;
- сайт МАДОУ;
- папки-передвижки.
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы(открытые занятия; дни открытых дверей, создание совместных проектов)
Когда родители видят мою увлечённость, горящие глаза детей, они становятся моими помощниками и союзниками.
Большую помощь родители оказывают в пополнении развивающей предметно – пространственной среды.
3. Создание условий (подбор научно-познавательной литературы, картин, презентаций, фильмов, схем, обогащение уголка экспериментирования)
Перспектива:
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечит становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.
Работа по данной теме поможет мне в преобразовании развивающей предметно-пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей.
Наработка конспектов позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_podgotovitel.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
«Свойства воды»
Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить свойства воды: прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы;
Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе;
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
- стимулировать познавательную активность детей.
Оборудование: стаканчики с водой и молоком на каждого ребёнка, сахар, речной песок, лед, сосуды для воды разной формы, глобус, термос, стеклышко, картинки.
Ход НОД:
Организационный момент:
- Ребята, я приготовила для вас загадки. Вы сможете их отгадать?
- С высоты большой срываясь
Грозно он ревёт,
И о камни разбиваясь
Пеною встаёт. (Водопад).
- Кто всю ночь по крышам бьёт, да постукивает,
И бормочет, и идет, убаюкивает. (Дождь).
- Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).
Выставляются картинки
- Как вы думаете, какое ключевое слово получилось?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
И летаю, и бегу,
Неподвижной быть могу.
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
И снежинка вырезная.
Вы узнали без труда,
Называюсь я … (вода)
- О чем мы сегодня будем говорить?(о воде, о её значении в жизни человека, о её свойствах)
- Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега?
Быть может из льда?
А может, с подземных ключей она бьёт?
И всем она жизнь и цветенье даёт.
Чтоб нам о воде все – при все разузнать,
Немало учебников нужно читать,
А также различных журналов и книг
Чтоб все её тайны открылись нам вмиг.
- Как вы думаете и где можно встретить воду в природе? (В морях, речках, в океане, в луже, в дождике, снеге)
-Что такое вода? Это струйка из крана.
Это волны и шторм на морях – океанах
В запотевшей бутылке напиток в руке
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Обратить внимание детей на глобус
- Как вы думаете, что на глобусе изображено голубым цветом? (Вода – моря, океаны, реки, озера).
- Да, вода занимает большие площади, чем суша.
- А для чего нужна вода? (Пить, умываться, поливать растения, готовить, стирать, мыть посуду, полы, купаться и т.д.)
- Какая бывает вода? (Морская, речная, холодная, горячая, теплая, газированная, дождевая и т.д.)
- А что делает вода? (Льется, капает, бурлит, журчит, течет, тает, замерзает…)
- Ребята, а где у нас в группе можно повстречать воду? Пойдемте, посмотрим!
* В уголке природы. (Прикрепляется капелька воды)
- А зачем нам здесь нужна вода? (Растениям нужна вода, без неё они погибнут)
* В уборной комнате. (Прикрепляется капелька воды)
- А зачем нам здесь нужна вода? (чтобы мыть руки и лицо)
*На кухне. (Прикрепляется капельку воды)
- А зачем нам здесь нужна вода? (чтобы мыть посуду, пол, игрушки)
* Чайник с водой. (Прикрепляется капелька воды)
- А зачем нам здесь нужна вода? (для утоления жажды)
- Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается
- Откуда вода берется? (из реки).
- Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой.
- А может кончиться вода?
- А как вы думаете, что будет, когда не станет воды? (Не сможем попить, покушать, все будет грязное, рыбки, животные, растения погибнут и т.д.)
- А сможет человек и все живое жить без воды?
- Значит, воду необходимо беречь. Как?
- Да, без воды очень плохо. Поэтому относиться к воде нужно бережно.
- А теперь я, предлагаю вам отправиться в лабораторию и вспомнить те свойства воды, о которых вы уже знаете и узнать новые.
- А что такое лаборатория? (ответы детей)
- А как нужно вести себя в лаборатории? (повторить технику безопасности)
- А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды:
Вправо, влево повернись,
В Лаборатории Воды окажись!
Вот мы с вами и в Лаборатории!
Вам, как учёным, предстоит сегодня выяснить свойства воды.
- Но сначала поиграем в игру «Вода – друг, вода – враг». Скажите, пожалуйста, в каких случаях мы можем назвать воду нашим другом, а в каких – нашим врагом? (Вода – наш друг, потому что мы её пьём, умываемся, купаемся, готовим пищу и т.д., вода – наш враг, потому что может быть наводнение, можно утонуть в реке, горячей водой можно обжечься и тд.).
-Ребята, у вас в стаканах налита вода. Что можно сказать про воду, какая она? (ответы детей).
Опыт 1: На столе стоят 2 стакана, один с молоком, другой с водой.
Опускаем ложку в стакан с молоком и в стакан с водой. Что видим? (В стакане с водой ложечка просвечивается, а в стакане с молоком её не видно). Вместе с детьми воспитатель называет свойство воды: вода прозрачна.
Опыт 2: Посмотрите, ребята, а что у меня под салфеткой? (Показывает посуду разной формы.)
Это посуда разной формы. Ребята, как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей.)
(Воспитатель наливает воду в колбу.)
- Посмотрите, форму чего приняла вода? (Вода приняла форму колбы.)
- А вода полностью заполнила колбу? Промежутков и пустот нигде не осталось? (Нет, вода полностью заполнила колбу.)
- А теперь предлагаю взять формы. У всех они разные. Наполним их водой. Что происходит с формой воды? (вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают).
Опыт 3. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые не растворяются».
- Ребята, перед вами стоят по два стаканчика с водой и песок (речной и сахарный)
- В один из них положите обычный, речной песок, размешивайте ложкой.
- Растворился песок? (нет).
- В другой стаканчик посыпьте ложечку сахарного песка, размешивайте.
- Что произошло? (сахарный песок растворился).
- Какой вывод можно сделать? (речной песок не растворяется в воде, а сахарный песок растворяется).
Вода тоже может быть волшебницей.
Опыт 4 «Пар - Это вода».
- Ребята, что это? (термос).
- Что туда обычно наливают? (воду, чай).
- Я налила туда очень горячую кипящую воду. Открою его, что видите? (поднимается пар).
- Беру стекло, положу его над паром, что видите? (капельки воды).
- А эти капельки из чего появились? (из воды).
- Какой вывод можем сделать? (пар – это вода в газообразном состоянии).
- Сейчас переходим к следующему опыту.
Опыт 5 «Лед- это вода».
- А теперь, ребята, возьмите лёд в руки. Какой он на ощупь? (мокрый, скользкий, гладкий, холодный.)
- Ребята, а что происходит со льдом? (Лёд в руках тает).
- А как вы думаете, почему лёд в руке тает? (Потому что руки тёплые, а лёд холодный.)
- Ребята, положите лёд на цветную бумагу. Скажите, видно ли через лёд цветную бумагу? (Да.)
- Значит, какой у нас лёд? (Прозрачный, бесцветный.)
- Теперь давайте положим лёд на тарелочку и посмотрим, что будет происходить со льдом дальше.
Физкультминутка
- Почему лед растаял? (в группе тепло).
- Какой вывод можно сделать? (лед - тоже вода, только в твердом состоянии, по- другому лед это твердая вода).
- А в какое время года вода замерзает на улице? (Зимой.) В какую погоду замерзает вода? (В холодную, в морозную.)
- Вода может быть твердой. Когда она замерзает, то превращается в лед. Может быть летучей, газообразной – это пар.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, кому нужна вода, зачем и для чего? (Ответы детей)
- Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды - водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды на столе не будет ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.
Опыт 6. «Вода нужна всем».
- Три дня в блюдце в намоченной марле мы держали горох, а в другом блюдце в сухой марле. Давайте проверяем, что же с ними случилось? (в одном из них появился росточек, а в другом нет).
- Как вы думаете, почему?
- Видите, ребята, вода нужна и для жизни, и для роста растений, вода нужна всем.
- Мы закончили эксперименты. Какие свойства воды мы повторили?
- Ребята, я предлагаю превратиться в волшебников? Конечно, для этого нужно только сказать волшебные слова.
Вправо, влево повернись,
Волшебство начнись.
«Масляная лампа»
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
«Дождевые облака»
Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.
Понадобится: пена для бритья, стакан с водой, окрашенная вода, пипетка.
Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.
«Огнеупорный шарик»
Понадобится: 2 шарика; свечка; вода. Надуйте шарик и держите его над пламенем свечи. Покажите ребятам, что от горячего пламени он начнет плавиться и лопнет. Возьмите второй шарик. Налейте в него воды, завяжите и опять проделайте то же самое. Увидите, что шарик с водой не лопает, а выдерживает пламя. Поскольку вода берет на себя тепло от огня, а шарик в это время не горит. Итог.
- Понравилось вам наше превращение в ученых?
- Что мы сегодня с вами делали?
- А нужно ли беречь воду?
- Как мы можем это делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация на опыт работы Территория группы – образовательное пространство
Как и для большинства современных воспитателей, ключевыми вопросами педагогической компетентности для меня стали вопросы: «Как развивать малыша?», «Что ему интересно?», «Как сделать образовательный пр...
Аннотация к конкурсной работе - разработка развлечения с детьми 2 младшей группы " Праздник Божьей коровки " Милая букашка - в крапинку рубашка ".
Аннотацияк конкурсной работе -разработке развлечения с детьми 2 младшей группы«Праздник Божьей коровки «Милая букашка-в крапинку рубашка». Автор составитель – Матюшенко Лидия Анатольевна, воспита...
Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...
аннотация к опыту работы по пдд
АннотацияЯ как воспитатель провожу целенаправленную работу по ознакомлению с правилами дорожного движения, формированию навыков правильного поведения на дорогах. Я уверена, знания, полученные в детств...
Аннотация педагогического опыта по теме "Финансовая грамотность дошкольников"
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкол...
аннотация опыта работы
Материал содержит теоретический о практический опыт педагога по теме работы...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...