«Использование мнемотаблиц для заучивания стихов»
консультация

Макарова Мария Александровна

«Использование мнемотаблиц для заучивания стихов»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotablits_dlya_zauchivaniya_stihov.docx855.82 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования

 г. Долгопрудного  центр развития ребёнка - детский сад №4 «Рябинка»

Семинар-практикум:

«Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы»

Тема выступления: «Использование мнемотаблиц для заучивания стихов»

balmont_osen.jpg (595×842)5808_html_m10754aeb.png (359×632)

        Долгопрудный,

2019

                                               

Если спросить педагогов, осуществляющих работу по заучиванию стихотворений с детьми, испытывают ли они при этом трудности, большинство ответит утвердительно и подчеркнут, что формальный, лишенный всякого творчества подход превращает такого рода речевую деятельность в непривлекательный процесс. В итоге наблюдается плохое запоминание текста, забывание или перестановку слов, неэмоциональное, невыразительное чтение. Кроме того, часто дети пытаются запомнить текстмеханически, не понимая смысла, это не лучший способ заучивания, так как художественные тексты содержат в себе эмоциональную нагрузку, выражают определённые чувства, которые требуется выразительно донести до слушателя.

Что делать, какие средства использовать, чтобы процесс заучивания стихов приносил радость и удовлетворение детям? На помощь приходят приёмы мнемотехники, которые помогут предельно повысить запоминание, сохранение и воспроизведение художественного текста. Также в практике заучивания отлично проявили себя мнемотаблицы. Принцип их действия заключается в том, что на каждое слово или фразу придумывается символ (картинка), который помогает принять информацию сразу двум органам чувств – зрительному и слуховому, что повышает качество запоминания и воспроизведения текста.

Мнемо́ника (гречτα μνημονιχα — искусство запоминания), совокупность специальныхприёмов и способов, облегчающих запоминание

 нужной информации и увеличивающих объём памяти путёмобразования  ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и    представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое  представление, связывание объектов длязапоминания с уже имеющимися в  областях различных типов памяти.

Отметим, что для кодирования стихотворения достаточно даже простейшего изображения к строчке или целому четверостишию. Необязательно быть профессиональным художником, чтобы изобразить описываемые в произведении предметы или действия. В мнемотаблице схематически возможно отобразить весь окружающий мир: явления природы, события, признаки предметов, действия персонажей. Методика мнемотаблиц разработана подробно, с необходимыми инструкциями, что не вызывает затруднений в применении.

 Начинается работа с построения мнемоквадрата, который соответствует конкретному слову. Например, заучивается стихотворение «Белая берёза» Сергея Есенина. Оперируя словом «берёза», педагог предлагает рассмотреть символическое обозначение дерева. Это должен быть простой и доступный детям рисунок, который они могут выполнить самостоятельно. Затем аналогично поступаем с другими словами, например, «окно», «снег», «ветки» и т. д. Так дети начинают постепенно понимать, что означает символ слова.

В начале обучения предлагаются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее возникают цветные образы: снег – белый, ветви ели – зелёные, небо ‒ голубое. Затем, по мере овладения конкретными навыками изображения предметов используются чёрно-белые символы, чтобы не отвлекаться на их яркость.

Последующая работа над стихотворением предполагает постепенный переход от мнемоквадратов к мнемодорожкам, которые обозначают целые стихотворные фразы. Так идёт поэтапное запоминание и дальнейшее воспроизведение стихотворения по условным символам.

После усвоения необходимых первоначальных знаний о символах детей подводят к действиям с мнемотаблицами. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста обучаемых. Таким образом, всё стихотворение фиксируется схематически.

Разработанная методика использования мнемотаблицы при запоминании стихотворения предполагает, что работать с детьми в этом направлении эффективнее всего поэтапно. В принципе возможны различные вариации, это будут авторские разработки, но уже стала классикой следующая схема занятий.

Итак, чтобы вызвать у детей интерес к произведению, надо быть немного актёром. Лучше выучить стихотворение наизусть для свободного оперирования стихотворными фразами, подходящей интонацией и жестикуляцией.

Далее идёт работа по объяснению детям непонятных слов и активизации новых. Например, в предлагаемом стихотворении «Белая берёза» есть следующие сложные слова — бахрома, кайма, кисти, которые сначала обсуждаются, а затем обозначаются символами.

Беседа по содержанию стихотворения — приём классический, но в плане мнемотехники крайне важный, так как облегчает запоминание и дальнейшее воспроизведение художественного текста.

После этого переходите к рассматриванию иллюстраций и подготовленных заранее мнемодорожек, проводите повторное чтение стихотворения с установкой, что это произведение будет разучиваться наизусть.

Следующий этап работы над текстом предполагает, что дети самостоятельно проговаривают отдельно каждую строчку стихотворения с помощью мнемодорожки, а затем читают текст целиком с опорой на мнемотаблицу.

Когда стихотворение будет выучено, предложите детям создать книгу стихов из мнемотаблиц, которая при рассматривании поможет воспроизводить выученные художественные тексты.

Мнемостихи на тему “Осень”

Начнем с истинно логопедического стихотворения. Кроме описания осеннего сада  мы можем найти в нем множество слов со звуком [С] для его автоматизации.

Алиса в саду

Вот идет Алиса в сад,

Скоро будет листопад.

Слива там и абрикос,

На скамейке — сонный пес.

Там краса и чудеса:

Солнце, киска и роса,

У скамейки стол стоит.

Самовар на нем свистит.

Вот в песочнице песок,

Самосвал там и совок,

Рядом с ними самокат.

Ах, какой прекрасный сад!

Смирнова Л.Нhttp://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2015/09/02.png

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2015/09/mnemotablica_dlya_zauchivaniya_stixov-972x1024.jpg 

Осенние листья

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихов

Материал  предназначен  для  воспитателей  и  методистов  дошкольных  учреждений.  Эфективность использования  мнемотаблиц  для  заучивания...

Использование мнемотаблиц для заучивания потешек и стихов

Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники     Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей за­...

Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми наизусть

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры. Мнемотехника помогает маленьким детям легче запоминать стихи, скороговорки...

Использование мнемотаблиц для заучивания стихов об осени

Предлагаю несколько мнемотаблиц для заучивания стихов об осени, которые использую в работе с детьми....

Использование мнемотаблиц для заучивания стихов.

Опыт составления мнемотаблиц для заучивания стихов....