Использование мнемотаблиц для заучивания стихов.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Морина Юлия Евгеньевна

Опыт составления мнемотаблиц для заучивания стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разучивание новогодних стихов15.09 КБ

Предварительный просмотр:

            Сейчас время новогодних стихов для Деда Мороза. Предлагаю разучить несколько стихотворений, которые мы используем на новогодних утренниках уже несколько лет при помощи мнемотаблицы. Мы с ребятами называем такие таблички « подсказками» и готовим вместе.

             Начиная учить стихотворение, разбиваем его на  строки. Рисуем табличку по числу этих строк. Произносим первую строку: «Новый год слетает с неба». Спрашиваю:

         - Как нарисуем эту фразу?

         Всегда рисую вместе с детьми. Иногда совершенно удивительные ассоциации, образы предлагают. В данном случае это крылья и две большие буквы НГ. Мы подготовительная группа, и такой вариант вполне уместен, тем более аббревиатура довольно распространенная (возможно уже видели где-то у родителей). Итак, облака (небо), крылья, на них НГ. Нарисовали в первой ячейке таблицы. Снова проговариваем первую строку и переходим к следующей: «Или из лесу идет».

         - Как рисуем?

         - Лес, следы и валенки!

         И так далее, проговаривая каждую строчку, начиная с первой, всякий раз. Опираемся на табличку и добавляем по новой строке в свободные ячейки по порядку. Читать стараюсь с выражением, эмоционально, чтоб образы складывались наиболее точно. Обычно к концу составления таблички большинство детей могут прочесть стихотворение полностью, глядя на «подсказку» с небольшой помощью взрослого.

          Кто-то скажет, что нужно уметь хорошо рисовать, но тут главное не качество рисунка, а чтобы образ, возникший в твоей голове «подружился» с изображением и чтоб лично вы знали, что вот эта закорючка у вас – елка.

           Так иногда прошу детей придумать и  нарисовать как можно больше слов, начинающихся с определенного звука, и слышу ответ:

           - А я придумал, но не знаю, как нарисовать?!

           - Нарисуй, как умеешь, главное, чтоб ты смог объяснить, что вот эта линия у тебя – змея. Или:

           - Я не знаю, как изобразить электричество!

         И кто-то из ребят подсказывает:

           - Ну нарисуй лампочку, или столбы с проводами.

         То есть мы развиваем не только речь, фонематический слух, память, но и воображение, внимание, мелкую моторику, готовим руку к письму. Все психические процессы задействованы. У меня дочь так учила стихи и в школе. Конечно « Унылая пора…» А.С. Пушкина с трудом вставляется в таблицу, но при развитом воображении все возможно. Иногда сама в тупике: как изобразить ту, или иную фразу, но ребята всегда находят решение. И это всегда такой азарт! Разучиваем «Лукоморье». Я в замешательстве… Как изобразить «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»?..

        - Что тут непонятного, Юлия Евгеньевна – рисуйте духи!

        - А «Русский»?

        - А вы на флакончике Российский флаг нарисуйте!

        И хоть с каждой новой группой детей мы создаем новую «подсказку» , ведь ассоциации могут у всех быть разные, но коллеги зачастую просят наши таблицы использовать в готовом виде.

 Предлагаю несколько вариантов новогодних стихов.

Новый год слетает с неба, или из лесу идет?

Или из сугроба снега к нам приходит Новый Год?

Он наверно жил снежинкой на какой-нибудь звезде,

Или прятался пушинкой у мороза в бороде?..

Может влез он в холодильник, или к белочке в дупло?

Или в старенький будильник он забрался под стекло?

Но всегда бывает чудо – на часах двенадцать бьет,

И неведомо откуда к нам приходит Новый Год!

- Кто тебе, Снегурочка, белый сшил наряд?

- Шил мне платье белое зимний снегопад!

- Кто тебе, Снегурочка, песни пел зимой?

- Пел мне песни ласковый ветерок лесной!

- Кто тебе, Снегурочка, бусы дал из звезд?

- Дал мне бусы яркие дедушка Мороз!

- Ты скажи, Снегурочка, что желаешь нам?

- Я желаю радости всем своим друзьям!

 Получил дед Мороз письмецо от деток.

Просят детки у него сказок и конфеток.

Просят, чтобы дед Мороз им принес подарки:

Медвежонку – паровоз, белке – бантик яркий.

Чтоб у елочки была до небес макушка,

Где часы бы завела в новый год кукушка.

В теплых валенках больших подмигнет он глазом,

И исполнятся у них все желанья сразу!

Ждут, когда он в хоровод со Снегуркой встанет,

А иначе новый год долго не настанет!

Приходи скорее, дедушка Мороз!

Закружи на небе хоровод из звезд,

Будем мы по небу птицами летать,

Будем хлопья белые с облаков бросать.

От тебя на праздник, дедушка Мороз,

Ждем мы новых сказок и подарков воз!

В сани золоченые запрягай коней,

Елочку-красавицу привози скорей.

Пусть на ней Снегурочка огоньки зажжет,

Пусть у нас веселым будет новый год!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихов

Материал  предназначен  для  воспитателей  и  методистов  дошкольных  учреждений.  Эфективность использования  мнемотаблиц  для  заучивания...

Использование мнемотаблиц для заучивания потешек и стихов

Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники     Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей за­...

Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми наизусть

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры. Мнемотехника помогает маленьким детям легче запоминать стихи, скороговорки...

Использование мнемотаблиц для заучивания стихов об осени

Предлагаю несколько мнемотаблиц для заучивания стихов об осени, которые использую в работе с детьми....

«Использование мнемотаблиц для заучивания стихов»

laquo;Использование мнемотаблиц для заучивания стихов»...