Использование мнемотаблиц для заучивания стихов.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Опыт составления мнемотаблиц для заучивания стихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разучивание новогодних стихов | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сейчас время новогодних стихов для Деда Мороза. Предлагаю разучить несколько стихотворений, которые мы используем на новогодних утренниках уже несколько лет при помощи мнемотаблицы. Мы с ребятами называем такие таблички « подсказками» и готовим вместе.
Начиная учить стихотворение, разбиваем его на строки. Рисуем табличку по числу этих строк. Произносим первую строку: «Новый год слетает с неба». Спрашиваю:
- Как нарисуем эту фразу?
Всегда рисую вместе с детьми. Иногда совершенно удивительные ассоциации, образы предлагают. В данном случае это крылья и две большие буквы НГ. Мы подготовительная группа, и такой вариант вполне уместен, тем более аббревиатура довольно распространенная (возможно уже видели где-то у родителей). Итак, облака (небо), крылья, на них НГ. Нарисовали в первой ячейке таблицы. Снова проговариваем первую строку и переходим к следующей: «Или из лесу идет».
- Как рисуем?
- Лес, следы и валенки!
И так далее, проговаривая каждую строчку, начиная с первой, всякий раз. Опираемся на табличку и добавляем по новой строке в свободные ячейки по порядку. Читать стараюсь с выражением, эмоционально, чтоб образы складывались наиболее точно. Обычно к концу составления таблички большинство детей могут прочесть стихотворение полностью, глядя на «подсказку» с небольшой помощью взрослого.
Кто-то скажет, что нужно уметь хорошо рисовать, но тут главное не качество рисунка, а чтобы образ, возникший в твоей голове «подружился» с изображением и чтоб лично вы знали, что вот эта закорючка у вас – елка.
Так иногда прошу детей придумать и нарисовать как можно больше слов, начинающихся с определенного звука, и слышу ответ:
- А я придумал, но не знаю, как нарисовать?!
- Нарисуй, как умеешь, главное, чтоб ты смог объяснить, что вот эта линия у тебя – змея. Или:
- Я не знаю, как изобразить электричество!
И кто-то из ребят подсказывает:
- Ну нарисуй лампочку, или столбы с проводами.
То есть мы развиваем не только речь, фонематический слух, память, но и воображение, внимание, мелкую моторику, готовим руку к письму. Все психические процессы задействованы. У меня дочь так учила стихи и в школе. Конечно « Унылая пора…» А.С. Пушкина с трудом вставляется в таблицу, но при развитом воображении все возможно. Иногда сама в тупике: как изобразить ту, или иную фразу, но ребята всегда находят решение. И это всегда такой азарт! Разучиваем «Лукоморье». Я в замешательстве… Как изобразить «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»?..
- Что тут непонятного, Юлия Евгеньевна – рисуйте духи!
- А «Русский»?
- А вы на флакончике Российский флаг нарисуйте!
И хоть с каждой новой группой детей мы создаем новую «подсказку» , ведь ассоциации могут у всех быть разные, но коллеги зачастую просят наши таблицы использовать в готовом виде.
Предлагаю несколько вариантов новогодних стихов.
Новый год слетает с неба, или из лесу идет?
Или из сугроба снега к нам приходит Новый Год?
Он наверно жил снежинкой на какой-нибудь звезде,
Или прятался пушинкой у мороза в бороде?..
Может влез он в холодильник, или к белочке в дупло?
Или в старенький будильник он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо – на часах двенадцать бьет,
И неведомо откуда к нам приходит Новый Год!
- Кто тебе, Снегурочка, белый сшил наряд?
- Шил мне платье белое зимний снегопад!
- Кто тебе, Снегурочка, песни пел зимой?
- Пел мне песни ласковый ветерок лесной!
- Кто тебе, Снегурочка, бусы дал из звезд?
- Дал мне бусы яркие дедушка Мороз!
- Ты скажи, Снегурочка, что желаешь нам?
- Я желаю радости всем своим друзьям!
Получил дед Мороз письмецо от деток.
Просят детки у него сказок и конфеток.
Просят, чтобы дед Мороз им принес подарки:
Медвежонку – паровоз, белке – бантик яркий.
Чтоб у елочки была до небес макушка,
Где часы бы завела в новый год кукушка.
В теплых валенках больших подмигнет он глазом,
И исполнятся у них все желанья сразу!
Ждут, когда он в хоровод со Снегуркой встанет,
А иначе новый год долго не настанет!
Приходи скорее, дедушка Мороз!
Закружи на небе хоровод из звезд,
Будем мы по небу птицами летать,
Будем хлопья белые с облаков бросать.
От тебя на праздник, дедушка Мороз,
Ждем мы новых сказок и подарков воз!
В сани золоченые запрягай коней,
Елочку-красавицу привози скорей.
Пусть на ней Снегурочка огоньки зажжет,
Пусть у нас веселым будет новый год!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблицы для заучивания стихов
Материал предназначен для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. Эфективность использования мнемотаблиц для заучивания...
Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц для заучивания стихов с детьми дошкольного возраста"
Практический материал для родителей...
Картотека мнемотаблиц для заучивания стихов (для родителей)
Практический материал для родителей...
Использование мнемотаблиц для заучивания потешек и стихов
Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей за­...
Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми наизусть
Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры. Мнемотехника помогает маленьким детям легче запоминать стихи, скороговорки...
Использование мнемотаблиц для заучивания стихов об осени
Предлагаю несколько мнемотаблиц для заучивания стихов об осени, которые использую в работе с детьми....
«Использование мнемотаблиц для заучивания стихов»
laquo;Использование мнемотаблиц для заучивания стихов»...