Сезонная работа в уголке природы в дошкольном образовательном учреждении
статья
Комарова Елена Анатольевна
ГБДОУ № 3 СПб Калининского района
Сезонная работа в уголке природы в дошкольном образовательном учреждении
В уголке природы в любой сезон года для ребят найдется дело. Они наблюдают и ухаживают за растениями и животными не только постоянно находящимися в группе. Большая воспитательно-образовательная работа проводится с материалами, которыми пополняется уголок в разное время года. Дети видят их во время прогулок и экскурсий, на участке дошкольного учреждения и за его пределами. Сезонный материал используется воспитателем для проведения занятий и для работы с подгруппами при организации самостоятельной детской деятельности.
Осенью в уголок природы можно приносить выкопанные с клумб растения; некоторое время они продолжают цвести в помещении. Красивы низкорослые сорта растений (астра, бархатцы, петунии и др.).
Кроме цветущих грунтовых растений, дети приносят с прогулок разноцветные осенние листья деревьев и кустарников. Воспитатель учит ребят (всех возрастных групп) из листьев делать небольшие букеты. Чтобы листья дольше сохраняли хороший вид, их можно прогладить теплым утюгом. Организуя рассматривание листьев, педагог объединяет детей в небольшие группы. В беседе об осенней поре подчеркивает, какие в это время года на деревьях яркие, разные оттенков листья, упражняет ребят в узнавании листьев известных им деревьев и кустарников.
В старших группах дети готовят из листьев различные дидактические пособия для своей группы и младших ребят, а также панно для украшения группы. Кроме листьев, можно поставить 1-3 веточки с плодами, например рябины, они хорошо украшают помещение.
Воспитатель привлекает ребят к сбору сухих семян деревьев (ясеня, липы, клена), из которых затем делают забавные игрушки, пособия для занятий, интересные коряги, шишки, камешки. Если на участке дошкольного учреждения разбит огород, после сбора урожая в уголке природы в уголке природы можно устроить выставку овощей, выращенных детьми. Воспитатель вместе с детьми рассматривает эти овощи, отмечает, какие она, крупные, красивые, как их много. После этого можно провести занятие, на котором организовать дидактическую игру «Магазин овощей» либо провести беседу об овощах и их выращивании. Подобные занятия проводятся во всех возрастных группах.
В старших группах при проведении занятий можно использовать листья овощных растений. Детям дают задание найти «вершки» и «корешки», загадать загадки об овощах и найти «отгадки» - овощи, лежащие здесь на подносе. В ходе занятия воспитатель просит детей вспомнить и рассказать, как они ухаживали за овощными растениями., и подводит ребят к выводу: вырастили хороший урожай, потому, что все вместе много работали, хорошо ухаживали за растениями.
Подобное занятие можно провести после срезки и пересадки цветущих растений из цветника; кроме растений, можно использовать семена цветочных растений, собранные детьми разных групп (начиная со средней).
В процессе ознакомления детей с овощами, фруктами и семенами цветочных растений, деревьев и кустарников воспитатель формирует у детей знания об осени как о времени года, когда все растения отцветают, созревают семена; в огородах и садах собирают урожай.
Для закрепления знаний детей о сезонных изменениях в природе в уголках природы всех возрастных групп имеются специальные календари природы. Это планшеты или ширмы с прозрачными карманами, в которых помещаются цветные иллюстрации и рисунки детей.
В младших средней группах календарь природы более упрощен, на нем находятся несложные иллюстрации, точно отображающие то, что в данный момент происходит в природе и что дети сами видят во время наблюдений на участке и в ближайшем окружении (например, рисунки детей с изображением осеннего дерева с зелеными и желтыми листьями, цветов).
Зимой, в конце февраля, уголок природы дети приносят веточки, собранные после обрезки кроны деревьев. В это время деревья и кустарники находятся в состоянии вынужденного покоя, т.е они готовы начать развитие, но низкая температура воздуха мешает этому. Если ветки пометить в теплую комнату, они сравнительно быстро начинают распускаться. Для ускорения процесса можно провести тепловую обработку веток – поместить их концы в ведро или банку с теплой водой и сверху окутать теплой тканью; держать ветки в таком виде до остывания воды.
Весной в уголке природы всех возрастных групп, кроме посевов и посадок, появляются первые весенние цветы, в старших группах можно устроить уголок леса – несколько весенних растений сажают в один ящик. Дети наблюдают за развитием растений, запоминают их названия и признаки внешнего вида, отмечают признаки, характерные для всех весенних первоцветов (цветы появляются до листьев или одновременно с ними, быстро отцветают, цветы у многих растений похожи по окраске и т.д.). Рассматривание весенних растений организуется с подгруппами детей или этой теме посвящается занятие.
Летом уголок природы располагается на участке. Здесь, под навесами, где дети играют и занимаются, можно поставить небольшие букетики цветов. Сезонных обитателей (растений) следует разместить в разных местах участка, так как они нуждаются в разных условиях обитания. Летом, кроме растений, с которыми знакомят детей как в уголке природы, так и на прогулке, им дают знания о некоторых насекомых тех мест где находится дошкольное учреждение (гусеница, червяк, шмель бабочка и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lena_ines_2_2021.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Комарова Елена Анатольевна
ГБДОУ № 3 СПб Калининского района
Сезонная работа в уголке природы в дошкольном образовательном учреждении
В уголке природы в любой сезон года для ребят найдется дело. Они наблюдают и ухаживают за растениями и животными не только постоянно находящимися в группе. Большая воспитательно-образовательная работа проводится с материалами, которыми пополняется уголок в разное время года. Дети видят их во время прогулок и экскурсий, на участке дошкольного учреждения и за его пределами. Сезонный материал используется воспитателем для проведения занятий и для работы с подгруппами при организации самостоятельной детской деятельности.
Осенью в уголок природы можно приносить выкопанные с клумб растения; некоторое время они продолжают цвести в помещении. Красивы низкорослые сорта растений (астра, бархатцы, петунии и др.).
Кроме цветущих грунтовых растений, дети приносят с прогулок разноцветные осенние листья деревьев и кустарников. Воспитатель учит ребят (всех возрастных групп) из листьев делать небольшие букеты. Чтобы листья дольше сохраняли хороший вид, их можно прогладить теплым утюгом. Организуя рассматривание листьев, педагог объединяет детей в небольшие группы. В беседе об осенней поре подчеркивает, какие в это время года на деревьях яркие, разные оттенков листья, упражняет ребят в узнавании листьев известных им деревьев и кустарников.
В старших группах дети готовят из листьев различные дидактические пособия для своей группы и младших ребят, а также панно для украшения группы. Кроме листьев, можно поставить 1-3 веточки с плодами, например рябины, они хорошо украшают помещение.
Воспитатель привлекает ребят к сбору сухих семян деревьев (ясеня, липы, клена), из которых затем делают забавные игрушки, пособия для занятий, интересные коряги, шишки, камешки. Если на участке дошкольного учреждения разбит огород, после сбора урожая в уголке природы в уголке природы можно устроить выставку овощей, выращенных детьми. Воспитатель вместе с детьми рассматривает эти овощи, отмечает, какие она, крупные, красивые, как их много. После этого можно провести занятие, на котором организовать дидактическую игру «Магазин овощей» либо провести беседу об овощах и их выращивании. Подобные занятия проводятся во всех возрастных группах.
В старших группах при проведении занятий можно использовать листья овощных растений. Детям дают задание найти «вершки» и «корешки», загадать загадки об овощах и найти «отгадки» - овощи, лежащие здесь на подносе. В ходе занятия воспитатель просит детей вспомнить и рассказать, как они ухаживали за овощными растениями., и подводит ребят к выводу: вырастили хороший урожай, потому, что все вместе много работали, хорошо ухаживали за растениями.
Подобное занятие можно провести после срезки и пересадки цветущих растений из цветника; кроме растений, можно использовать семена цветочных растений, собранные детьми разных групп (начиная со средней).
В процессе ознакомления детей с овощами, фруктами и семенами цветочных растений, деревьев и кустарников воспитатель формирует у детей знания об осени как о времени года, когда все растения отцветают, созревают семена; в огородах и садах собирают урожай.
Для закрепления знаний детей о сезонных изменениях в природе в уголках природы всех возрастных групп имеются специальные календари природы. Это планшеты или ширмы с прозрачными карманами, в которых помещаются цветные иллюстрации и рисунки детей.
В младших средней группах календарь природы более упрощен, на нем находятся несложные иллюстрации, точно отображающие то, что в данный момент происходит в природе и что дети сами видят во время наблюдений на участке и в ближайшем окружении (например, рисунки детей с изображением осеннего дерева с зелеными и желтыми листьями, цветов).
Зимой, в конце февраля, уголок природы дети приносят веточки, собранные после обрезки кроны деревьев. В это время деревья и кустарники находятся в состоянии вынужденного покоя, т.е они готовы начать развитие, но низкая температура воздуха мешает этому. Если ветки пометить в теплую комнату, они сравнительно быстро начинают распускаться. Для ускорения процесса можно провести тепловую обработку веток – поместить их концы в ведро или банку с теплой водой и сверху окутать теплой тканью; держать ветки в таком виде до остывания воды.
Весной в уголке природы всех возрастных групп, кроме посевов и посадок, появляются первые весенние цветы, в старших группах можно устроить уголок леса – несколько весенних растений сажают в один ящик. Дети наблюдают за развитием растений, запоминают их названия и признаки внешнего вида, отмечают признаки, характерные для всех весенних первоцветов (цветы появляются до листьев или одновременно с ними, быстро отцветают, цветы у многих растений похожи по окраске и т.д.). Рассматривание весенних растений организуется с подгруппами детей или этой теме посвящается занятие.
Летом уголок природы располагается на участке. Здесь, под навесами, где дети играют и занимаются, можно поставить небольшие букетики цветов. Сезонных обитателей (растений) следует разместить в разных местах участка, так как они нуждаются в разных условиях обитания. Летом, кроме растений, с которыми знакомят детей как в уголке природы, так и на прогулке, им дают знания о некоторых насекомых тех мест где находится дошкольное учреждение (гусеница, червяк, шмель бабочка и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении
Взаимодействие с родителями по развитию речи в специальном дошкольном образовательном учрежденииВ помощь специалисту В представленной работе рассматривается проблема взаимодейс...
статья Инновационные формы работы с семьями детей в дошкольном образовательном учреждении.
Как показали многочисленные исследования - семья, и ДОУ являются двумя феноменами в воспитании, каждый из которых по-своему даёт детям определённый социальный опыт. Оптимальными...
План работы районного методического объединения воспитателей дошкольных образовательных учреждений Ельниковского муниципального района на 2013-2014 учебный год.
Предлагаю план работы РМО воспитателей дошкольного образования....
Методическая работа по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе
Презентация к защите магистерской диссертации...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В данной статье обобщен опыт моей работы с родителями....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...