Концепция формирования образа жизни достойной человека (Щуркова Н.Е.):Понятия воспитания, цель и принципы воспитания»
материал
В концепции «Формирование образа жизни, достойной Человека», по мнению Н.Е. Щурковой, в цели воспитания должно быть заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни, есть три основания - истина, добро и красота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_formirovaniya_obraza_zhizni_dostoynoy_cheloveka.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Концепция формирования образа жизни достойной человека (Щуркова Н.Е.):Понятия воспитания, цель и принципы воспитания»
При формировании образа жизни в сознании человека его собственная жизнь становится предметом заботы, а выстраивание этой жизни - целью его деятельности. Но таковая деятельность возможна лишь при наличии цели как идеального представления о результате деятельности. Жизнь в качестве цели должна предстать перед внутренним взором субъекта жизни, пытающегося строить эту жизнь. Деятельность по устройству жизни была бы просто невозможной, если бы не рождался образ жизни, некая картина жизни в человеческом сознании под влиянием протекающего существования.
Концепция (от лат. conceptio — схватывание) — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс.
Концепция «Формирования образа жизни достойной человека» вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой.
Щуркова Надежда Егоровна - профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования, эксперт в области теории и методики воспитания. После окончания Московского педагогического института им. Ленина (МГПИ) работала в школе, вначале в сельской (Чарышский зерносовхоз Алтайского края), а затем в московской школе № 626. Училась в аспирантуре МГПИ, закончив которую непрерывно
работала почти четыре десятилетия. С 2002 года сосредоточилась на работе с учителями в системе дополнительного профессионального образования. Ныне профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования.
Надежда Егоровна Щуркова опубликовала свыше 125 работ, в том числе 7 монографий, 13 учебно- методических пособий.
Концепция «Формирование образа жизни, достойной Человека» вошла в педагогическую теорию и практику. Надежда Егоровна Щуркова, изложила все свои основные концептуальные положения в книгах:
·«Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника»,
·«Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,
·«Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»,
·«Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».
Образ жизни - это не только решающий социально-психологический, но и бытийный компонент становления личности. На самом деле, «образ жизни, достойной Человека» - это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами - стремлением к истине, добру и красоте.
Как справедливо отмечает Н.Е. Щуркова, образ жизни - это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.
Что это за новообразование? Какова его структура? Как и благодаря чему происходит становление и дальнейшее развитие этого качества? Каковы функции и механизм формирования?
Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Как справедливо отмечает Н.Е. Щуркова, образ жизни — это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.
Понятие «воспитание». В любой концепции воспитания существенны два момента: во-первых, определение понятия воспитания и, во-вторых, цель воспитательного процесса.
Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Уже в самом определении исключена «формирующая», «воздействующая» позиция воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий — учитель-воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.
Цель и принципы воспитания. По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).
Другим целевым блоком в концепции Н.Е. Щурковой является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.
Наконец, творческая составляющая. Человек — существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа (homo creatus — человек творческий или homo faber — человек созидающий).
Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни, как уже отмечалось, есть три основания — истина, добро и красота.
«Цель воспитания, — как считает Н.Е.Щуркова, — должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека».
Как реализовать эту цель на практике? Действительно, каким правилам должен подчинить свои действия учитель, формируя у своих питомцев образ жизни, достойной Человека?! Этих правил много. Но существуют «заглавные», основополагающие принципы, лежащие в основании всех других. Н.Е. Щуркова называет следующие:
1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.
Содержание воспитательного процесса. Его основу составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание.
Философическое воспитание — это воспитание над ситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».
Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.
Первое — обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.
Второе — предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».
Третье направление — находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении. Для этого учителям нужно уметь расширять социальный кругозор воспитанников, уметь предъявлять им исторические события, социальные зарисовки, художественные образы так, чтобы создавалась богатая палитра социальных явлений, из которых строится представление о жизни, достойной Человека. Для этого нужно уметь говорить с детьми о жизни доступно, но вместе с тем — высоко и философично, «поставляя» им таким образом достойный «материал» для того, чтобы строить собственную дорогу жизни, достойной Человека.
Научать школьников искусству поиска смысла жизни — профессиональный долг истинного воспитателя. Массовик-затейник сделать это не в состоянии, зато мудрому наставнику это по плечу. У такого воспитателя любое дело носит философический характер. Оно всегда ставит воспитанника не только в ситуацию нравственного выбора, но выбора лучшего себя.
Так, в повседневной жизни в со-бытии со школьниками педагог использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.
Четвертое методическое направление — упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею». Естественно предположить, что это не упражнения по типу физических в искусственно создаваемых ситуациях. Это организация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. Известно, что стихов о природе не бывает. Они всегда о том, что видит и чувствует человек. Становление человеческого в человеке происходит благодаря вочеловечению, когда подросток умеет видеть «за скамейкой заботу о человеке, за репродукцией — отражение созданной художником красоты, за уроком — общение, за дневником — один из способов конструирования собственной жизни, а за стариками — этап жизни, неотвратимо наступающий для каждого человека». Это путь от сознания к сердцу, а от сердца снова к сознанию.
И пятое направление — это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
Философическое воспитание дополняется и органично соединяется с диалогическим воспитанием.
Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.
Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу — родовое, природное качество человека. Действительно, ребенок говорит и с неодушевленными предметами, часами беседует с плюшевым мишкой, отвечая и за него. Да это же философическая беседа, диалог с самим собой! Важно лишь сохранить и развивать эту способность! В этих диалогах нет правильного и неправильного — есть разные мнения, есть индивидуальное восприятие жизни. И это даже в том случае, если участниками диалога становятся учитель и ученик, именитый ученый и подросток.
В книге Н.Е. Щурковой «Три принципа воспитания» можно найти и специальные упражнения, реализующие диалогическое воспитание. Это организация размышлений детей над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, действиями. Это сообщения детей о том, что произошло с ними за последний час, день, месяц, четверть, год. Важно заметить, что такая работа не должна носить одноразовый характер. А учитель не только научает своих воспитанников диалогическому мышлению, но получает представление о феномене, который образует «связность жизни» того или иного ученика. Он находит ответ на вопрос, что объединяет разрозненные факты жизни подростка в цельность представлений о жизни. Связность жизни — явление, феномен философический, но он должен быть в педагогическом обиходе учителя — в его теоретическом арсенале и в практике. Связность жизни — это некая ось, на которую системно нанизываются события жизни, образуя образ ее. Связность жизни — некий фокус, куда «стягивается» все, так или иначе соотносящееся с жизнью.
Диалогическое воспитание может осуществляться и в коллективных дискуссиях, когда один за другим, следуя принятой логике, разворачивается анализ проблемы, где каждое мнение важно, где каждый ценен как индивидуальность. Диалогическое воспитание не может и не должно ставить цель некоего единомыслия, «общего знаменателя». На самом деле важен факт «подвинувшегося» самосознания, выражения и познания себя, обретения субъектности, без которой образ жизни, достойной Человека, состояться не может. Формами диалогического воспитания могут стать и групповые игры, где важен свободный выбор, в котором происходит осмысление своих интересов и ценностных предпочтений, т.е., по большому счету, себя как носителя воли и отношений. Конкретный образец такой игры — «Белая ворона» — описан в ранее указанной книге НЕ. Щурковой «Три принципа воспитания».
Теперь остановимся на этическом воспитании, при осуществлении которого педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек — человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик — Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.
На самом деле это принципиальная педагогическая позиция: человек (наш воспитанник) — всегда цель и никогда средство. Данная позиция высвечивает столько очевидностей, от которых захватывает педагогический дух. Например, нельзя кричать на воспитанника, потому что он человек; нельзя сорить, портить, ломать что-либо, потому что за всем этим — труд человека.
Этический характер воспитанию придают взаимоощущение и взаимодействие, выражающиеся в том, что педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность. Некоторые усматривают здесь противоречие: мол, если принимать воспитанника как данность, т.е. таким, какой он есть, то утрачивается всякий смысл воспитания, даже если оно понимается как создание условий для самоосуществления, для полной реализации сил и способностей, заложенных природой. Нет, — ответим мы, — не утрачивается, ибо понимание и принятие ребенка — уже факт воспитания. И это вовсе не попустительство грубости, распущенности, лености, неуважительности в адрес другого человека. В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного — всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.
Следуя логике и позиции Н.Е. Щурковой, определим основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников.
Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.
Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко — о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как это умеет делать Ш.А. Амонашвили.
Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой.
Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.
Такими задачами являются следующие:
· формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;
· формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
· формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
· формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
· формирование образа жизни, достойной Человека;
· формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Логика автора такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.
Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, — это формирование отношения к природе как общему дому человечества.
Учащиеся 2—4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единое основание — истина, добро и красота. Учащиеся 2—4-х классов уже в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.
Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5—6-х классов. Содержательное наполнение этой ступени довольно сложно и философично, ведь речь идет о формировании представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле. Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулировать школьников к ценностному осмыслению жизни человека, его предназначения.
Педагогу может показаться, что говорить о столь сложных вещах с пятиклассниками преждевременно. На самом деле это не так, если учитель умеет (словами, делами, в (общении) создать ситуации, когда взрослеющие дети задумываются над смыслом собственной жизни, своего предназначения.
Не станем утверждать, что делать это легко. Это трудно, но это необходимо. ША. Амонашвили умеет говорить о смысле жизни и предназначении человека даже с учащимися начальной школы.
Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 7—8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Это новая высота. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить среди людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными.
Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми, происходит действительное формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, и подростки готовы подняться на пятую ступень(9—10-е классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека.
Шестая ступень — это 10—11-е классы. Идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:
1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;
2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;
3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.
Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю — умею — люблю. Приведем простой пример. Благодаря воспитательным усилиям наши подопечные знают, что место в общественном транспорте следует уступать людям старшим по возрасту. И что с того, если я не умею это сделать учтиво и корректно, так, чтобы человек, старший меня по возрасту, с благодарностью и добрым настроением «занял» предложенное место. Я знаю, я умею, но делаю это от случая к случаю либо не делаю вообще. Стало быть, остановиться даже на уровне «умею» нельзя, ибо это тоже промежуточный результат. Важно, чтобы сознательно и эмоционально «созрела» постоянная готовность уступать место. Позитивное отношение, если хотите, любовь к стилю подобного поведения — и есть результат, воплощенный в «люблю».
Еще одно важное, на наш взгляд, замечание. Мы неоднократно утверждали, что восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступени к другой успешно проходит благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. На практике это означает, по мнению Н.Е. Щурковой, успешную реализацию классным руководителем трех основных функций. Они следующие:
1) обустройство жизни ребенка в школе;
2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг — ступенька вверх в духовном и физическом становлении. И для каждого возраста — особая модификация Программы воспитания, возрастная модификация. Наивысшие ценности жизни в качестве предмета осмысления включены в систему модификационных программ воспитания. Такое введение неслучайно, ибо проблемы жизни, которые вечно решает человечество, и которые каждый раз заново приходится решать отдельному человеку, напрямую связаны с отношением, в первую очередь, именно к этим наивысшим ценностям: «человек», «жизнь», «природа», «общество», «мое Я». Люди и ведут себя, в конечном итоге, в соответствии с этими отношениями, легко нарушая правила и предписываемые нормы, когда возникает противоречие между отношением («хочу») и рекомендацией («надо»). Наивысшие ценности стягивают в единый узел всю совокупность жизненных задач, разрешаемых человеком. Древние латинские изречения, вынесенные нами эпиграфом к разделам Программы, свидетельствуют как раз о том, что проблемы эти так же стары, как наш мир, и вечны столько, сколько вечным будет мир. Школьное воспитание, определив целью «личность, способную строить жизнь, достойную Человека», должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в границах культуры, а не на уровне дикаря конструировать индивидуальный вариант жизни.
Таким образом, в концепции «Формирование образа жизни, достойной Человека», по мнению Н.Е. Щурковой, в цели воспитания должно быть заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни, есть три основания - истина, добро и красота. Этическое воспитание, должно осуществляться при условии, что педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.В процессе этического воспитания мы должны приучать ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного - всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.
Использованная литература
- Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи [Текст] / М.Ю.Абросимова. - Казань: «Медицина», 2007. - 220с.
2. Андреев, В.И. Здоровье сберегающее обучение и воспитание. [Текст] / В.И. Андреев. - Казань, 2000. - 416с.
3. Борисенко, Н.Ф. Современные принципы разработки моделей здорового образа жизни [Текст] / Н.Ф. Борисенко, Т.М. Бородюк , Ю.И. Саенко. - М: Академия, 2004.- 368 с.
4. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]/ И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 208с.
5.Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей: метод. Рекомендации / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2009. - 88 с.
6. Бурдина, Б.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. [Текст] / Б.Ю. Бурдина. - Саранск: МОРМ, МРИО, 2005. - 142с.
7. Варламова, С. Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад [Текст] / С. Н. Варламова, Н. Н. Седова. - СОЦИС, - 2010. - № 4. - С. 75-87
8. Давлетова, М. Измерение ценностного отношения молодёжи к здоровому образу жизни [Текст] / М. Давлетова. - СОЦИС, 2009. - № 2. - С. 76-85
9. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В.В. Марков. - М.: «Академия», 2005. - 320с.
10. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: «Академия», 2007. - 256 с.
11. Нечаева, В.Г. Формирование коллективных взаимоотношений: учеб. пособие / В.Г. Нечаева. - М., 2009. - 228 с.
12. Писаренко, В.И. Педагогическая этика: учеб. пособие / В.И. Писаренко.- Л., 2004. - 226 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников: учеб. пособие / С.Л. Руинштейн. - М.: Просвещение, 2007. - 320 с.
14.Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: учеб. пособие / М.М. Рыбакова. - М., 2004. - 146 с.
15. Смирнов, С.А. Педагогика: учеб. пособие / С.А. Смирнова. - М., 2009. - 320 с.
16. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 86 с.
17. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе (новые подходы и новые технологии) [Текст]/ Н.Е.Щуркова.- М.:Просвещение, 2008. - 234с.
18. Щуркова, Н.Е. Вы стали классным руководителем [Текст] / Н.Е.Щуркова. - М.:Просвещение, 2004.- 352с.
19. Щуркова, Н.Е.и др. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] / Н.Е.Щуркова. - М.: Новая школа, 2004. - 112с.
20. Юняева, Н.В. Педагогические аспекты формирования мотивов здорового образа жизни у подростков. Материалы международной научно-практической конференции [Текст] / Н.В. Юняева - Пермь Часть II, 2008, С.46-51
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция здорового образа жизни ребенка в детском саду
Развиваем мелкую моторику. Пальчиковые игры и упражнения. Старшая группа. (из опыта работы)...
Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...
Концепции здорового образа жизни
Рекомендации по составлению личностно - ориентированной программы здорового образа жизни....
«Педагогические особенности формирования здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания»
Актуальность. Здоровье, это самая большая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным. Считается , что уровень здоровья зависит от наследственных факторов, так же, от действия о...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...
Генетическая природа индивида и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности как показатели здорового образа жизни современного человека.
Не вызывает сомнения все возрастающая роль изменений окружающей человека среды на его здоровье. Возможно, выход можно искать в разработке долговременных государственных социально-экономических програм...