Генетическая природа индивида и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности как показатели здорового образа жизни современного человека.
статья (старшая группа) на тему
Не вызывает сомнения все возрастающая роль изменений окружающей человека среды на его здоровье. Возможно, выход можно искать в разработке долговременных государственных социально-экономических программ, в повышении культуры и валеологической грамотности населения и, прежде всего, руководителей ведомств и производства, в воспитании у человека чувства ответственности за свое здоровье и за здоровье других людей, за ближайшие и отдаленные последствия нерационального использования природных ресурсов для живущих и последующих поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geneticheskaya_publikatsiya.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Гобеева Элла Викторовна, тьютор МАУ ДО
Центра развития творчества одаренных
детей и юношества «Интеллект»
Генетическая природа индивида и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности как показатели здорового образа жизни современного человека.
Приоритетным направлением в области дошкольного образования является укрепление здоровья детей. Здоровье определяется многочисленными факторами, которые имеют преимущественное значение в формировании здоровья ребенка. Соотношение различных факторов обеспечения здоровья в специальной литературе определяется следующим образом: - генетические факторы - 15-20%; - состояние окружающей среды - 20-15%; - медицинское обеспечение - 10-15%; - условия и образ жизни людей - 50-55%. Рассмотрим подробнее каждый из факторов обеспечения здоровья. Генетические факторы специалисты рассматривают в широком и узком смыслах. В широком - как унаследованные в процессе эволюции животного мира механизмы адаптации к условиям существования. В узком же смысле слова под генетическими факторами следует помнить унаследованные от ближайших предков семьи особенности обеспечения жизнедеятельности. Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той генной программой, которую они наследуют от родительских хромосом, определяет Л.И. Лубышева [3,с.78]. Отмечено, что часто сказываются и не зависящие факторы, к которым ученые относят неблагоприятные экологические условия, рост используемых в пищевой промышленности и в быту синтетических препаратов, сложные социально- экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических веществ и т.д. Результатом же являются «поломки» в генном аппарате половых клеток родителей, что ведет к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.
Все заболевания, связанные с генетическими факторами, специалисты условно разделяют на три группы: - наследственные прямого эффекта ( в том числе врожденные), когда ребенок рождается уже с признаками нарушений: -наследственные, но опосредованные воздействием внешних факторов; -связанные с наследственным предрасположением.
Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую имеют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время, в подавляющем числе случаев, учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой, счастливой и долговечной. И наоборот, недоучет типологических особенностей человека делает его беззащитным и уязвимым для действия неблагоприятных условий и обстоятельств жизни, подчеркивает В.П. Урицкая [4,с.13]. Что касается состояния окружающей среды, то с момента своего появления на Земле человек постоянно сталкивается с необходимостью борьбы за жизнь, с неблагоприятными условиями природы, со стихийными факторами, с непредсказуемостью даже ближайшего будущего.
К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, ученые относят: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характер атмосферы, водный компонент; физические, химические и механические характеристики воздействия поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений и др., определяет А.Г. Щедрина[5,с.44]. Значительная зависимость человека от природных факторов и их непредсказуемость предопределили стремление человека сделать себя более защищенными, независимым от превратностей природы, для чего он создавал и изобретал все новое, облегчающие его жизнь, все более благоприятные условия существования и совершенные орудия производства. Это обеспечило ему комфортные для поддержания жизнедеятельности условия. При этом возникли вредные последствия: истощение природных ресурсов, выброс в атмосферу, в землю и воду все большого объема отхода производства, разрушение озонового слоя и т.д. В воздухе увеличилось содержание химических веществ. Тревога специалистов, ученых и общественности страны по поводу катастрофических экологических последствий «освоения» природы все в большей степени акцентируется на ее последствиях для здоровья человека, считает Е.Г. Янкелевич [6,с.111].
Не случайно И.И. Брехман при структурировании экологии выделил в ней специфическую для здоровья ветвь и придал этой классификации следующий вид: валеоэкология - наука о здоровье биосферы, о нормальных взаимоотношениях человека с окружающей средой; - малэкология - наука об изменениях, патологических явлениях в биосфере; - санэкология - наука о путях и способах защиты, оздоровления и коррекции неблагоприятных изменений в биосфере.
В предложенной И.И. Брехманом структуре экологии прослеживается тесная взаимосвязь стоящих перед этой наукой проблем биосферы с проблемами здоровья человека[2,с.112].
Таким образом, не вызывает сомнения все возрастающая роль изменений окружающей человека среды на его здоровье. Возможно, выход можно искать в разработке долговременных государственных социально-экономических программ, в повышении культуры и валеологической грамотности населения и, прежде всего, руководителей ведомств и производства, в воспитании у человека чувства ответственности за свое здоровье и за здоровье других людей, за ближайшие и отдаленные последствия нерационального использования природных ресурсов для живущих и последующих поколений.
Следует отметить, что доля ответственности медицинского фактора в обеспечении здоровья кажется достаточно низкой, так как именно с ним большинство людей связывает свои надежды на здоровье. Видимо, такой подход обусловлен прежде всего тем, что о здоровье человек чаще всего вспоминает тогда, когда уже в связи с болезнью вынужден обращаться к врачу. Выздоровление же, естественно, он и связывает именно с медициной. Однако при этом человек не задумывается над тем, что врач занимается не охраной здоровья, а лечением болезни. С самого начала возникновения медицины как науки она была ориентирована на здоровье и предупреждение болезней.
Один из основоположников научной медицины, Гиппократ, подчеркивал: медицина часто успокаивает, иногда - облегчает, редко - лечит. Р.И. Айзман отмечал: «Лечение болезней составляет ту часть медицины, на которую было затрачено много труда, хотя результаты его оказались весьма скудными». [1,с.112]. Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний, и вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52 % женщин ведут нездоровый образ жизни.
Таким образом, не должна вызвать удивления низкая доля зависимости здоровья современного человека от медицинского обеспечения, что обусловлено, во-первых, его ориентировкой на лечение, а не обеспечение здоровья, и, во-вторых, отсутствием модели самого здоровья.
Библиографический список
- Айзман Р.И.. -Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования.-Новосибирск: 2014.-271с.
- Брехман И.И. Введение в валеологию -науку о здоровье. -СПб: Наука, 125с. http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Doshkoln_ped_1.htm (дата обращения 21.10.17.)
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.-М.: ГЦОЛИФК, 119с.- http://www.menobr.ru/products/192/(Дата обращения 04.10.17.)
- Урицкая В.П. Данные физического развития, физической подготовленности и некоторые функциональные исследования детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. биол. наук.-М.: 2014.-22с.
- Щедрина А.Г. Понятие индивидуального здоровья-центральная проблема валеологии: Лекция.-Новосибирск: 2015.-49с.
- Янкеливич Е.Г. Физкультура и здоровье. От трех до семи. М., 2013.– 269 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса дошкольной организации через здоровьесбережение"
презентация к педсовету на тему " Создание условий для ЗОЖ в системе образовательного процесса ДОУ через здоровьесбережение"...
Консультация для родителей. Тема. 10 простых условий формирования здорового образа жизни у дошкольника
Консультация для родителей. Тема. 10 простых условий формирования здорового образа жизни у дошкольника...
Опыт работы по теме «Социально - педагогические условия формирования здорового образа жизни дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район...
Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение
Путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни....
Здоровьесберегающая система как условие здорового образа жизни современного общества
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам ...
Конспект организованной образовательной деятельности в виде КВН по здоровому образу жизни "Тело человека" для старших дошкольников.
раздел: здоровый образ жизни...
НОД на тему: "Здоровый образ жизни - тело человека"
Материалы к занятию позволят формировать представления детей о внешних особенностях строения тела человека; познакомят с возможностями тела человека; поспособствуют развитию умений анализировать, срав...