Концепция здорового образа жизни ребенка в детском саду
методическая разработка (старшая группа) по теме

Плотникова Лидия Николаевна

Развиваем мелкую моторику. Пальчиковые игры и упражнения. Старшая группа. (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развиваем мелкую моторику20.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

               «Концепция здорового образа жизни ребенка в

                детском саду»

                   РАЗВИВАЕМ   МЕЛКУЮ  МОТОРИКУ

                    Пальчиковые игры и упражнения

                      Старшая группа

                                                                                                                   

                                                                                                                     

                                                                                                                       

                                                                                                                       

                                                                                     

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Тренировка пальцев рук способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность. В нашем детском саду, компенсирующего вида,  я использую пальчиковые игры в соответствии с тематическими неделями. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Дети повторяют за взрослым текст, и быстрее его запоминают, развивается память, что особенно важно для наших детей с нарушениями речи и другими проблемами развития.

Тренировке движений пальцев рук можно уделять 1,5 – 2 минуты на утренней гимнастике или 2 -3 минуты на занятиях по изодеятельности. Упражнения с детьми проводят и воспитатель, и учитель-дефектолог, и инструктор по физкультуре, и музыкальный руководитель. Р абота проводится систематически.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с максимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев дает видимый и быстрый эффект.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Тексты пальчиковых игр составлены так, чтобы в одном эпизоде содержалось как можно больше пальчиковых движений и они сочетались по смыслу с произносимыми стихами. Для того, чтобы результативность оказалась наибольшей, сначала можно проделать простые пальчиковые движения – изображение бытовых действий ( мытье рук, работа ножницами, стирка, шитье и т.д.). затем можно перейти к воображаемой игре на музыкальных инструментах. После этого можно переходить к моделированию предметов, растений, животных. Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.  Вначале в упражнениях должны содержаться две – три пальчиковые фигуры, затем их количество может увеличиваться.

Во время игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возраст, настроение, желание и возможности. Главное – чтобы игра была в радость.

          Пальчиковые игры со стихами (игровые разминки)

Сентябрь.

Психолого-педагогическое обследование.

Октябрь

1 неделя. Овощи.

Засолка капусты.

Мы капусту рубим , (двигать прямыми кистями вверх-вниз)

Мы морковку трем , (трем правым кулаком по левой ладони)

Мы капусту солим,   (пальцы в щепотку)

Мы капусту жмем.    (сжать обе кисти в кулак)

От засолки, не от скуки,  (встряхнуть кистями рук)

Ох, устали наши руки!

2 неделя. Фрукты.

Компот.

Будем мы варить компот.

Фруктов надо много, вот   (показывают пальчики)

Будем яблоки крошить,     (загибают пальцы по одному)

Будем груши мы крошить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот     (мешают)

Угостим честной народ.    (движения кистями от груди вперед)

3 неделя. Грибы.

В лес с корзинкою пойду,  («человечек идет»)

Много там грибов найду   ( «гриб» )

Позову друзей домой  ( «дом»)

Угощу грибной лапшой.  («миска»)

                                         И.А.Ткаченко

4 неделя. Семья.

1, 2, 3, 4, 5, будем пальчики считать  (сжимать и разжимать кулачки)

Этот пальчик – дедушка  (загибают пальцы по одному)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

 этот пальчик – мамочка,

этот пальчик – я .

вот и вся моя семья. (поднять руки вверх)

ноябрь

1 неделя. Осень.

Осенний букет.

1, 2, 3, 4, 5                       (сгибание и разгибание кулачков)

Будем листья собирать.

Листья березы,             (загибают пальцы по одному)

Листья рябины,

Листики дуба,

Листья осины.

Листики тополя мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (движения кистями от груди вперед)

2 неделя. Наш детский сад.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.  (хлопки)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. ( сжимают и разжимают кулачки)

Этот пальчик Сашенька, (загибают по одному)

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Женечка,

Этот пальчик Сенечка,

Этот пальчик Ренат.

Вот какие мы дружные  (пальцы в замок)

3 неделя. Деревья и кусты.

Деревья.

В поле дерево стоит.  (поднимают руки над головой)

Ветер ветки шевелит.  (покачивают руками)

Весной набухли почки, (сжимают руки в кулаки)

Раскрылись все листочки.  (разжимают кулаки, шевелят пальцами)

4 неделя. Посуда.

Посуда.

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:  (показать большой палец)

«Салфетки должны быть в салфетнице.  (поочередно соединить большой палец с                

Масло должно быть в масленке,                                     остальными)

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну,  конечно, в солонке!»

Декабрь.

1 неделя. Одежда.

Мы шьем.

(дети показывают, что умеют их пальчики)

Нитку вдеть – два пальца

Непосильный труд.

Но зато два пальца

Платьице сошьют.

Три в тетради нашей

Пишут хоть куда.

Десять в поле пашут, строят города.

Где ладошки? – тут? Тут!

2 неделя. Зима.

Как на горке снег, снег . (показывают горку)

И под горкой снег, снег . (выгибают руки)

И на елке снег, снег.   («елка»)

И под елкой снег, снег,  (движения кистями рук вправо и влево)

А под елкой спит медведь.  (складывают ладошки вместе и под щеку)

Тише, тише, не шуметь!  (палец к губам)

                           И.Токмакова

3 неделя. Обувь.

Новые кроссовки.

Как у нашей кошки  (загибать пальцы по одному на обеих руках, начиная с больших)

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,   (шагать по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

Новые кроссовки.

                      Н. В.Нищева

4 неделя. Головные уборы.

Выгладим платочек для мамы и дочки.

  (игра с бумагой)

Перед каждым ребенком положен скомканный лист бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его. Возможны варианты: двумя большими пальцами, указательным и т.д.

Январь.

1, 2 неделя – психолого-педагогическое обследование.

(повторяются знакомые пальчиковые игры)

3 неделя. Зимние забавы.

Елка.

Рядом с елкой в Новый год   («елка»)

Дети водят хоровод  (поворот кругом)

На ветвях для детворы («елка)

Есть гирлянды и шары  («цепочка», «шар»)

Колокольчики висят  («колокольчик»)

Ярко лампочки горят.  (разжать пальцы из кулака)

                         Т. А. Ткаченко

4 неделя. Игрушки.

Игрушки.

Все, что только захотим,  (хлопки в ладоши)

Из песка мы смастерим.

Миша лепит колобок   (ладошки сложить « ковшиком», лепить колобок)

А Танюша – теремок.   (соединить прямые ладони над головой «крыша»)

Леера лепит разных рыб  (прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево)

Ну, а Настя – белый гриб  (одну руку сжать в кулак, и сверху прикрыть ее ладонью другой руки)

Февраль.

1 неделя. Домашние животные.

Довольна корова своими телятами,   (показать поочередно пальцы, начиная с большого,

Овечка довольна своими ягнятами,              Сначала на одной, затем на другой руке)

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

2 неделя. Дикие животные.

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,   (сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Всю зиму до весны сопит.

Спит зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится -   (показать большой палец, вращая его.)

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,    (соединить большой палец правой руки с указательным

Напетлял – и был таков!          Пальцем левой и наоборот)

3 неделя. Домашние птицы.

Есть у курицы цыпленок,   (большим пальцем поочередно касаться остальных, начиная с

У гусыни есть гусенок,              мизинца)

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши,      (показать все пальчики, «играя» ими)

Все красивы, хороши!

4 неделя. Зимующие птицы.

Птички-невелички.

Птички полетели   («птички»)

Крыльями махали,   (махи кистями)

На деревья сели,    («дерево» показать каждую ладошку)

Вместе отдыхали.    («птица» каждой ладонью)

                                   Т.А.Ткаченко.

Март.

1 неделя. Праздник мам.

Помощники.

Посмотрите, из муки

Испекли мы пирожки.   (изобразить лепку пирожков)

Валюшке – две сушки    («сушки»)

Анке – три баранки,   («баранки»)

Ну а мамочке любимой

Вот такой пирог с малиной!   (руки в стороны)

                                     Т.А.Ткаченко.

2 неделя. Профессии.

Что принес нам почтальон?

Что принес нам почтальон?   (сжимать и разжимать кулачки)

С толстой сумкой ходит он.   («шагать» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,   (на каждое наименование загибать по одному пальчику,

В бандероли – два кассеты          начиная с большого)

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

3 неделя. Мебель.

Мебель я начну считать:   (пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод  и табурет.

Много мебели назвал -    (поднять зажатые кулачки вверх)

Десять пальчиков зажал!

4 неделя. Продукты питания.

Кормилица.

Я коровушку свою   («корова»)

Ранним утром подою,   (движения пальцев как при дойке)

Я поглажу ей бока:   (движения кистями сверху вниз)

- Дай, детишкам молока.   («корова»)              Т.А.Ткаченко.

Апрель

1 неделя. Перелетные птицы.

Тили-тели, тили-тели -     (скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка -    (поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с

Серенькое перышко.                           Мизинца левой руки)

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,    (снова скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

Песни звонкие запели!      (указательным и большим пальцем сделать «клюв» - птицы        

                                                               Поют)

2 неделя. Труд людей весной.

Замок.

На двери висит замок.   (соединить пальцы рук в замок)

Кто его открыть бы смог?

Потянули...     (дети тянут руки в стороны)

Покрутили...   (волнообразные движения кистями рук)

Постучали...    (стучат ладошками друг о дружку)

И открыли!    (пальцы разъединили)

3 неделя. Времена года.

Весна-красна.

Галдят грачи и там и тут,   («птица»)

Летают и по веткам скачут,   («деревья»)

Весной сосульки вниз растут   («сосульки»)

И потому все время плачут.  (изобразить плач)

                                          Т.А.Ткаченко.

4 неделя. Насекомые.

Дружно пальчики считаем -   (сжимать и разжимать пальцы)

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха,    (поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с большого)

Это жук с зеленым брюхом,

Это кто же тут звенит?           (вращать мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!                    (спрятать руки за спину)

Май

1 неделя. Цветы.

Аленький цветочек.

У нас в саду расцвел цветок,   («цветок с закрытыми лепестками»)

Чтоб стал красив он и высок,   («цветок с открытыми лепестками»)

Раскрыл наутро лепестки,   (пальцы врозь – вместе)

Должны работать корешки!   («корни»)

                                               Т.А.Ткаченко.

2 неделя. Ягоды.

По ягоды.

Я малину собираю,   (изображать сбор ягод)

С веток ягоды снимаю,

Подожди еще немножко,

Будет полное лукошко.   («корзина»)

                           Т.А.Ткаченко.

3, 4 неделя – психолого –педагогическое обследование.

Проводятся знакомые пальчиковые игры.  

              Используемая литература:

1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» Составители: Т.В.Калинина,     О.В.Павлова , С.В.Николаева, И.Г.Смирнова  издательство «Учитель» Волгоград

2. «Развиваем мелкую моторику» развитие интеллекта, речевых навыков, памяти, внимания, пластики у детей 3 – 6 лет. Т.А.Ткаченко Москва  2008 эксмо

3. «Умные пальчики». Е.Синицына Лист Москва 1999              

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование основ здорового образа жизни детей в детском саду".

Создание максимально благоприятных условий для физического развития личности.Профилактика рецедивов болезней и улучшение здоровья воспитанников....

Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни в условиях детского сада

Пердставлен опыт работы по формированию у воспитанников представлений о здоровом  образе жизни...

Конспект родительского собрания по теме « Здоровый образ жизни дошкольника в детском саду и семье»

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества....

О здоровом образе жизни детей в детском саду. Консультация для родителей.

Слова «здоровый образ жизни» у всех на слуху. А что это такое? Ученые пишут, что здоровый образ жизни – это активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Сама по себ...

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни ребенка в детском саду и дома"

Статья предназначена для родителей воспитанников и знакомит их с принципами сохранинеия и урепеления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте...

Здоровый образ жизни детей в детском саду

Одним из приоритетных направлений своей работы считаем укрепление здоровья детей, обеспечение физического и психического благополучия, воспитание потребности в здоровом образе жизни....