Картотека игр на развитие внимания, памяти и мышления
картотека (старшая группа)
Мышление – это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире.
Одной из самых эффективных форм развития любого навыка, в том числе и навыка мыслить, является именно игровая форма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_myshleniya.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие мышления
«Да-нет-ка»
Цель: научиться задавать вопросы, развить умение слушать и внимательность.
Как играть: воспитатель загадывает слово, а дети должны отгадать его помощью вопросов, на которые можно ответить только "да" или "нет".
«Визуальная да-нет-ка»
Цель: научиться задавать вопросы, развить умение слушать и внимательность.
Как играть: воспитатель раскладывает на столе игрушки или картинки. Затем загадывает игрушку или картинку. Задача детей – отгадать, что загадал воспитатель, с помощью вопросов, на которые можно ответить только "да" или "нет".
«Разложи по группам»
Цель: развитие способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.
До начала игры необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.
Как играть: воспитатель раскладывает на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше. Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В конце игры не должно не остаться ни одной карточки без группы.
«Бывает и не бывает»
Цель: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления.
Как играть: Воспитатель озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», решение он должен принять быстро.
Вот несколько примеров таких ситуаций:
папа идет с работы;
дерево варит кашу;
бабушка печет пирожки;
ручка смотрит телевизор;
кошка играет с мышкой;
подушка зевает и т.д.
«Скажи наоборот»
Цель: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.
Как играть: Воспитатель называет игрокам любое прилагательное. Игроки должны называть противоположные слова – антонимы. К примеру:
медленный – быстрый;
тонкий – толстый;
белый – черный;
сухой – мокрый и т.д.
«Третий – лишний»
Цель: научиться классифицировать предметы по признакам и их особеностям.
Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее. К примеру, такие слова:
дождь, снег, бумага;
море, песок, зонтик;
утро, вечер, 56;
дыня, яблоко, стакан
Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.
«Сундук с сокровищами»
Цель: развить воображение.
Как играть: воспитатель кладет в сумку любую вещь. Задача ребенка – отгадать, что находится в сумке, лишь щупая его.
"Что сначала, а что потом"
Цель: научиться располагать картинки в правильной последовательности.
Как играть: воспитатель кладет картинки на стол в произвольном порядке и говорит, что если положить эти картинки в определенной последовательности, получится целая история. Ребята должны положить картинки так, как считают нужным. В конце можно предложить детям пересказать сюжет их картинок.
Игры на развитие памяти
"Карлсон расшалился"
Цель: развить зрительную память.
Как играть: поставьте на стол три-четыре игрушки. ребенок должен смотреть на них одну минуту. Затем ему нужно отвернуться, а вам – перемешать все игрушки, сказав, что Карлсон расшалился, все игрушки перемешал и улетел.
Когда ребенку станет легко справляться с заданием, увеличьте количество игрушек.
"Супермаркет"
Цель: развить слуховую память.
Как играть: представьте, что отправляете малыша за покупками. Назовите ребенку пять вещей, которые нужно купить. Задача – повторить эти пять вещей.
"Запоминай-ка"
Цель: развить зрительную память.
Как играть: разложите на столе пять-шесть картинок с предметами (яблоко, машинка, солнышко). Пусть ребенок смотрит на них две минуты. Затем уберите 1 картинку и попросите ребенка назвать какой картинки не хватает.
Игры на развитие внимания
"Раз, два, три – говори!"
Как играть: воспитатель показывает картинку и предлагает детям подумать, что изображено на ней. Назвать предмет можно только после того, как воспитатель скажет:" Раз, два, три (здесь нужно выдержать паузу) – говори!" Кто скажет первым, тот и победил. В качестве поощрения можно давать фишки.
"Слово на одну букву"
Как играть: воспитатель называет букву, а дети по очереди должны называть слово на эту букву.
"Запретная цифра"
Как играть: дети становятся в круг. Каждый называет цифру по очереди: 1, 2, 3… как только до малыша с цифрой 4 доходит очередь, он должен хлопнуть в ладоши, а не назвать ее. Назвав цифру, он выходит из игры.
"Тень"
Как играть: выбирается "путешественник" и его "тень". Путешественник должен идти и совершать какие-то движения (собирать ягоды, смотреть вдаль, прыгать на одной ноге), а тень должна повторять за ним все движения.
"Топ-хлоп"
Как играть: воспитатель произносит фразу. Если она верная ("Зимой идет снег"), дети должны хлопать, если неверная ("Арбуз – это фрукт") – топать.
"Карлики и великаны"
Как играть: воспитатель называет слова "карлики" и "великаны". При слове "карлики" дети должны приседать, при слове "великаны" – вставать.
"Что изменилось?"
Как играть: дети должны запомнить внешность одного ребенка. Затем он выходит из комнаты и что-то меняет в своей внешности (воспитетель может помочь ему в этом). Дети должны угадать, что изменилось во внешности вошедшего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода мнемотехники для развития внимания, памяти и мышления у детей с ОНР
В последнее время все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта - общим недоразвитием речи на фоне дизартрии. Дизартрия связана с органическим поражением центральной и периферическо...
Упражнения для развития внимания, памяти и мышления ребенка
Материал содержит краткую информацию особенностей развития внимания, памяти и мышления детей, а так же ряд развивающих игр и упражнений....
Особенности развития внимания, памяти и мышления у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию игры и упражнения для детей с ФФН и ФФНР для развития слухового внимания и памяти, элементов словесно-логического мышления....
Консультация для родителей "Развитие внимания, памяти, логического мышления у дошкольников"
Консультация для родителей...
"Развитие внимания,памяти и мышления" (буклеты)
Предложены игры для развития памяти, внимания и мышления....
Задания, упражнения, игры, направленные на развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Развитие внимания, памяти и мышления.
ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУКИ, РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ...
Картотека игр по развитию внимания, памяти, мышления, восприятия.
Картотека игр и упражнений на развитие ВПФ дошкольников....