Картотека игр по развитию внимания, памяти, мышления, восприятия.
картотека по коррекционной педагогике

Картотека игр и упражнений на развитие ВПФ дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya_pamyati.docx364.91 КБ

Предварительный просмотр:

        

https://st.depositphotos.com/1001009/3111/i/950/depositphotos_31116767-stock-photo-girl-and-two-boys-playing.jpg

«Пирамидка»

https://rc-go.ru/images/data/gallery/product_141837_3_1542189441.jpg

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания: Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее психолог поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем психолог просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.

                                             «Форма» https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1370139/74f2899d-48c8-4654-9039-15169f52e95e/s1200?webp=false

Цель: развитие наблюдательности, ориентирования на форму.

 Дидактический материал: три предмета круглой и прямоугольной формы.

Описание задания: Предварительно в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой и прямоугольной формы. Ребенку предлагается за 1 мин принести все выставленные предметы.

«Пуговицы»

https://i.pinimg.com/736x/07/af/24/07af2435f7bcb4949bab3020f29d5c80--outdoor-party-games-outdoor-parties.jpgЦель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.

Описание задания: Перед ребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.

«Найди свой цвет» https://static8.depositphotos.com/1000888/1066/v/950/depositphotos_10667607-stock-illustration-rectangular-flags.jpg

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Дидактический материал: несколько флажков и пуговиц разного цвета.

Описание задания: По всей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде психолога «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы. Игра проводится 4—5 раз.

" Найди отличия "http://900igr.net/up/datai/257406/0019-023-.jpg

Цель: развитие концентрации внимания.

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Описание задания: Психолог: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от друга».

«Прогулка в картинках»
Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка. 
Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно. 
По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил. 
На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др. 

«Я положил в мешок...»
В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок. 
Взрослый начинает игру и говорит:"Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее.Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова поалфавиту: "В саду у бабушки растут..." (Порядок тот же) 
В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

«Отгадай по описанию»

- Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали, по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п. 
- Попросите ребенка загадать и описать свой предмет. 

«ПОКАЖИ ЦВЕТОК»

Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание.

Ход игры: Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают цветок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает цветок в руку одному из детей. После этого игрок в центре дает команду: «Покажи цветок!» Дети с цветками должны выбежать и отдать свой цветок ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст цветок.

«ВОРОБЫШКИ И КОТ»

Цель: развивать двигательные умения, быстроту, умение слушать команду.

Ход игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на скамейках «воробышки». На другом конце место для «автомобиля» - «гараж». Воробышки вылетают из гнезда, - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамеек (высота 10-15 см, начинают бегать, прыгать на двух ногах. По сигналу появляется «автомобиль» - воспитатель. Воробышки улетают в «гнезда» (при этом каждый занимает свое место – гнездо). «Автомобиль» возвращается в «Гараж». Игра продолжается.

Игра «Бусы» на развитие зрительной памяти, восприятия, внимания.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.

«Сочини сказку» 

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса 
◈ Предложите ребенку сочинить историю о приключениях одной из его игрушек. Если задание вызывает затруднение, помогите ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия. 
◈ Усложняя задание, попросите придумать и рассказать историю любого предмета из окружения малыша, например, чайника, дивана и т. п. 

«Пантомима» 

Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет ( поезд, машина, чайник ) или какое-либо действие ( умывание, плавание и т.д.) Если с первого раза не получится, покажите сами как это нужно делать. 

«Дорисуй предмет» 

Взрослый рисует какой либо элемент ( круг, линию, пятно) и предлагает ребенку внимательно посмотреть и дорисовать, на что похож этот предмет. Также можно сначала назвать несколько версий, а потом дорисовать одну из них. 

«Эмоциональная память»

Для тренировки эмоциональной памяти необходимо выполнять упражнения в различных местах. К примеру, на природе обратите внимание ребенка на звуки природы, на красивые пейзажи.

Развивать память у детей можно такими методами:

• Повторять вслух. Это один из наиболее эффективных методов для детей дошкольного возраста. Поскольку в этом возрасте они зачастую проговаривают информацию вслух. Лучше всего материал преподносить в игровой форме, так карапуз запомнит быстрее.

«Покажи животное»

Это задание придется особо по душе младшим дошкольникам. Предложите ребенку показать, как топает медведь, прыгает птичка, крадется кот.

Разрезанные картинки

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки.Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти

Прогулка в картинках

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

ЧТО ИСЧЕЗЛО? http://kidiki.club/task_source/706_1500.jpg

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры – помощники, для развития внимания, памяти, мышления.

В материале описаны виды памяти, их развитие и подборка игр....

памятка для родителей "Развитие внимание, памяти, мышления посредством развивающих игр"

Пямятка для родителей содержит информационный материал о развитии познавательной сферы дошкольника, упражнения для занятий с детьми в домашних условиях, дан список настольных игр....

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления

Практический материал для педагогов и психологов...

Игры по подготовке к освоению навыков чтения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка. Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на зан...

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления...

Картотека игр на развитие внимания, памяти и мышления

Мышление – это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире.Одной из самых эффективн...