«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности дошкольников»
материал (старшая группа)
Использование многофункциональных ширм и игровых пособий для сюжетно-ролевых игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps.docx | 1018.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности дошкольников»
Основная форма работы с дошкольниками и ведущий вид деятельности детей - игра. Поэтому педагоги стремятся к обновлению предметно-развивающей игровой среды в группах детского сада. От этого во многом зависит характер игры, развитие сюжета, действий, которые ребёнок выполняет в процессе игровой деятельности.
Эффективность РППС определяется следующими принципами:
Принцип свободного выбора. Ребенок самостоятельно выбирает тему, сюжет игры, игровой материал, место и время игры.
Принцип универсальности. Дети и педагоги строят и меняют игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.
Принцип полифункциональности. Использование различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.).
Принцип системности. Элементы РППС самостоятельны, но в тоже время составляют целостность с другими элементами предметной среды.
Принцип доступности. Размещение материалов должно быть доступным, ребенку должно быть удобно взять, перенести с места на место и т.д.
Использование многофункциональной ширмы
для сюжетно-ролевых игр «Космонавты», «ПДД»
Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в ДОУ. Для этого были изготовлены ширмы «Космонавты», «ПДД».
Ширма обладает широкими возможностями. Она легко трансформируется, переносится в любой уголок групповой комнаты.
Цель: создание условий для развития игровой деятельности детей.
Задачи:
- обогащать игровые действия детей, развивать тематику и сюжеты игр;
- учить устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог; действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
- дать возможность получать положительные эмоции и удовольствие от процесса игры.
Также ширма может использоваться и с целью обеспечения психологического комфорта, как уголок уединения, или зона релакса. За ширмой дети могут посидеть и отдохнуть, сделать комнату для игры, создавать свой собственный мир.
Характеристика ширмы:
Ширма изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см. Состоит из трех частей: центральная (65 см 135 см, от нижней до средней трубы – 87 см) и боковые части (55 см 135 см). К рамам крепятся полотнища из цветной ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. крепятся на липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна. Имеются дополнительные элементы к сюжетно-ролевым играм или украшения, которые крепятся также на липучку к полотнам ширмы.
На внешней стороне ширмы изображение улицы, дороги. Одна боковая сторона ширмы позволяет инсценировать полет в космос на ракете, здесь есть окошко. На второй боковой стороне изображения планет Солнечной системы. Внутренняя сторона: объемные карманы, в которые можно положить ширме часть реквизита.
Использование многофункциональной ширмы
для сюжетно-ролевых игр «Центр здоровья»
Ширма «Центр здоровья» изготовлена из фанеры. Размер ¼ части 130 см х 75 см, толщина фанеры – 6 мм. Части ширмы скреплены между собой металлическими уголками, зашкурены.
Для росписи ширмы использовали акриловую краску. Ширма имеет эстетичный вид. На ширме имеется карманы для хранения игровых пособий и материалов. Для разнообразия сюжетов в окошках размещаются карточки, изображающие врачей разных специальностей, кармашки с необходимым медицинским оборудованием. Кармашки: «Первая медицинская помощь», «Рецепты». Для развития сюжета одну из секций можно преобразовать в «Аптеку».
Использование напольной ширмы при организации игровой и образовательной деятельности дошкольников, позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим средством.
Многофункциональное игровое пособие «Пожарная машина»
Обучение детей основам безопасности – одна из важнейших и первоочередных задач семьи и ДОУ. Охрана собственной жизни становится важной темой для разговора с детьми. Это связано с тем, что у дошкольников отсутствует та защитная психологическая реакция, свойственная взрослым. Поэтому необходимо формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения. Как рассказать дошкольникам о правилах ОБЖ? Конечно в виде игры, но игры поучительной. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций.
С этой целью был изготовлен игровой чехол «Пожарная машина».
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основные представления,
знания, умения и навыки об основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- развивать качества личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных ситуациях;
- воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка.
Характеристика:
Игровые чехлы – это легкий способ создать ребенком игровое пространство вокруг себя. Для изготовления игрового пособия «Пожарная машина» была использована подкладочная ткань красного цвета, текстильные застежки, аппликации. Пособие легко надевается на стульчики.
Игровое пособие «Пожарная машина» может быть использовано как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельных игр дошкольников на этапе закрепления и уточнения, полученных ранее представлений о правилах пожарной безопасности.
Игровые чехлы можно использовать для индивидуальной и групповой работы.
На основе данного материала можно рассказать, как вести себя при первых признаках возникновения пожара, что представляет собой профессия пожарного и др.
Методы работы могут самостоятельно варьироваться педагогом. Беседа, игра, групповые дискуссии, театрализация могут быть использованы частично или адаптированы в зависимости от возраста и уровня развития детей.
Только целенаправленная работа и использование различных мнгофункциональных пособий по привитию навыков безопасного поведения смогут формировать новую компетентность у дошкольников. Эта компетентность позволит им в дальнейшем обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности, безопасности общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: " Создание эффективной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ".
Правильно организованная пространственная среда в группе - это залог самостоятельного поиска детей в своих исследованиях....
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»
Материал, представленный в консультации поможет родителям поближе ознакомиться с самим понятием "Развивающая предметно-пространственная среда"...
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»
Консультация для родителей«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях» ВоспитательКоролёва Марина Игоревна...
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».
Данная консультация поможет родителям правильно и эффективно развивать своих любимых малышей!...
Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности дошкольников
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развив...
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».
Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предметно-пространственная среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию...
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».
Консультация для родителей«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях». Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предм...