Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности дошкольников
статья на тему
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей игровой среды в группах детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetna_yasreda.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности дошкольников
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей игровой среды в группах детского сада.
От этого во многом зависит характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания.
Ребёнок нуждается в такой предметной среде, которая позволяла бы что-то домысливать и воображать. Если же ребёнок находится в ситуации, где все предметы чётко и однозначно определены в своих функциях и значениях, это препятствует развитию творческого начала и воображения.
Предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды.
Для построения предметно-развивающей игровой среды мы выделяем следующие принципы:
Принцип свободного выбора: реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры.
Это означает, что, создавая в дошкольной организации условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
Принцип универсальности: позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.
Принцип полифункциональности - это возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.), наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления предметов.
Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность предметно-развивающей среды.
Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. При организации предметно-игровой среды необходимо учитывать проявление интересов у детей к проблемам, выходящим за рамки из личного опыта. Для многих сюжетных игр вносить оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек). Каждый из этих типов игрушек (игрового материала) отчасти, или все они вместе определяют смысл воображаемой ситуации. Типы игрового материала.
«Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
«Игрушки-персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса).
Особое значение уделяется макетам - особых игрушек-маркеров игрового пространства для игры старших дошкольников.
Макет, как особый маркер игрового пространства, служит организующей основой для остального игрового материала – мелких игрушек-персонажей и игрушек-предметов оперирования. Были выделены два типа макетов: 1) макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них («кукольный дом», «крепость-замок/дворец); 2) макеты-карты, отображающие определенную территорию, и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся в этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты).
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен» по желанию играющих). Педагоги привлекают к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляют игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу надёжности и безопасности их использования.
Принцип доступности: обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды: расположения игр, игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка. Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: ребенку должно быть удобно их взять, перенести с места на место. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетных игр. Для организации сюжетных игр создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами. Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т.д.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор, для самодеятельных игр сделать надписи с названием игры и картинки, обозначающие ее тематику. Таким образом, дети будут иметь возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, остаются на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохраняется интерес.
Принцип гибкого зонирования: организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально-игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры и игр с двигательной активностью. Это позволяет детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды ориентирован на создание условий для изменения среды в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся; вариативное использование предметов (н-р, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора).
Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т.д.).
Гендерный принцип: учёт половых различий детей, т.е. учёт в равной степени интересов, как девочек, так и мальчиков. Обеспечивается созданием специализированных игровых зон: следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, мальчикам: детали военной формы, разнообразные технические игрушки.
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Это «уголки уединения»; уютный уголок с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху; личное пространство ребёнка (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему и т. д.). Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.
Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: " Создание эффективной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ".
Правильно организованная пространственная среда в группе - это залог самостоятельного поиска детей в своих исследованиях....
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»
Материал, представленный в консультации поможет родителям поближе ознакомиться с самим понятием "Развивающая предметно-пространственная среда"...
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»
Консультация для родителей«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях» ВоспитательКоролёва Марина Игоревна...
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».
Данная консультация поможет родителям правильно и эффективно развивать своих любимых малышей!...
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».
Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предметно-пространственная среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию...
Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».
Консультация для родителей«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях». Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предм...
«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности дошкольников»
Использование многофункциональных ширм и игровых пособий для сюжетно-ролевых игр...