«Путешествие в мир сказки». Конспект вводного занятия по подпрограмме «Русское народное ансамблевое пение» комплексной общеобразовательной общеразвивающей программы «Живая вода»
методическая разработка

Коноплева Татьяна Михайловна

На занятиях в фольклорной студии «Жаворонок» главным образом реализуется одна из основных задач - воспитание духовно-нравственной личности через изучение детского музыкального фольклора. В приведенном ниже конспекте занятия по программе «Живая вода», подпрограмме «Русское народное ансамблевое пение» воспитанники студии познакомятся с основными жанрами детского фольклора: потешками, сказками, попевками, играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга

C:\Users\Сергей Александрович\Desktop\Kolobok-2-e1500635136626.jpg

«Путешествие в мир сказки»

Конспект вводного занятия по подпрограмме

«Русское народное ансамблевое пение»

 общеобразовательной общеразвивающей

программы «Живая вода»

автор - Т. М. Коноплева,

педагог доп. образования

«Путешествие в мир сказки»

Конспект вводного занятия по подпрограмме

«Русское народное ансамблевое пение»

общеобразовательной общеразвивающей программы «Живая вода».

 (к конспекту прилагается презентация на CD-диск)

Цель занятия: Вызвать интерес к русской музыкальной традиционной культуре.

Задачи:

Обучающие задачи:

- знакомство с жанрами детского фольклора: сказкой, потешкой, игрой;

- ознакомление учащихся со смысловым значением устаревших слов: амбар, сусек, коло, уста, колода;

- обучение организации игрового пространства.

Развивающие задачи: 

- развитие координации между слухом и голосом;

- развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения.

Воспитательные задачи:

- воспитание интереса к русскому народному творчеству;

- воспитание коммуникативной культуры.

Используемые технологии:

- игровая;

- информационно-коммуникативная;

- здоровьесберегающая.

I. Организационный

Приглашение детей в класс. Концентрация внимания учащихся.

II. Введению в тему занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Зовут меня Татьяна Михайловна, я педагог фольклорной студии «Жаворонок» и обучаю ребят песням, играм, но не обычным, а тем, которые давным-давно пели и играли наши с вами прапрапрабабушки и прапрапрадедушки. А знаете ли вы, что обозначает слово фольклор?

Дети: Дети отвечают, а на экране появляются понятия:

                                                     Праздники,

                                                     Песни,

                                                     Танцы,

                                                     Игры,

                                                     Народные музыкальные инструменты,

                                                     Устное народное творчество.

Педагог: Молодцы, почти все назвали.

Фольклор – это народная мудрость. Когда-то, много лет назад не было электричества, техники и многих современных приборов, люди передавали свое творчество из уст в уста и передавали из поколения в поколение. Вот о том, какие песни пели люди, как жили, как строили свое жилище, как трудились, как отдыхали: пели, играли и плясали, – я и буду вас знакомить. Итак, я приглашаю вас в свой мир фольклора.

Сегодня мы  с вами отправимся в мир сказки и кто-то из вас станет ее героями. А героями какой сказки вы сегодня станете вам нужно догадаться при помощи моих загадок. Посмотрите на экран телевизора. (педагог загадывает загадки)

         

  1. Как у этого героя

Шубка модного покроя –

Серебристо-серый тон,

Сзади беленький помпон.

(ЗАЯЦ)

  1. Обитает во лесах

Рыжа девица-краса.

Среди всех лесных зверей

Зверя нет ее хитрей.

  1. Никого он не боится,

По кусточкам не таится,

И на нем зимой и летом

Шуба серая надета.

(ВОЛК)

  1. Поскребла и помела –

Колобочка испекла.

            (БАБКА)

  1. Любит пореветь с душой.

Он из всех героев сказки

Самый толстый и большой.

  1. Средь героев сказки этой

Никого круглее нету…

III. Основной

Педагог: Вы догадались, кто главный герой этой сказки?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Верно – Колобок. На что похож Колобок? Как вы думаете, что означает слово колобок?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Спасибо вам за ваши интересные ответы. Слово «коло»  означает – «круг».

Персонажи нашей сказки не простые, они очень талантливые, как и вы любят, петь, танцевать и играть. Давайте в лицах вспомним эту сказку.

(Дети вместе с педагогом разыгрывают сказку «Колобок». Педагог при помощи считалки выбирает 7  персонажей  сказки: колобок, заяц, медведь, волк, лиса, дед, бабка)

Педагог выдает детям «куклы- перчатки»

Педагог: Кто из Вас помнит, какую песенку пел колобок, когда встречал зверюшек на своем пути?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Давайте все вместе ее пропоем:

Я колобок, колобок

Я по амбару метен,
По сусеку скребен,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, волка, медведя, не хитро уйти!....

Педагог: Ребята, какие незнакомые слова вы услышали в песенке Колобка?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Ребята, посмотрите на экран.

(На экране появляются картинки. Педагог объясняет смысловые значения слов: «амбар», «сусек», «колода», «пригоршня».

Краткое содержание сказки

Педагог-рассказчик: Жили-были старик со старухою. Вот и говорит старик старухе: «Испеки, старуха, колобок».  - «Из чего-печь-то? Муки нету». - «Э-эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби; авось муки и наберется».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по амбару помела, по сусекам поскребла и набралось муки пригоршни с две. Испекла колобок и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц.

Заяц: - «Колобок, колобок! Я тебя съем».

Колобок: - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою»

Сказал колобок и запел.

(Дети вместе с педагогом поют песню колобка)

Педагог: Посмотрите, какие у зайца длинные уши, наверное поэтому у него очень хороший слух. Давайте представим, что у нас тоже чуткие ушки. Я спою вам мелодию, и каждый из вас по очереди попробует ее повторить.

Распевка: «Заинька попляши»

Педагог-рассказчик: Катится колобок по дороге, а навстречу ему медведь.

Медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем».

Колобок: - «Не ешь меня, косолапый! Я тебе песенку спою»

Сказал колобок и запел.

(Дети вместе с педагогом поют песню колобка)

Педагог: А медведь у нас какой?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Медведь у нас ленивый, толстый, большой. Споем про него потешную песенку.

Сел медведь на колоду

И бултых прямо в воду

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох.

Педагог: Какие слова в песенке вам были непонятны? Посмотрите на экран телевизора. (Педагог объясняет значение слова «колода»)

Я буду петь, а вы повторяйте за мной текст и движения. 

Педагог-рассказчик: Катится колобок по дороге, а навстречу ему волк.

Волк: - «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, волк! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:

Дети и педагог поют песню колобка.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что делает волк, когда ему грустно?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Волку становится грустно, скучно, одиноко, поэтому он начинает выть. Лесным зверушкам становится страшно.  Давайте его испугаем и прогоним при помощи наших шумовых инструментов.

(Педагог раздает детям шумовые инструменты: трещотки, ложки, шаркунки.)

Педагог: Я буду петь песенку про волка, и играть на ложках, а вы повторяйте за мной ритмический рисунок.

(Педагог поет песню «Ходит -бродит серый волк»).

Ходит-бродит серый волк.
И зубами щёлк да щёлк.
Шёрстка как щетинка,
Поднялась на спинке.

Педагог-рассказчик: Катится колобок по дороге, а навстречу ему лиса.

Лиса: - «Колобок, колобок! Я тебя съем».

Колобок: - «Не ешь меня, лиса! Я тебе песенку спою».

(Сказал колобок и запел:

Дети и педагог поют песню колобка).

Педагог: Сегодня у наша    сказка закончится очень хорошо и лиса не съест колобка, она будет ловить зайчиков в лесу. Сейчас мы с вами поиграем.

А для начала нашей музыкальной игры проговорим текст

Лиска, лиска,

Рыжий хвост!

Лиска, лиска,

Долгий нос,

По лесу ходила

Зайчиков ловила!

Подвижная игра «Лиска, лиска»

Правила игры:

Дети встают в круг и берут друг друга за руки. Водящий встает в центр круга. Дети идут по кругу и поют песенку про лису.

Как только песенка закончится, на слово «ловила» все разбегаются в разные стороны, а лиса должна кого-нибудь поймать. Тот, кого запятнали, становится водящим – «лиской».

   IV. Заключительный этап

   

Педагог: Ребята, а какие новые слова вы сегодня узнали? Какие новые игры, потешки вы запомнили? На каких музыкальных инструментах вы играли?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Вы молодцы! Очень внимательно меня слушали и многое запомнили. Мне очень приятно! Мне было очень интересно с Вами, надеюсь, что и Вам тоже. Желаю Вам отличного настроения, крепкого здоровья! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия по театральному творчеству в подготовительной к школе группе"Волшебное путешествие в мир театра"

Знакомство детей с трудом людей творческих профессий(актёр, режиссёр и т.д.); результатом их труда...

Вводное занятие кружка «Русская народная культура»

предлагаю разработку сценария вводного занятия кружка «Русская народная культура» для детей 5-6 лет. Методическая разработка возможна для применения в педагогической практике музыкальных р...

Знакомим с русской народной культурой "Прощание с живой водой",сценарий праздника в старшей группе

Цель: продолжать знакомить детей с русскими обычаями, различными стихиями-водой....

Путешествие в сказочную страну. №1. Вводное занятие.

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

Ансамблевое пение как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Хоровое и ансамблевое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и четко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняеиого произведения. ...

"Путешествие в "Фиолетовую сказку" конспект НОД

Тема занятия: Путешествие в «Фиолетовую сказку».(для детей 5-6 лет)          Цель. Закрепление представле­ния о фиолетовом цвете, и умения ...