«Путешествие в мир сказки». Конспект вводного занятия по подпрограмме «Русское народное ансамблевое пение» комплексной общеобразовательной общеразвивающей программы «Живая вода»
методическая разработка
На занятиях в фольклорной студии «Жаворонок» главным образом реализуется одна из основных задач - воспитание духовно-нравственной личности через изучение детского музыкального фольклора. В приведенном ниже конспекте занятия по программе «Живая вода», подпрограмме «Русское народное ансамблевое пение» воспитанники студии познакомятся с основными жанрами детского фольклора: потешками, сказками, попевками, играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 51.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга
«Путешествие в мир сказки»
Конспект вводного занятия по подпрограмме
«Русское народное ансамблевое пение»
общеобразовательной общеразвивающей
программы «Живая вода»
автор - Т. М. Коноплева,
педагог доп. образования
«Путешествие в мир сказки»
Конспект вводного занятия по подпрограмме
«Русское народное ансамблевое пение»
общеобразовательной общеразвивающей программы «Живая вода».
(к конспекту прилагается презентация на CD-диск)
Цель занятия: Вызвать интерес к русской музыкальной традиционной культуре.
Задачи:
Обучающие задачи:
- знакомство с жанрами детского фольклора: сказкой, потешкой, игрой;
- ознакомление учащихся со смысловым значением устаревших слов: амбар, сусек, коло, уста, колода;
- обучение организации игрового пространства.
Развивающие задачи:
- развитие координации между слухом и голосом;
- развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к русскому народному творчеству;
- воспитание коммуникативной культуры.
Используемые технологии:
- игровая;
- информационно-коммуникативная;
- здоровьесберегающая.
I. Организационный
Приглашение детей в класс. Концентрация внимания учащихся.
II. Введению в тему занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Зовут меня Татьяна Михайловна, я педагог фольклорной студии «Жаворонок» и обучаю ребят песням, играм, но не обычным, а тем, которые давным-давно пели и играли наши с вами прапрапрабабушки и прапрапрадедушки. А знаете ли вы, что обозначает слово фольклор?
Дети: Дети отвечают, а на экране появляются понятия:
Праздники,
Песни,
Танцы,
Игры,
Народные музыкальные инструменты,
Устное народное творчество.
Педагог: Молодцы, почти все назвали.
Фольклор – это народная мудрость. Когда-то, много лет назад не было электричества, техники и многих современных приборов, люди передавали свое творчество из уст в уста и передавали из поколения в поколение. Вот о том, какие песни пели люди, как жили, как строили свое жилище, как трудились, как отдыхали: пели, играли и плясали, – я и буду вас знакомить. Итак, я приглашаю вас в свой мир фольклора.
Сегодня мы с вами отправимся в мир сказки и кто-то из вас станет ее героями. А героями какой сказки вы сегодня станете вам нужно догадаться при помощи моих загадок. Посмотрите на экран телевизора. (педагог загадывает загадки)
- Как у этого героя
Шубка модного покроя –
Серебристо-серый тон,
Сзади беленький помпон.
(ЗАЯЦ)
- Обитает во лесах
Рыжа девица-краса.
Среди всех лесных зверей
Зверя нет ее хитрей.
- Никого он не боится,
По кусточкам не таится,
И на нем зимой и летом
Шуба серая надета.
(ВОЛК)
- Поскребла и помела –
Колобочка испекла.
(БАБКА)
- Любит пореветь с душой.
Он из всех героев сказки
Самый толстый и большой.
- Средь героев сказки этой
Никого круглее нету…
III. Основной
Педагог: Вы догадались, кто главный герой этой сказки?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Верно – Колобок. На что похож Колобок? Как вы думаете, что означает слово колобок?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Спасибо вам за ваши интересные ответы. Слово «коло» означает – «круг».
Персонажи нашей сказки не простые, они очень талантливые, как и вы любят, петь, танцевать и играть. Давайте в лицах вспомним эту сказку.
(Дети вместе с педагогом разыгрывают сказку «Колобок». Педагог при помощи считалки выбирает 7 персонажей сказки: колобок, заяц, медведь, волк, лиса, дед, бабка)
Педагог выдает детям «куклы- перчатки»
Педагог: Кто из Вас помнит, какую песенку пел колобок, когда встречал зверюшек на своем пути?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Давайте все вместе ее пропоем:
Я колобок, колобок
Я по амбару метен,
По сусеку скребен,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, волка, медведя, не хитро уйти!....
Педагог: Ребята, какие незнакомые слова вы услышали в песенке Колобка?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Ребята, посмотрите на экран.
(На экране появляются картинки. Педагог объясняет смысловые значения слов: «амбар», «сусек», «колода», «пригоршня».
Краткое содержание сказки
Педагог-рассказчик: Жили-были старик со старухою. Вот и говорит старик старухе: «Испеки, старуха, колобок». - «Из чего-печь-то? Муки нету». - «Э-эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби; авось муки и наберется».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по амбару помела, по сусекам поскребла и набралось муки пригоршни с две. Испекла колобок и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц.
Заяц: - «Колобок, колобок! Я тебя съем».
Колобок: - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою»
Сказал колобок и запел.
(Дети вместе с педагогом поют песню колобка)
Педагог: Посмотрите, какие у зайца длинные уши, наверное поэтому у него очень хороший слух. Давайте представим, что у нас тоже чуткие ушки. Я спою вам мелодию, и каждый из вас по очереди попробует ее повторить.
Распевка: «Заинька попляши»
Педагог-рассказчик: Катится колобок по дороге, а навстречу ему медведь.
Медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем».
Колобок: - «Не ешь меня, косолапый! Я тебе песенку спою»
Сказал колобок и запел.
(Дети вместе с педагогом поют песню колобка)
Педагог: А медведь у нас какой?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Медведь у нас ленивый, толстый, большой. Споем про него потешную песенку.
Сел медведь на колоду
И бултых прямо в воду
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох.
Педагог: Какие слова в песенке вам были непонятны? Посмотрите на экран телевизора. (Педагог объясняет значение слова «колода»)
Я буду петь, а вы повторяйте за мной текст и движения.
Педагог-рассказчик: Катится колобок по дороге, а навстречу ему волк.
Волк: - «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, волк! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:
Дети и педагог поют песню колобка.
Педагог: Ребята, как вы думаете, что делает волк, когда ему грустно?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Волку становится грустно, скучно, одиноко, поэтому он начинает выть. Лесным зверушкам становится страшно. Давайте его испугаем и прогоним при помощи наших шумовых инструментов.
(Педагог раздает детям шумовые инструменты: трещотки, ложки, шаркунки.)
Педагог: Я буду петь песенку про волка, и играть на ложках, а вы повторяйте за мной ритмический рисунок.
(Педагог поет песню «Ходит -бродит серый волк»).
Ходит-бродит серый волк.
И зубами щёлк да щёлк.
Шёрстка как щетинка,
Поднялась на спинке.
Педагог-рассказчик: Катится колобок по дороге, а навстречу ему лиса.
Лиса: - «Колобок, колобок! Я тебя съем».
Колобок: - «Не ешь меня, лиса! Я тебе песенку спою».
(Сказал колобок и запел:
Дети и педагог поют песню колобка).
Педагог: Сегодня у наша сказка закончится очень хорошо и лиса не съест колобка, она будет ловить зайчиков в лесу. Сейчас мы с вами поиграем.
А для начала нашей музыкальной игры проговорим текст
Лиска, лиска,
Рыжий хвост!
Лиска, лиска,
Долгий нос,
По лесу ходила
Зайчиков ловила!
Подвижная игра «Лиска, лиска»
Правила игры:
Дети встают в круг и берут друг друга за руки. Водящий встает в центр круга. Дети идут по кругу и поют песенку про лису.
Как только песенка закончится, на слово «ловила» все разбегаются в разные стороны, а лиса должна кого-нибудь поймать. Тот, кого запятнали, становится водящим – «лиской».
IV. Заключительный этап
Педагог: Ребята, а какие новые слова вы сегодня узнали? Какие новые игры, потешки вы запомнили? На каких музыкальных инструментах вы играли?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Вы молодцы! Очень внимательно меня слушали и многое запомнили. Мне очень приятно! Мне было очень интересно с Вами, надеюсь, что и Вам тоже. Желаю Вам отличного настроения, крепкого здоровья! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект вводного занятия по театральному творчеству в подготовительной к школе группе"Волшебное путешествие в мир театра"
Знакомство детей с трудом людей творческих профессий(актёр, режиссёр и т.д.); результатом их труда...
Вводное занятие кружка «Русская народная культура»
предлагаю разработку сценария вводного занятия кружка «Русская народная культура» для детей 5-6 лет. Методическая разработка возможна для применения в педагогической практике музыкальных р...
Знакомим с русской народной культурой "Прощание с живой водой",сценарий праздника в старшей группе
Цель: продолжать знакомить детей с русскими обычаями, различными стихиями-водой....
Путешествие в сказочную страну. №1. Вводное занятие.
Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...
Ансамблевое пение как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Хоровое и ансамблевое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и четко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняеиого произведения. ...
«Путешествие по марийским сказкам» Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологий
Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологий...
"Путешествие в "Фиолетовую сказку" конспект НОД
Тема занятия: Путешествие в «Фиолетовую сказку».(для детей 5-6 лет) Цель. Закрепление представления о фиолетовом цвете, и умения ...