Игры на слуховое восприятие дошкольника
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
«КТО ИГРАЛ?»
Цель: учить определять направление звука: слева или справа.
Оборудование: барабан (или бубен, гармошка и т.п.), платок, таблички.
Ход игры
Один ребенок становится в центре, справа и слева от водящего на одинаковом расстоянии (например, в 1-2 м) выстраиваются в две шеренги остальные дети. У первого ребенка той и другой шеренги - барабан (или бубен, гармошка и т.п.). Педагог предлагает играть на барабане ребенку из первой шеренги, а затем спрашивает водящего находящегося в центре, кто играл. Водящий показывает на играющего на барабане ребенка и называет его. Дошкольник, который играл на барабане, передает его рядом стоящему ребенку и встает последним в свою шеренгу. Аналогично проводится работа и с ребенком из другой шеренги. Затем водящему завязывают платком глаза, и он на слух определяет, кто играл на барабане (т.е. определяет направление звука). Игра повторяется два-три раза, а затем выбирается новый водящий (или водящие, т.к. ими могут быть сразу два - три ребенка).
Аналогично можно проводить работу по определению направления звука, расположенного спереди - сзади, справа слева - спереди - сзади. Главное чтобы двое или четверо детей находились на одинаковом расстоянии от водящего и все имели одну и ту же звучащую игрушку (например, барабан, дудку и т.п.), или звучащая игрушка может быть одна, а после извлечения из нее звука ее берет педагог и только затем развязывает платок, которым завязаны глаза водящего.
«УГАДАЙ, КТО В ЛАРЦЕ»
Оборудование: музыкальный проигрыватель с записью мелодии «бабочка» Э.Григ., ларец, картонная бабочка на палочке и верёвочке.
Цель: развивать слуховое восприятие классической музыки у детей.
Ход:
Педагог приносит ларец и рассказывает, что там кто-то спрятался, но чтобы он вышел, необходимо назвать его по имени, а музыка расскажет о нём. Дети слушают музыку и угадывают по характерной мелодии. Как только дети угадывают педагог вынимает за палочку бабочку и дети видят, кто это.
«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
«СЛОВО ЗАБЛУДИЛОСЬ»
Цель: развивать слуховое восприятие детей.
Ход:
Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово.
- На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка),
- На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).
- Вкусная сварилась Маша. Где большая жрошка наша. (каша, ложка).
- На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).
- «Испеки мне утюжок!» - просит бабушку крючок, (пирожок. внучок)
«ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ДИДАКТАНТ»
Цель: развивать слуховое восприятие детей.
Ход:
Педагог предлагает ребятам выполнить задание:
Например: один шаг вперед, два шага направо, один шаг назад.
Нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д.
(с 5 лет ) Проводятся линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Пример: из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем прямую линию в левый нижний угол.( с 6 лет )
«СЛУШАЕМ И ПОКАЗЫВАЕМ»
Цель: учить детей соотносить определенное действие со звучанием той или иной игрушки.
Оборудование: барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, шарманка, соответствующие картинки
Ход игры:
Дети стоят полукругом перед педагогом. Перед педагогом три звучащих игрушки, например: барабан, дудка, гармошка. Он стучит в барабан и начинает шагать на месте, произнося татата, и побуждает детей к этому же. Педагог повторяет данное упражнение два-три раза. После каждого выполнения упражнения он спрашивает: «Что звучало?» , дети в ответ показывают соответствующую картинку. Затем аналогично предъявляются звучания гармошки - танцевать (или приседать положив руки на пояс, или поднять руки над головой и вращать, или кружиться и т.п.), произнося ля-ля-ля; дудки - «играть» на воображаемой дудочке - у .
Педагог в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке, то на гармошке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку.
«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?»
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«КАКОЙ ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ»
Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.
Ход игры: воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: «Подготовлен …амолет, он отправится в полёт». В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его». Вызванный ребенок должен ответить, что в слове самолёт был пропущен звук С, что звучать это должно так: «Подготовлен самолёт, он отправится в полёт». Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах из предложения.
«СТЕКЛЯННЫЙ-ДЕРЕВЯННЫЙ»
Цель: Учить, по звучанию отгадывать, из какого материала сделаны предметы, находящиеся за ширмой (посуда фарфоровая, металлическая, деревянная, разные предметы из дерева, металла, стекла).
Оборудование: посуда фарфоровая, металлическая, деревянная, разные предметы из дерева, металла, стекла, деревянная палочка.
Ход:
Педагог демонстрирует детям разное звучание посуды, касаясь её палочкой. Затем прячет посуду за ширму и предлагает отгадать по звону – из чего она сделана.
Тише-тише
Возраст: 5 — 6 лет.
Цель: научить детей воспринимать команды и просьбы на слух независимо от силы звука.
Оборудование: несколько игрушек (любимая собачка, кукла, мишка, игрушечное ведерко). Всего потребуется 5—6 игрушек.
Ход игры (в игре одновременно могут принимать участие не более двух игроков: один берет на себя функции ведущего, другой выполняет задания. Если игра проходит среди маленьких детей, то ведущим должен быть взрослый: понимая смысл заданий, сами дети еще не могут грамотно их сформулировать). Ведущий кладет игрушки возле игрока, а сам отходит от него на расстояние 2—3 м. С этого расстояния ведущий должен шепотом окликнуть игрока и все так же шепотом дать ему какое-нибудь задание (например, поменять мишку и куклу местами, перевернуть ведерко донышком вверх и т. д.). Задания должны быть простыми, формулировать и произносить их следует четко.
Примечание. Если игра проходит с детьми более старшего возраста (5—6 лет), то ее можно усложнить (например, увеличить количество участников игры до 5—6). Ведущий будет по очереди окликать игроков и давать им задания. Задача игрока в этом случае — не просто правильно выполнить задание, но и понять, кому оно адресовано.
«ЧТО СЛЫШНО?»
Цель: развивать умение быстро сосредотачиваться и прислушиваться к окружающим звукам.
Ход:
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям по развитию слухового восприятия дошкольников
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно, слушать...
Советы родителям по развитию слухового восприятия дошкольников
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно, с...
Картотека игр на развитие слухового восприятия дошкольников.
Для того ,чтобы ребенок в школе был успешным -в чтении ,на уроках русского языка ,важно ,чтобы у него был сформирован фонематический слух....
Консультация для родителей "Упражнения и игры по развитию слухового восприятия дошкольников"
Консультация для родителей "Упражнения и игры по развитию слухового восприятия дошкольников"...
Использование пособия «Слушать интересно» на занятиях по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха
Гильманова Г.Ф.сурдопедагог ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ОВЗ»Использование пособия «Слушать интересно» на занятиях по развитию слухового восп...
Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия дошкольников
Дидактические игры и упражнения, которые помогут развитию слухового восприятия дошкольников....
Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования слухового восприятия дошкольников
Статья методической разработки посвящена использованию здоровьесберегающих технологий для развития слухового восприятия дошкольников....
- Мне нравится (1)