Картотека игр на развитие слухового восприятия дошкольников.
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Для того ,чтобы ребенок в школе был успешным -в чтении ,на уроках русского языка ,важно ,чтобы у него был сформирован фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие фонематического слуха.17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия.

Такие упражнения проводятся с детьми раннего возраста.

«Отгадай, что звучит»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Разговор шепотом»

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

«Посмотрим, кто говорит»

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

    Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

"Шумящие мешочки".

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

"Похлопаем".

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Развитие фонематического слуха.

Эти упражнения можно проводить ,начиная с пяти  лет.

"Слушай и выбирай".

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

"Верно-неверно".

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

 «Слушай, смотри».

Предметные картинки :медвежонок, медведь, девочка.

Взрослый  ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повтори только то слово, к которому есть картинка». Назвать  пары слов: медведь - лететь, Машенька - вишенка, Мишутка – решетка.

«Веселый мяч».

Взрослый бросает мяч ребенку , произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да.). Ребенок возвращает  мяч, повторяя названные слоги.

«Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [К] слове - хлопни в ладоши. Слова: [К]ран, мор[К]овь, шалаш, ботино[К].. .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

«Красный-белый».

У ребенка две карточки разного цвета.

Взрослый  предлагает внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, ребенок  поднимает  красный кружок, если нет – поднимает синий.

«Охотники».

Взрослый  предлагает ребенку  ловить звуки. Просит сделать вид, что ребенок спит  (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо, услышав нужный звук в ряду других звуков.

«Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т. п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т. п.)

«Назови одинаковый звук в словах».

Взрослый  произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с, который есть в этих словах.

«Отвечай – не торопясь».

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова ковёр.

• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья)

• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)

• Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог)

• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

• Найди в предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики)

«Исправь Незнайкины ошибки».

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

«Определи на слух самое короткое слово».

Взрослый произносит различные слова ,ребенок выбирает самое короткое слово.

«Скажи наоборот».

Взрослый  проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

«Цепочки слов».

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию слухового восприятия

Подборка игр для коррекционной работы с детьми с ОНР...

Картотека игр на развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.

Развитие речи у детей раннего возрата является сенситивным периодом. Поэтому так важно проводить с детьми игры на развитие слухового восприятия и внимания....

картотека игр на развитие слухового восприятия, артикуляционного аппарата, речевого дыхания , на развитие темпа речи и громкости голоса, а так же на развитие мелкой моторики рук.

картотека игр на развитие слухового восприятия, артикуляционного аппарата, речевого дыхания , на развитие темпа речи и громкости голоса, а так же на развитие мелкой моторики рук....

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Картотека игр на развитие слухового восприятия у детей

Игры на развитие слухового восприятия у детей 2-3лет...

Картотека игр на развитие слухового восприятия

Картотека игр на развитие слухового восприятия...

Картотека игр для развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом

В картотеке представлены игры для развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом...