Проект искусство
проект (старшая группа)

Мацкевич Татьяна Сергеевна

Проект искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_iskusstvo.docx564.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Декоративно – прикладное искусство»

Старшая группа

Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы

Продолжительность: краткосрочный

Актуальность

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности основанное на глубоких художественных традициях.

Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству.

По словам А. Б. Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощнном виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях декоративно-прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

Цель: Расширить знания у детей старшего дошкольного возраста об особенностях прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи. (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.

3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову.

5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.

6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

7. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей.

Предполагаемые результаты:

- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

- Знают представление о многообразии окружающего мира.

- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия.

- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Вид проектагрупповой

Тип проекта: познавательный - творческий

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный, .

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5-6 лет.

Виды деятельности:

- презентация;

- рассматривания иллюстраций;

- беседы; чтение художественной литературы;

- дидактические игры;

- подборка поговорок, пословиц;

- ситуативный разговор;

- заучивание;

- создания альбома;

- Виртуальная экскурсия в краеведческий музей.

Этапы проекта:

Подготовительный этап

-выбор темы;

-постановка проблемы;

-определение цели и задачи;

Основной этап

- Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи).

- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.

- Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.

- Подбор художественной литературы по теме проекта.

- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Заключительный этап

Создание мини- выставки  «Глиняные игрушки».

План работы с детьми

№ Мероприятие

Программное содержание

Сроки выполнения 1 день

1 Беседа + презентация «История возникновения Городецкой росписи». Развивать интерес и любовь к народному искусству. Формировать умение  выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов.

2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Городец». формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами

3 Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле.

4 Рисование «Укрась доску». Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.

№ Мероприятие

Программное содержание

Сроки выполнения 2 день

1 Беседа + презентация «История возникновения росписи Полхов- Майдан». Познакомить детей с историей возникновения внешних обликов, особенностях росписи Полхов-Майдан.

2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Роспись Полхов- Майдан». Познакомить детей с характерными особенностями формы и росписи игрушек из Полхов- Майдана.

3 Разучивание частушек на тему «Полховско-майданская роспись». Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами. Развивать память, мышление, активный словарь.

4 Рисование «Матрешки Полхов-майданской росписи».

Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи.

Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.

№ Мероприятие Программное Содержание

Сроки выполнения 3 день

1 Беседа «Об искусстве Гжельских художников». Познакомить детей с гжельским народным промыслом.

2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Гжель». Познакомить с характерными особенностями гжельской росписи.

3 Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Узоры Гжели». Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами. Развивать память, мышление, активный словарь.

4 Рисование «Гжельская ваза» Закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности.

Декабрь

№ Мероприятие Программное Содержание

Сроки выполнения 4 день

1 Беседа «Дымковская игрушка». Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента.

2 Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка». Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

3. Лепка дымковской игрушки «Петух». Углублять эстетическое познание о народном декоративно-прикладном творчестве. Формировать умение  из глины лепить изделия. Развивать мелкую моторику рук.

4 Раскрашивание дымковской игрушки «Петух». Формировать умение  выполнять элементы дымковской росписи. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам

№ Мероприятие Программное

Содержание

Сроки выполнения 5 день

1 Беседа «История возникновения филимоновской игрушки». Познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки.

2 Чтение В. В. Гаврилова «Филимоновская игрушка». Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

3 Лепка филимоновской игрушки «Козлик».Формировать умение  лепить козлика, передавая выразительные особенности (удлинённая шея, отверстие для свистка).

4 Раскрашивание филимоновской игрушки «Козлик».

Формировать умение  раскрашивать готовые игрушки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла. Развивать у детей чувство цвета, формы.

План работы с родителями.

1 Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания». Познакомить родителей с декоративно-прикладным искусством.

2 Папка-передвижка на тему: «Приобщение детей и родителей к  декоративно-прикладному искусству». Воспитывать интерес к истории декоративно – прикладному искусству.

4 Консультация «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома». Приобщить родителей принимать активное участие по теме декоративно – прикладное искусство.

5 Консультация «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольников». Донести до родителей важность приобщения детей к прекрасному.

6 Фотоотчет по результатам проекта. Познакомить родителей с проделанной работой детей.

Список использованной литературы

1. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М. 2009г.

2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.

3. И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.

4. Н. Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.

5. https://dohcolonoc.ru

6. https://www.maam.ru

7. https://infourok.ru

8. https://nsportal.ru

9. https://docplayer.ru

10. https://educontest.net/ru

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»

Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы Продолжительность: среднесрочный
Актуальность: Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
2.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством-дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью;
3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
4.Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей;
5.Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Этапы реализации проекта:
•Подготовительный
•Основной
•Заключительный
1 этап-подготовительный.
1.Постановка цели и задач.
2.Определение методов исследования.

3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5.Подбор материала для продуктивной деятельности.
6.Мастер класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов"
2 этап-основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»
Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.
Содержание
1.Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка».
2.НОД. Познавательное «Умелые мастера»
3.НОД. Рисование «Дымковская уточка»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_a4d79401f33e6465f450de55cc787124.jpg.jpg


4.Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5.Раскраски по теме

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_3a23094e365c1738589ace3332229268.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_27697e23d8422349d5d66b1a8b95a6a9.jpg.jpg


6.Изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Составь узор»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_da35213f3b3b49dfc7469521fe7755e7.jpg.jpg

7.Лепка из глины «Дымковская лошадка».
8.Лепка из теста «Кулоны для мам».

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_852c2a8461474e56a59e01f66bb03045.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_8580088e417355736708915b015d6446.jpg.jpg


9.Лепка из теста «Красивые узоры».

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_611104674c6877b39ffd40a99fe2c875.jpg.jpg


10.Оригами «Филимоновский петушок».
В работе с родителями:
1.Консультации: «Дымковская игрушка»; «Виды народного декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
2.Выставка «Мы мастера своего дела»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_a703cb8fb23de4a344d608bcfe4352bf.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_019a9c83e740fc9cebf54f80bae43f6a.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_94cec790ffb317caccd346c00e6b8d0d.jpg.jpg


3 этап – заключительный.
1.Создание альбомов «Виды росписей».

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26749_0c90ecc9d35e25f3113ad0e29065ac59.jpg.jpg


2.Развлечение для детей «Город мастеров»
3.Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».

Проект«Искусство  родного  края  в  образовательном процессе  дошкольного  учреждения».                     ...

Педагогический проект "Искусство запоминания"

В деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь. От качества речи зависит успешность развития. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование всех психически...

Проект Искусство Мордвы

Проект Искусство Мордвы...

Проект «Искусство наказывать и прощать»

Проект «Искусство наказывать и прощать»...

Проект «Искусство на тарелке» Имбирное печенье «Детская забава»

С приближением  праздников мы все чаще задумываемся о подарках для дорогих нам людей. Подарки, сделанные своими руками, всегда ценились больше других, а если эти подарки еще и вкусные, их будут в...

ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ « ИСКУССТВО НА ТАРЕЛКЕ» « ВИТАМИННАЯ ПОЛЯНКА»

Снижение уровня показателей здоровья у детей дошкольного возраста – актуальная проблема современного   общества...

Детский проект «Искусство на тарелке»

Детко-родительский проект "Правильное питание"...