Проект искусство
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Декоративно – прикладное искусство»
Старшая группа
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы
Продолжительность: краткосрочный
Актуальность
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.
Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности основанное на глубоких художественных традициях.
Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству.
По словам А. Б. Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощнном виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях декоративно-прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
Цель: Расширить знания у детей старшего дошкольного возраста об особенностях прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи. (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову.
5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.
6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
7. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей.
Предполагаемые результаты:
- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
- Знают представление о многообразии окружающего мира.
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: познавательный - творческий
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный, .
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5-6 лет.
Виды деятельности:
- презентация;
- рассматривания иллюстраций;
- беседы; чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- подборка поговорок, пословиц;
- ситуативный разговор;
- заучивание;
- создания альбома;
- Виртуальная экскурсия в краеведческий музей.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
-выбор темы;
-постановка проблемы;
-определение цели и задачи;
Основной этап
- Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи).
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
- Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
- Подбор художественной литературы по теме проекта.
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Заключительный этап
Создание мини- выставки «Глиняные игрушки».
План работы с детьми
№ Мероприятие
Программное содержание
Сроки выполнения 1 день
1 Беседа + презентация «История возникновения Городецкой росписи». Развивать интерес и любовь к народному искусству. Формировать умение выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов.
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Городец». формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами
3 Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле.
4 Рисование «Укрась доску». Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.
№ Мероприятие
Программное содержание
Сроки выполнения 2 день
1 Беседа + презентация «История возникновения росписи Полхов- Майдан». Познакомить детей с историей возникновения внешних обликов, особенностях росписи Полхов-Майдан.
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Роспись Полхов- Майдан». Познакомить детей с характерными особенностями формы и росписи игрушек из Полхов- Майдана.
3 Разучивание частушек на тему «Полховско-майданская роспись». Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами. Развивать память, мышление, активный словарь.
4 Рисование «Матрешки Полхов-майданской росписи».
Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи.
Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
№ Мероприятие Программное Содержание
Сроки выполнения 3 день
1 Беседа «Об искусстве Гжельских художников». Познакомить детей с гжельским народным промыслом.
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Гжель». Познакомить с характерными особенностями гжельской росписи.
3 Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Узоры Гжели». Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами. Развивать память, мышление, активный словарь.
4 Рисование «Гжельская ваза» Закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности.
Декабрь
№ Мероприятие Программное Содержание
Сроки выполнения 4 день
1 Беседа «Дымковская игрушка». Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента.
2 Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка». Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
3. Лепка дымковской игрушки «Петух». Углублять эстетическое познание о народном декоративно-прикладном творчестве. Формировать умение из глины лепить изделия. Развивать мелкую моторику рук.
4 Раскрашивание дымковской игрушки «Петух». Формировать умение выполнять элементы дымковской росписи. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам
№ Мероприятие Программное
Содержание
Сроки выполнения 5 день
1 Беседа «История возникновения филимоновской игрушки». Познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки.
2 Чтение В. В. Гаврилова «Филимоновская игрушка». Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.
3 Лепка филимоновской игрушки «Козлик».Формировать умение лепить козлика, передавая выразительные особенности (удлинённая шея, отверстие для свистка).
4 Раскрашивание филимоновской игрушки «Козлик».
Формировать умение раскрашивать готовые игрушки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла. Развивать у детей чувство цвета, формы.
План работы с родителями.
1 Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания». Познакомить родителей с декоративно-прикладным искусством.
2 Папка-передвижка на тему: «Приобщение детей и родителей к декоративно-прикладному искусству». Воспитывать интерес к истории декоративно – прикладному искусству.
4 Консультация «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома». Приобщить родителей принимать активное участие по теме декоративно – прикладное искусство.
5 Консультация «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольников». Донести до родителей важность приобщения детей к прекрасному.
6 Фотоотчет по результатам проекта. Познакомить родителей с проделанной работой детей.
Список использованной литературы
1. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М. 2009г.
2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.
3. И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.
4. Н. Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.
5. https://dohcolonoc.ru
6. https://www.maam.ru
7. https://infourok.ru
8. https://nsportal.ru
9. https://docplayer.ru
10. https://educontest.net/ru
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы Продолжительность: среднесрочный
Актуальность: Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
2.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством-дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью;
3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
4.Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей;
5.Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Этапы реализации проекта:
•Подготовительный
•Основной
•Заключительный
1 этап-подготовительный.
1.Постановка цели и задач.
2.Определение методов исследования.
3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5.Подбор материала для продуктивной деятельности.
6.Мастер класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов"
2 этап-основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»
Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.
Содержание
1.Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка».
2.НОД. Познавательное «Умелые мастера»
3.НОД. Рисование «Дымковская уточка»
4.Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5.Раскраски по теме
6.Изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Составь узор»
7.Лепка из глины «Дымковская лошадка».
8.Лепка из теста «Кулоны для мам».
9.Лепка из теста «Красивые узоры».
10.Оригами «Филимоновский петушок».
В работе с родителями:
1.Консультации: «Дымковская игрушка»; «Виды народного декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
2.Выставка «Мы мастера своего дела»
3 этап – заключительный.
1.Создание альбомов «Виды росписей».
2.Развлечение для детей «Город мастеров»
3.Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-136580-1351928830.jpg)
Проект «Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».
Проект«Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения». ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-622341-1430158639.jpg)
Педагогический проект "Искусство запоминания"
В деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь. От качества речи зависит успешность развития. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование всех психически...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-670590-1495357690.jpg)
Проект «Искусство на тарелке» Имбирное печенье «Детская забава»
С приближением праздников мы все чаще задумываемся о подарках для дорогих нам людей. Подарки, сделанные своими руками, всегда ценились больше других, а если эти подарки еще и вкусные, их будут в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968925-1509880132.jpg)
ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ « ИСКУССТВО НА ТАРЕЛКЕ» « ВИТАМИННАЯ ПОЛЯНКА»
Снижение уровня показателей здоровья у детей дошкольного возраста – актуальная проблема современного общества...