Проект Искусство Мордвы
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Декоративно-прикладное искусство мордвы»
для детей старшего дошкольного возраста
Идея проекта: формирование осознанного представления о мордовском национальном орнаменте через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.
Тип проекта: творческо - исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный (1 год).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители детей.
Актуальность и перспективность.
Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы и взрослых, и детей.
Уникальные образцы народного искусства имеют огромное значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности мордовского народа, но и как показатель развития мировоззрения идеалов и ценностей конкретного этноса. Декоративно-прикладное искусство мордвы несёт в себе черты, присущие только мордовскому народу, его культуре – это вышивка и национальный костюм, многообразие орнаментальных мотивов, традиционные предметы быта, мордовская керамика и др.
Мы живём в Мордовии. Дети должна знать ценности своего народа. Самый благодатный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное сувенирное, а каждодневное погружение (обращение) к ним (истокам) даст положительный результат и дети проникнуться искусством мордвы, будут знать и различать среди
других – ценности мордвы.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков изобразительной деятельности у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать лепить и создавать аппликацию. Поэтому не стоит удивляться тому, что взрослые, как правило, не имеют навыков изобразительной деятельности, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься ею и, таким образом, останавливают своё развитие в этом виде деятельности. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно –творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, памяти и художественного мышления детей. Не менее важным является и то, что через изобразительную деятельность дети получают возможность самовыражения и социальной адаптации. Творческий процесс — это настоящее чудо, дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детей необходимо подвести к пониманию того, что в творчестве нет правильного пути, а есть только свой собственный путь.
Концептуальность.
Своеобразие.
1. Стимулирование развития творческого мышления и творческих способностей через анализ и синтез вышивки, как вида декоративно-прикладного искусства Мордовии.
2. Расширение возможности проявления самостоятельности и инициативы.
3. Способствование социальной адаптации через самореализацию и самовыражение в процессе коллективного творчества.
4. Формирование культурных ценностей.
5. Воспитание патриотических чувств и уважения к малой Родине.
Гипотеза
В процессе систематизированной работы по ознакомлению с произведениями декоративно-прикладного искусства мордвы через игры, через занятия, развлечения дети приобретут достаточные знания о ценностях мордвы и легко будут узнавать среди других мордовский костюм, деревянные игрушки. Легко составлять мордовские орнаменты и другое.
Цель: развивать творческое мышление и творческие способности детей через изучение, и составление орнамента на основе основных элементов мордовского национального узора.
- развить у детей интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства мордвы;
- научить отличать характерные особенности искусства мордвы
Задачи: 1. Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством мордвы и историей его возникновения;
2. Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе анализа и синтеза структуры мордовского орнамента: выделение основных элементов; определение ритмического рисунка, способов соединения элементов, цветовой гаммы и смысловой нагрузки орнамента.
3. Формировать композиционные умения; учить создавать индивидуальный орнамент, не нарушающий колорит и закономерность построения мордовского национального узора; развивать умение ориентироваться на площади рабочей поверхности, выделяя центр, стороны или углы.
4. Закрепить и расширить представление детей о геометрических фигурах, входящих в мордовский орнамент (круг, квадрат, треугольник, ромб, и производных от них элементах мордовского орнамента («квадрат с продлёнными сторонами», «розетка», «звезда», «зигзаг», «крест», «ступеньки», «галочка», «спираль».).
5. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность.
6. Способствовать развитию таких качеств личности, как целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, ответственность и активность.
7. Развивать интерес к изобразительной деятельности, стремление к самовыражению через создание индивидуальных декоративных композиций по мотивам мордовского народного орнамента.
8. Развивать у детей художественный вкус, способствовать усвоению эталонов красоты.
9. Обогатить знания детей о традициях и обычаях мордовского народа.
10. Воспитывать толерантное отношение к мордовскому народу и его традициям через эстетическое восприятие мордовского узора.
Перспективный план деятельности с детьми в рамках проектной деятельности.
(Старший дошкольный возраст )
Месяц | Образовательный модуль | Тема | Цель | Оборудование | Совместная деятельность с детьми |
сентябрь | «Мордовия» | «Народные промыслы Мордовии» | Познакомить детей с народными промыслами мордовского народа (тавлинской резьбой, урусовскими валенками, гончарным мастерством). Вызывать любовь и уважение к творчеству мордовских мастеров. | -Презентация -Иллюстрации по теме -Глина | 1.Просмотр презентации «Народные промыслы мордвы». 2.Рассматривание мордовской избы и утвари. 3.Лепка из глины «Миска». |
октябрь | «Мордовия» | «Мордовские народные игрушки» | Познакомить детей с мордовскими народными игрушками (куклы, матрешки, тавлинские игрушки). Воспитывать любовь и чувство бережного отношения к культуре мордовского народа. | -Иллюстрации -Цветная бумага, альбомные листы, клей -Диск с музыкой | 1.Рассматривание альбома «Мордовские игрушки» 2.Аппликация «Украсим матрёшек» 3.Мордовская пляска «Мы весёлые матрёшки». |
ноябрь | «Мордовия» | «Мордовский национальный костюм: «Эрзи» и «Мокши» | Познакомить детей с мордовским национальным костюмом: «Эрзи» и «Мокши». Показать оригинальность, самобытность костюмов, усвоить отличительные признаки одежды. | -Куклы в национальных мордовских костюмах -Атрибуты для игры | 1.Рассматривание кукол в национальных костюмах мордвы. 2.Д /и «Одень куклу в мордовский национальный костюм». |
декабрь | «Мордовия» | «Мордовская национальная вышивка» | Познакомить дошкольников с элементами мордовской национальной вышивки. | Элементы мордовского орнамента. | 1.Аппликация «Украсим фартук мордовским орнаментом» |
январь | «Мордовия» | «Народная игра» | Познакомить детей с мордовскими народными играми. Развивать интерес к национальной игре мордовского народа. | -Картотека народных игр -Атрибуты для игры | 1.Просмотр видео с мордовскими играми. 2.Разучивание характерных мордовских игр. |
февраль | «Мордовия» | «Мордовские узоры» | Познакомить детей с элементами мордовского узора. Воспитывать любовь и уважение к культуре мордовского народа. | -Иллюстрации -Альбомные листы, Гуашь -Диск с музыкой | 1.Беседа с рассматриванием иллюстраций «Мордовские узоры» 2.Рисование «Украсим рукавичку» |
март | «Мордовия» | «Национальные праздники Мордовии» | Познакомить детей с мордовскими праздниками, народными традициями и обрядами. Воспитывать интерес к народной культуре. | -Иллюстрации -Атрибуты для развлечения | 1.Рассматривание иллюстраций 2.Развлечение «Масленица» 3.П/игра «Раю-раю» |
апрель | «Мордовия» | «Быт и традиции мордовского народа» | Формировать представления у детей о жилище, быте, традициях и обычаях мордовского народа. | -Книга «Как жила древняя Мордва?» -Иллюстрации -Атрибуты для игры | 1.Беседа с рассматриванием книги «Как жила древняя Мордва?» «Мордовская изба» |
май | «Мордовия» | «День победы!» | Воспитывать у дошкольников уважение и гордость к людям прославивших наше Отечество, малую Родину. | -Иллюстрации по теме -Картинки -Альбом, краски | 1.Беседа о подвигах мордовских солдат в Великой Отечественной войне. 2.Рисование «Салют в нашем городе». 3.Экскурсия к «Вечному огню». |
План работы с родителями
(Старший дошкольный возраст )
Месяц | Совместная деятельность | Цель |
сентябрь | Анкета «Знакомство детей с искусством Мордовии» | Получение и анализ информации в вопросах знакомства дошкольников с искусством Мордовии. |
ноябрь | Беседа «Роль семьи в приобщении детей к мордовской национальной культуре» | Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей к мордовской национальной культуре. |
февраль | Беседа «Мордовский орнамент» | Приобщать родителей к искусству мордвы. |
апрель | Конкурс поделок «Бабань Парь» (Бабушкин сундук) | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
май | Совместная экскурсия в музей С.Д.Эрзи . | Повышение интереса родителей к жизни детей в детском саду. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».
Проект«Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения». ...
Педагогический проект "Искусство запоминания"
В деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь. От качества речи зависит успешность развития. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование всех психически...
Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы»
Актуальность и перспективность. Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы и взрослых, и детей.Уникальные образцы...
Проект «Искусство наказывать и прощать»
Проект «Искусство наказывать и прощать»...
Проект «Искусство на тарелке» Имбирное печенье «Детская забава»
С приближением праздников мы все чаще задумываемся о подарках для дорогих нам людей. Подарки, сделанные своими руками, всегда ценились больше других, а если эти подарки еще и вкусные, их будут в...
ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ « ИСКУССТВО НА ТАРЕЛКЕ» « ВИТАМИННАЯ ПОЛЯНКА»
Снижение уровня показателей здоровья у детей дошкольного возраста – актуальная проблема современного общества...
Детский проект «Искусство на тарелке»
Детко-родительский проект "Правильное питание"...