Проект Искусство Мордвы
проект (старшая группа)

Тростина Ирина Геннадьевна

Проект Искусство Мордвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Образовательный проект

               «Декоративно-прикладное искусство мордвы»

                            для детей старшего дошкольного возраста

Идея проекта: формирование осознанного представления о мордовском национальном орнаменте через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.

Тип проекта: творческо - исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители детей.

                              Актуальность и перспективность.

Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы и взрослых, и детей.

Уникальные образцы народного искусства имеют огромное значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой деятельности мордовского народа, но и как показатель развития мировоззрения идеалов и ценностей конкретного этноса. Декоративно-прикладное искусство мордвы несёт в себе черты, присущие только мордовскому народу, его культуре – это вышивка и национальный костюм, многообразие орнаментальных мотивов, традиционные предметы быта, мордовская керамика и др.

Мы живём в Мордовии. Дети должна знать ценности своего народа. Самый благодатный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное сувенирное, а каждодневное погружение (обращение) к ним (истокам) даст положительный результат и дети проникнуться искусством мордвы, будут знать и различать среди

других – ценности мордвы.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков изобразительной деятельности у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать лепить и создавать аппликацию. Поэтому не стоит удивляться тому, что взрослые, как правило, не имеют навыков изобразительной деятельности, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься ею и, таким образом, останавливают своё развитие в этом виде деятельности. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно –творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, памяти и художественного мышления детей. Не менее важным является и то, что через изобразительную деятельность дети получают возможность самовыражения и социальной адаптации. Творческий процесс — это настоящее чудо, дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детей необходимо подвести к пониманию того, что в творчестве нет правильного пути, а есть только свой собственный путь.

                                              Концептуальность.

Своеобразие.

1. Стимулирование развития творческого мышления и творческих способностей через анализ и синтез вышивки, как вида декоративно-прикладного искусства Мордовии.

2. Расширение возможности проявления самостоятельности и инициативы.

3. Способствование социальной адаптации через самореализацию и самовыражение в процессе коллективного творчества.

4. Формирование культурных ценностей.

5. Воспитание патриотических чувств и уважения к малой Родине.

                                                     Гипотеза

В процессе систематизированной работы по ознакомлению с произведениями декоративно-прикладного искусства мордвы через игры, через занятия, развлечения дети приобретут достаточные знания о ценностях мордвы и легко будут узнавать среди других мордовский костюм, деревянные игрушки. Легко составлять мордовские орнаменты и другое.

Цель: развивать творческое мышление и творческие способности детей через изучение, и составление орнамента на основе основных элементов мордовского национального узора.

- развить у детей интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства мордвы;

- научить отличать характерные особенности искусства мордвы

Задачи: 1. Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством мордвы и историей его возникновения;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе анализа и синтеза структуры мордовского орнамента: выделение основных элементов; определение ритмического рисунка, способов соединения элементов, цветовой гаммы и смысловой нагрузки орнамента.

3. Формировать композиционные умения; учить создавать индивидуальный орнамент, не нарушающий колорит и закономерность построения мордовского национального узора; развивать умение ориентироваться на площади рабочей поверхности, выделяя центр, стороны или углы.

4. Закрепить и расширить представление детей о геометрических фигурах, входящих в мордовский орнамент (круг, квадрат, треугольник, ромб, и производных от них элементах мордовского орнамента («квадрат с продлёнными сторонами», «розетка», «звезда», «зигзаг», «крест», «ступеньки», «галочка», «спираль».).

5. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность.

6. Способствовать развитию таких качеств личности, как целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, ответственность и активность.

7. Развивать интерес к изобразительной деятельности, стремление к самовыражению через создание индивидуальных декоративных композиций по мотивам мордовского народного орнамента.

8. Развивать у детей художественный вкус, способствовать усвоению эталонов красоты.

9. Обогатить знания детей о традициях и обычаях мордовского народа.

10. Воспитывать толерантное отношение к мордовскому народу и его традициям через эстетическое восприятие мордовского узора.

Перспективный план деятельности с детьми в рамках проектной деятельности.

(Старший дошкольный возраст )

Месяц

Образовательный модуль

Тема

Цель

 Оборудование

Совместная деятельность с детьми

сентябрь

«Мордовия»

«Народные промыслы Мордовии»

Познакомить детей с народными промыслами мордовского народа (тавлинской резьбой, урусовскими валенками, гончарным мастерством).

Вызывать любовь и уважение к  творчеству мордовских мастеров.

-Презентация

-Иллюстрации по теме

-Глина

1.Просмотр презентации «Народные промыслы мордвы».

2.Рассматривание мордовской избы и утвари.

3.Лепка из глины «Миска».

октябрь

«Мордовия»

«Мордовские народные игрушки»

Познакомить детей с мордовскими народными игрушками (куклы, матрешки, тавлинские игрушки). Воспитывать любовь и чувство бережного отношения к культуре мордовского народа.

-Иллюстрации

-Цветная бумага, альбомные листы, клей

-Диск с музыкой

1.Рассматривание альбома «Мордовские игрушки»

2.Аппликация «Украсим матрёшек»

3.Мордовская пляска «Мы весёлые матрёшки».

ноябрь

«Мордовия»

«Мордовский национальный костюм:

 «Эрзи» и «Мокши»

Познакомить детей с мордовским национальным костюмом: «Эрзи» и «Мокши». Показать оригинальность, самобытность костюмов, усвоить отличительные признаки  одежды.

-Куклы в национальных мордовских костюмах

-Атрибуты для игры

1.Рассматривание кукол в национальных костюмах мордвы.

2.Д /и «Одень куклу в мордовский национальный костюм».

декабрь

«Мордовия»

«Мордовская  национальная вышивка»

Познакомить дошкольников с элементами мордовской национальной вышивки.

Элементы мордовского орнамента.

1.Аппликация «Украсим фартук мордовским орнаментом»

январь

«Мордовия»

«Народная игра»

Познакомить детей с  мордовскими народными играми. Развивать интерес к национальной игре мордовского народа.

-Картотека народных игр

-Атрибуты для игры

1.Просмотр видео с мордовскими играми.

2.Разучивание характерных  мордовских игр.

февраль

«Мордовия»

«Мордовские узоры»

Познакомить детей с элементами мордовского узора. Воспитывать любовь и уважение  к культуре мордовского народа.

-Иллюстрации

-Альбомные листы,

 Гуашь

-Диск с музыкой

1.Беседа с рассматриванием иллюстраций «Мордовские узоры»

2.Рисование

«Украсим рукавичку»

март

«Мордовия»

«Национальные праздники Мордовии»

Познакомить детей с мордовскими праздниками, народными традициями и обрядами. Воспитывать интерес к народной культуре.

-Иллюстрации

-Атрибуты для развлечения

1.Рассматривание иллюстраций

2.Развлечение

«Масленица»

3.П/игра «Раю-раю»

апрель

«Мордовия»

«Быт и традиции мордовского народа»

Формировать представления у детей о жилище, быте, традициях и обычаях мордовского народа.

-Книга «Как жила древняя Мордва?»

-Иллюстрации

-Атрибуты для игры

1.Беседа с рассматриванием книги «Как жила древняя Мордва?»         
2.Посещение мини-музея в МДОУ

«Мордовская изба»

май

«Мордовия»

«День победы!»

Воспитывать у дошкольников уважение и гордость к людям прославивших наше Отечество, малую Родину.

-Иллюстрации по теме

-Картинки

-Альбом, краски

1.Беседа о подвигах мордовских солдат в Великой Отечественной войне.

2.Рисование «Салют в нашем городе».

3.Экскурсия к «Вечному огню».

План работы с родителями

(Старший дошкольный возраст )

Месяц

Совместная деятельность

Цель

сентябрь

Анкета «Знакомство детей с искусством Мордовии»

Получение и анализ информации в вопросах знакомства дошкольников с искусством Мордовии.

ноябрь

Беседа «Роль семьи в приобщении детей к мордовской национальной культуре»

Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей к мордовской национальной культуре.

февраль

Беседа «Мордовский орнамент»

Приобщать родителей к искусству мордвы.

апрель

Конкурс поделок «Бабань Парь»

(Бабушкин сундук)

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

май

Совместная экскурсия в музей С.Д.Эрзи .

Повышение интереса родителей к жизни детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».

Проект«Искусство  родного  края  в  образовательном процессе  дошкольного  учреждения».                     ...

Педагогический проект "Искусство запоминания"

В деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь. От качества речи зависит успешность развития. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование всех психически...

Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы»

Актуальность и перспективность.     Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы и взрослых, и детей.Уникальные образцы...

Проект «Искусство наказывать и прощать»

Проект «Искусство наказывать и прощать»...

Проект «Искусство на тарелке» Имбирное печенье «Детская забава»

С приближением  праздников мы все чаще задумываемся о подарках для дорогих нам людей. Подарки, сделанные своими руками, всегда ценились больше других, а если эти подарки еще и вкусные, их будут в...

ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ « ИСКУССТВО НА ТАРЕЛКЕ» « ВИТАМИННАЯ ПОЛЯНКА»

Снижение уровня показателей здоровья у детей дошкольного возраста – актуальная проблема современного   общества...

Детский проект «Искусство на тарелке»

Детко-родительский проект "Правильное питание"...