Консультация логопеда для музыкального руководителя.
консультация по логопедии
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда для музыкального руководителя.
В последние годы отмечается заметное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия, и т.д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания. Ритмическая организация является основой жизни.
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э.Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, система ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирования Карла Орфа, Фонетическая, логопедическая ритмика). Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом. Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений. Логоритмика - система упражнений, заданий и игр, основанная на сочетании музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения; направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Уделяя большое внимание развитию музыкального воспитания у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы. Проанализировав рекомендуемые разными авторами схемы занятий по Консультации логопеда логоритмике, мы пришли к выводу, что логоритмика уникальна по своему содержанию ведь в ее занятия включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Пение включает в себя упражнения и попевки для тренировки переферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера. Музыкально – ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. Используется различный материал для коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием и с задержкой психического развития: игры со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный тонус. Упражнения на освоение основных движений.На занятиях по логоритмике используем упражнение на освоение разных видов ходьбы (спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков (на двух ногах на месте, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки). Работа над развитием основных движений проводится руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях и досугах; воспитателем на физкультминутках и в повседневной жизни; музыкальным руководителем на занятиях по логоритмике, на музыкальных занятиях и досугах. В этой работе мы используем: упражнения без музыки, чтобы дети лучше поняли и почувствовали, как надо выполнять эти движения; упражнения под музыку, чтобы дети не только правильно выполняли движение, но и двигались в темпе музыки. Упражнения: «Шаг и бег» муз. Ф.Найдененко. «Зайцы и медведи» муз. Т. Ломова, Г.Фрид. «За флажком» фр.нар.п. «Большой олень» «Марш» С. И Е. Железновы «Большие ноги» муз. В. Агафонникова Консультации логопеда Упражнения на развитие ориентировки в пространстве. Развивая ориентировку в пространстве, учим детей ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции; • Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну; • Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию; • Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой; • Различать правую и левую руку; рассчитывать расстояние, развивая глазомер и ощущая себя в пространстве. Во время занятий используются следующие упражнения: Двигательное упражнение «Домик»; «Запомни своё место»; Игра «Жучки»; Игра – миниатюра «Весёлые хлопушки»; «Запомни свою позу»; Игра – упражнение «Смотрим влево, смотрим вправо»; «Слушай хлопки». Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения). Разучивание танцевальных движений мы начинаем без музыки, чтобы дети лучше освоили технику движений. Сложные движения учим поэтапно. При выполнении движений сразу же следим за правильной осанкой. В работе над навыками выразительного движения помогает танцевальная разминка (дети по показу взрослого, под музыку выполняют несложные движения), свободная пляска. Для этого блока занятий используются аудиозаписи С. и Е. Железновых: «Аэробика для малышей»,«Топ – топ, хлоп – хлоп». Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки. Проекция кисти руки занимает одну треть всей двигательной проекции в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. В работе с детьми мы используем: – пальчиковые игры; – игры с пением (Е. Железнова «10 мышек» кассета 1,2); «Веселые ладошки», «Разминка», «Пальчики шагают» муз. Е. Макшанцевой); – логопедические распевки; – упражнения на развитие мелкой моторики с музыкальным сопровождением («Ворон», «Весёлые слоги» О. Громова, «Туки – тук» О. Громова, «Это я» Л. Гавришева, «Семья» Л.Гавришева). – Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Такие упражнения помогают детям сознательно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, регулировать степень их напряжения, переключать напряжение с одной группы мышц на другую. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе. Используемые упражнения: «Флажки», «Погремушки», Консультации логопеда «Бубен», «Снежки», игра – забава «Солнышко», игра – миниатюра «Шарик», «Кораблик», этюды «Солнышко и тучка», «Спать хочется», «Верёвочки», этюды – упражнения «Качели», «Кукушонок кланяется». – Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство.Развитию музыкально-ритмического чувства способствуют и игра на детских музыкальных инструментах, и пение, и музыкально-дидактические игры, танцы. Дети очень любят играть на музыкальных инструментах и всегда ждут этого момента. На занятиях мы используем различные игры «На чём играю?», «Тихо – громко», «Музыкальная лесенка», «Тихие и громкие звоночки», «Мы играем и поём». – Особенно нравятся детям «Сказочки – шумелки» Е. Железновой, где вместе с музыкальными инструментами используются различный материал: бумага, фольга, целлофановый мешок, деревянные палочки и т.д. – В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, благодаря логоритмическим средствам, можно регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движений, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, а. знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). – – Литература 1. Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2006. 2. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: КОРОНА принт, 2005. 3. Касицина М.А., Бородина И.Г. «Коррекционная ритмика» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 4. Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе"
Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе"...
Консультация "Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с музыкальным руководителем"
Консультация будет полезна для учителей-логопедов и музыкальных руководителей ДОУ....
Консультация Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Консультация Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе...
Консультация учителя-логопеда для музыкальных руководителей.
Консультация учителя-логопедадля музыкальных руководителей. «Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»...
Консультация для музыкального руководителя: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...
Консультация учителя-логопеда для музыкальных руководителей: «Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»
В последние годы отмечается заметное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение ко...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.
Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми с ОВЗ...