МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykaln._igry.doc | 32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Музыкальные игры являются одним из способов развития у детей способности воспринимать музыку. Под музыку дети выполняют движения, различные игровые действия. Это способствует тому, что они лучше чувствуют характер произведения, его содержание, композицию. Игра созда- ёт широкие возможности для выявления интересов детей, активизирует твор- ческое мышление ребёнка, формирование которого начинается уже с раннего возраста. В процессе творчества выявляются способности каждого ребёнка, направленность личности, своеобразие детских интересов и потребностей.
Для быстрого и точного усвоения правил игры считаю необходимым вызвать интерес к ней. Без этого почти невозможно сконцентрировать внимание маленьких детей на предстоящей деятельности.
Так, до разучивания игры «Медведь и зайцы» в средней группе зачитали детям маленькие рассказы про медведя, про зайца, показали картинки, во время музыкальных упражнений предложили воспроизвести характерные для медведя и зайца движения. В процессе занятия мы вместе с детьми выявили присущие этим зверям особенности: медведь ступает тяжело, медленно, принюхивается; заяц пуглив, легко и живо, неслышно скачет. После такой беседы предложила детям прослушать музыку, сопровождающую игру, и отгадать, какого зверя характеризует та или иная часть произведения. Ког-
да прозвучало произведение Г.Чтчян «Зайки танцуют», дети сразу узнали, что это весело и легко скачет заяц. При прослушивании произведения Н.Ветлугиной «Медведь» определили тяжёлую поступь медведя. Правильное восприятие музыкальных образов облегчило детям понимание содержание игры и помогло глубоко эмоциональному, красочному воспроизведению ими ролей. Для усиления образности исполнения я приготовила шапочки для мед- ведя и зайцев. При каждом повторе медведь выбирался новый, что позволяло вовлечь в игру всех детей. Индивидуальное исполнение ролей помогло раз- витию в детях самостоятельности, повысило интерес к игре.
В старшей и подготовительной к школе группе требования к музыкальным играм всё более усложняются. Дети должны уметь прослушать и различить музыкальные фразы, делать движения, соответствующие как содержанию музыки, так и её выразительным средствам.
Я тщательно готовлюсь к проведению игр. Например, перед игрой «Плетень» на музыкальных занятиях учила детей выделять начало музыкальной фразы, хлопая в ладоши, выступать вперёд рядами простым и танцевальным шагом, останавливаться на конец музыкальной фразы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования /ФГОС ДО/ отмечается необходимость развития творческих способностей детей: инсценирование игровых песен, придумывание новых вариантов образного движения в играх, комбинирование элементов танцевальных движений. Для этого необходимо развивать творческие задатки детей. Н.А.Ветлугина отмечала, что творчество немыслимо без предварительного накопления музыкальных впечатлений и освоения навыков исполнения выразительного движения.
Чтобы детям дать разнообразные музыкальные впечатления, я во время занятий систематически организую прослушивание музыки. Слушание музыки включается и в тематические концерты, такие, как «Любимый композитор», «Времена года», «Сказка в музыке». Также, на музыкальных занятиях и занятиях по хореографии учим детей различным движениям, которые ребята затем используют в играх и танцах.
Есть у детей и любимые музыкальные игры. Например, осенью с интересом играли в игру «Ты катись, катись, арбузик» / муз.народная /. Чтобы активизи- ровать творческое воображение детей, стимулировать их самостоятельные творческие поиски, я не показывала им танцевальные движения, а предлагала воспроизвести их самостоятельно, опираясь на свой музыкальный и двигате- льный опыт. Очень понравилась детям игра «Санки» /муз. Сауко/. С большим желанием и интересом они исполняли образные движения, проговаривая текст. Эту игру я включила в Новогодние праздники.
Большое значение для развития самостоятельности и творческой инициативы детей имеет инсценирование игровых песен, при котором дети воспроизводят
содержание и образы песен так, как они их понимают. Для инсценировки вначале подбираю песенку, где даётся только один образ. Затем предлагаю новые песни по принципу постепенного усложнения их содержания и проис-
ходящего действия. Соответственно увеличивается количество участников инсценировки.
После того, как дети усвоили песню «В лесу» / муз. С. Бабановой, сл.А.Юдиной/, я предложила им придумать по содержанию песни игру, что очень ребятам понравилось. В песне рассказывается о том, как дети весело бегают в лесу, ловят бабочек, а те легко и быстро пархают. Трудолюбивые пчёлки летают с цветка на цветок и собирают сладкий нектар. Каждый из детей создал свой образ того или иного персонажа.
Детям бывает гораздо труднее придумать игру, соответствующую содержа-
нию инструментальной музыки, её композиции. Это требует больших усилий и внимания, целенаправленного прослушивания, выявления выразительных музыкальных средств. Например, «Клоуны» муз. Д. Кабалевского.
Поскольку с детьми подготовительной группы ведётся большая работа, направленная на развития мышления, памяти, внимания, творческих спо-
собностей и ребята уже в какой-то мере подготовлены слушать и понимать
музыку, то они в состоянии придумать не только новое содержание игры, но и музыку /простейшие мелодии/.
Таким образом, я старалась в своей практике развить у детей творческое мышление, творческую инициативу, творческие задатки посредством наб-
людений, ознакомления с окружающей средой, посредством произведений
искусства. Для этого я прибегала к разным средствам, методам, создавала
соответствующую обстановку, стимулирующую активную творческую деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
Самостоятельность, как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность
Самостоятельная деятельность – это работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, ...
Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?
Прежде всего вспомним о том, что ребенок не слушает и исполняет, а смотрит и впитывает. Организуйте для детей такое безопасное пространство, которое сможет двигать его к самостоятельности. Пройд...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Статья "Самостоятельность трехлетнего ребенка или как приучить ребенка к самостоятельности"
Помощь родителям в воспитании самостоятельного ребенка....
Статья для родителей "Самостоятельность начинается с пеленок или как научить кроху самостоятельности"
Самоятоятельность у детей начинается с пеленок....
Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...