Самостоятельность, как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность
статья ( группа) на тему
Самостоятельная деятельность – это работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnost.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельность, как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность
Воспитатель МБДОУ № 103 г.Тула
Коляда Е.В.
Самостоятельная деятельность – это работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Самостоятельная деятельность – это не форма организации занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Проблема активизации мыслительной деятельности дошкольников в процессе самостоятельной работы освещается в статье М. А. Данилова «Воспитание дошкольников самостоятельности и творческой активности в процессе их деятельности». Автор подчеркивает, что цель самостоятельной деятельности — развитие мыслительных способностей ребенка. Важную роль в этом играет обучение детей навыкам такой работы.
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Можно выделить общие закономерности самостоятельности:
- каждый ребенок – личность со своим набором качеств и темпераментом;
- самостоятельности не должно быть слишком много;
- если новое действие переходит в обязанность, это необходимо обговаривать.
Определение самостоятельности для разных возрастов будет разным.
Ребенок до трех лет проявляет самостоятельность в появлении инициативы одеться, сложить вещи на полку, держать ложку, пить из кружки. Пока он делает это медленно и плохо, но взрослым надо набраться терпения и поддерживать ребенка. Необходимым этапом формирования самостоятельности является – целеустремленность. Ребенок должен видеть цель и знать, какой должен быть результат.
Для ребенка с трех до шести лет важными становятся коммуникативные навыки: умение обратиться к взрослому, задать вопрос, найти общий язык со сверстниками. Ребенка необходимо научить, как познакомиться с другими детьми и чего нельзя делать в коллективе. У малыша должны быть свои обязанности по дому. Так же он должен уметь занимать себя сам – рисовать, играть. Самостоятельные, без участия взрослых, игры очень полезны для детского развития.
Младшим школьникам стоит начинать с правильной организации времени ведь ведущей деятельностью становится - учебная. Навыки самоконтроля вырабатываются в этом возрасте. Не стоит освобождать ребенка от домашних поручений и обслуживания себя.
Предполагаю, что задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Необходимо доверять ребенку и признавать его право на самостоятельность, все это укрепит отношения и сделает их более искренними. Главная сложность в формировании детской самостоятельности заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.
Литература:
1. Абузярова Л. Предметно - развивающая среда ДОУ.//Ребёнок в детском саду.2004.-№6.-с.30-32.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.
3. Блонский П.П. Дошкольный возраст.//Блонский П.П.. Педология. – М., 2000.-с.89-119.
4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.-176с.: ил.
5. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. – М.-1999.
6. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.
7. Воскресенская В.Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.
8. Власова Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда.//Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. науч. Трудов/Редкол.: Н.В. Мельникова/отв. Ред./и др.- Шадринск, изд. Шадринского пединститута.1995.198с.
9. Выготский Л.С.Кризис трёх лет.//Д.образование.-2005.№15.-с.2-4.
10. Воспитание детей в игре/Под ред.Д.В.Мендэжерицкой.-М.:Просвещение.1979.
11. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под ред.В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.-с 83 -111.
12. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.
13. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? //Д.в.-№8.-с.65-69.
14. Дошкольная педагогика.Под редакцией В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой. М., Просвещение.1988.-270с.
15. Игра дошкольника/Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артёмова и др.; Под ред.С.Л.Новосёловой.-М.: Просвещение, 1989.-286с.: - (Б-ка воспитателя дет.сада).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: « Игра как средство формирования коммуникативной , творческой и познавательной деятельности детей.»
Постановка проблемы:Игровая деятельность является важным элементом в развитии познания, коммуникации и творческой деятельности детей, но в последнее время игра утрачивает свою значимость ....
Родительское собрание на тему " Формирование познавательной активности детей в экспериментальную деятельность. С использованием интерактивных технологий как средство вовлечения семей (старшей группы) в образовательную деятельность ДОУ».
В тексте представлены рекомендации по теме; эксперименты которые родители могут провести с детьми в домашних условиях; меры предосторожности; памятка для родителей; фотоотчет по пройденным проектам....
Мелкая моторика как средство развития речи и эмоционально-познавательной деятельности детей.
Мелкая моторика как средство развития речи и эмоционально-познавательной деятельности детей...
Из опыта работы:АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Аннотация: данная статья посвящена детскому экспериментированию как средству познания действительности. Автор приходит к выводу о решающей роли экспериментирования в развитии ребенка.Ключевые сло...
Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?
Прежде всего вспомним о том, что ребенок не слушает и исполняет, а смотрит и впитывает. Организуйте для детей такое безопасное пространство, которое сможет двигать его к самостоятельности. Пройд...
Статья "Самостоятельность трехлетнего ребенка или как приучить ребенка к самостоятельности"
Помощь родителям в воспитании самостоятельного ребенка....
Самостоятельность трехлетнего ребенка или как приучить ребенка к самостоятельности
Самостоятельность – очень важный навык, который пригодится ребенку на протяжении всей его жизни. Поэтому очень важно уделить этому качеству особое внимание. Самостоятельность поможет уже взросло...