Мнемотехника при заучивании песен в ДОУ, как путь развития одаренности дошкольников.
статья (подготовительная группа)
В разные периоды развития человечества на одаренных людей смотрели по-разному: древние считали незаурядные способности даром богов, а мыслители эпохи Просвещения – плодотворным результатом научения. Но, так или иначе, интерес к одаренности не пропадал никогда – выдающиеся люди двигали прогресс, развивали науку, совершали революции, потому что умели видеть вещи под непривычным углом, изобретать, находить самые неординарные решения, казалось бы, нерешаемых проблем.
На протяжении многих веков философы, педагоги, физиологи, психологи спорят о том, какие факторы и условия психического развития ребенка являются доминирующими: наследственные или социальные. Каковы критерии оценки одаренности?На каком этапе онтогенеза проявляется у ребенка одаренность?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Радуга» с. Майма»
Воспитатель первой квалификационной категории
Лобашева Ольга Павловна
Мнемотехника при заучивании песен в ДОУ,
как путь развития одаренности дошкольников.
В разные периоды развития человечества на одаренных людей смотрели по-разному: древние считали незаурядные способности даром богов, а мыслители эпохи Просвещения – плодотворным результатом научения. Но, так или иначе, интерес к одаренности не пропадал никогда – выдающиеся люди двигали прогресс, развивали науку, совершали революции, потому что умели видеть вещи под непривычным углом, изобретать, находить самые неординарные решения, казалось бы, нерешаемых проблем.
На протяжении многих веков философы, педагоги, физиологи, психологи спорят о том, какие факторы и условия психического развития ребенка являются доминирующими: наследственные или социальные. Каковы критерии оценки одаренности? На каком этапе онтогенеза проявляется у ребенка одаренность?
Н.С. Лейтес в своей монографии «Психология одаренности детей и подростков» убедительно показал, что особенно значимым для умственного развития человека является период дошкольного и младшего школьного возрастов. А в подростковом возрасте яркое проявление способностей значительно снижается.
В настоящее время, ученые, педагоги так же, как и раньше озадачены вопросом поиска и воспитания одаренных детей – диагностика усложнена неравномерным процессом развития детской психики, а воспитание – влиянием факторов среды.
Так, например, А. В. Леонтович, кандидат психологических наук считает, что одаренность формируется на основе творческих способностей, при развитии личности, грамотном преподавателе и среде. То есть, для проявления творческих способностей необходимо создать соответствующую среду. Условия должны создавать возможности, а педагог – мотивацию к использованию этих возможностей.
Нужно ли развивать вспомогательные способности – внимание, креативность и память, чтобы помочь ребенку не потерять свою одаренность?
Современные ученые, считают, что у одаренного ребенка выдающаяся память должна быть по умолчанию. Но что если навык запоминания не следствие одаренности, а её причина? Тогда выходит, что, научив, ребенка запоминать, мы повысим вероятность развития его способностей в одаренность.
Одаренный, по определению профессора А.С. Обухова "это ребенок, отличающийся в развитии от других детей, включенностью и увлеченностью какими-то видами деятельности или в разные виды деятельности и продуктивностью в них".
Это не означает наличие у одаренного ребенка хорошо развитой памяти. Память – механизм, использовать который человек научается в процессе развития. Так почему умение легко запоминать необходимую информацию не может быть благотворным «фактором среды» для более продуктивного развития способностей?
Начнем с того, что узнавание и воспроизведение — процессы восстановления прежде воспринятой информации. Для их успешного функционирования необходима работа первых двух процессов – восприятия и сохранения.
Восприятие – процесс отражения окружающего мира в виде целостных предметов и явлений. Для восприятия образа человеку необходимо исследовать и уточнить образ, составляющими которого выступают ощущения. Поступившие в мозг сигналы от раздражителей перерабатываются в образ, и уже этот процесс становится осмысленным.
Кто как ни маленький ребенок, проявляет встречную активность для исследования и уточнения всего вокруг? Кто как ни он имеет живую фантазию, наполненную яркими образами?
Сам метод познания окружающего мира ребенком играет на руку разностороннему и полному восприятию объектов.
В таком случае, остается один психический процесс, который не контролируется малышом – сохранение. И для отладки этого процесса существует мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемоника, или мнемотехника, — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, для них свойственна исключительная фотографичность. Память дошкольников устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. После нескольких повторов дети способны рассказать стихотворение без вспомогательных элементов.
Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Использование иллюстраций на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию. Чтобы дети не теряли интерес к стихотворению, попросите рассказать стихотворение тихо или громко, шепотом, меняя интонацию, накладывая его на музыку, а также сопровождая движениями. Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию.
Еще один важный метод эффективного запоминания - это песня, это прекрасный материал для объединения двух этих методов и получения стойкого результата в развитиии одаренных детей.
Пение – наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет легкие и голосовой аппарат. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.
Работа на занятиях по разучиванию песен не отличается от обычных занятий с использованием приемов мнемотехники состоит из 5 этапов:
Этап №1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап №2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Этап №4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Для того чтобы спеть текст, в каждом рисунке рисуем стрелочку. Это помогает ребенку увидеть движение мелодии, и он может управлять певческим голосом. В старших группах дети самостоятельно могут определять движение мелодии в песне и пропевать ее индивидуально, по подгруппам или коллективно, а также прохлопывать ритм мелодии, произнося и пропевая текст.
После того, когда дети усвоят этот метод запоминания текста песен, они сами могут нарисовать песни. Сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно. Это развивает у ребят фантазию и воображение.
Принцип работы по разучиванию песни:
1. Прослушивание новой песни;
2. Беседа о характере песни и ее содержании;
3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки;
4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок;
5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
В мнемосхемах к песням лучше использовать маленькие картинки (изображения): схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями.
Так же, на музыкальных занятиях, необходимо предлагать ребятам такой вариант: придумать мнемотаблицу на новую песню. Обсудить с детьми какие рисунки они хотели бы нарисовать согласно прослушанной песни. Совместный творческий процесс педагога и ребят предполагает быть очень интересным и увлекательным.
Но самое главное в разучивании песни при помощи мнемотаблиц - это вовремя отойти от графического изображения текста, дать ребенку возможность самому, без подсказок, исполнять разученную песню.
Используя данные приемы можно получить существенные результаты по развитию речи, музыкального слуха, внимания, памяти.
Модульная игра с применением мнемотаблиц повысит концентрацию внимания и станет хорошей мотивацией для качественного исполнения «нарисованной» песни.
Таким образом, использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста позволит детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранить и запомнить стихотворение, рассказ или песню и создаст комфортную среду для обучения.
А.Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти» рассказывает о работе памяти известного мнемониста Соломона Шерешевского. Врач подробно описывал особенности восприятия этого человека. Любые элементы отражались в его сознании яркими, живыми образами. Так, например, единица представлялась ему гордым стройным человеком, звуки окрашивались в цвета от ярко-желтого до фиолетового, а цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие».
Образы были настолько живыми, что часто выбивались из-под контроля юноши, и чтобы управлять ими ему пришлось освоить мнемотехнику. Техника запоминания и яркие ассоциации сделали из Соломона Шерешевского выдающегося мнемониста: он мог запоминать огромное количество цифр, бессмысленных формул, событий и слов. Мало того, запоминаемая таким образом информация оставалась в его памяти на всю жизнь.
Использование особенностей восприятия дошкольника и младшего школьника в комплексе с мнемотехникой, позволит создать благоприятную среду для развития детей, и помочь открыть имеющиеся способности по заучиванию текстов песен и запоминанию любой другой информации. Приемы мнемотехники дают возможность повысить вероятность развития способностей детей в одаренность.
Список литературы:
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. (Ум мнемониста). Издательство «Эйдос», Москва, 1994 г.
- Немов Р.С. Психология: учебник для вузов / Р.С. Немов. - М.:Высшее образование, 2008. - 639 с.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. № 4. С. 102 -105.
- Петросян В.С. Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 238-242.
- Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009. С. 4-.1. «ООО Изд. «Детство-пресс»:2009г.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Изд. центр "Академия ", 1996. С.416
- Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам». М., 2006. С. 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все не...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений»...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений&raqu...
Приложение. Презентация " Развитие одаренности дошкольников 4- 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений"
Приложение. Презентация " Развитие одаренности дошкольников 4- 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений"...
Приложение. Презентация " Развитие одаренности дошкольников 4- 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений"
Приложение. Презентация " Развитие одаренности дошкольников 4- 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений"...
Проект «Игровая технология лэпбук как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области»
Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной...
Мнемотехника как путь развития одаренности ребенка
Мнемотехника как путь развития одаренности ребенкаАктуальность темы Одаренный ребенок, по определению профессора А.С. Обухова – это ребенок, отлич...