Занятие для детей с ОВЗ с использованием песочной терапии
план-конспект занятия (старшая группа)
Данное занятие напрвлено на развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, и входит в коррекционно-развивающую программу: "Страна чудес". На занятии дети познакомятся с эмоцией "Радость". В процессе реализации программы дети учатся распозновать собственные эмоции. Формируются начальные навыки регуляции и распознавания своего эмоционального состояния. Развивающие занятие по этой программе эффективнее проводить в песочнице.
Первым, чем начинает пользоваться младенец - это своими чувствами( комфортно-некомфортно). Сенсорное воспитание, иначе, воспитание чувств, служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Поэтому, на занятии используется песочница для активизации сенсорно-перцептивной сферы ребенка, так как песок - идеальное место организации занятий по развитию чувствительности и восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_videozapisi.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для детей с ОВЗ с использованием песочной терапии.
Цель: формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.
Задачи:
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- расширить представление детей о своих эмоциях и чувствах;
- создать новый опыт в проживании чувства радость;
- способствовать освоению ребенком социальных форм выражения чувств.
Ограничения и противопоказания: дети, имеющие аллергическую реакцию на пыль от сухого песка, кожные заболевания; дети с гиперактивностью.
Используемые материалы:
- Песочница – деревянный ящик, песочница для рисования песком .
- Песок, специализированный для детского творчества.
- Фигурки - деревянные, пластмассовые, нарисованный домик на картоне (6*6 см) для короля и нарисованный домик (6*6 см) для эмоции «Радость».
Конспект занятия:
1. Ритуал вхождения: звенит колокольчик – это Король песочной страны приглашает в гости. Знакомство с Королем (игрушка – посредник). «Король песочной страны – это добрый волшебник, который любит детей, игрушки и ему очень хочется познакомиться с вами. Он приглашает вас к себе в гости в «Песочную страну».
Король знакомит с правилами поведения в Песочной стране:
- Нельзя выбрасывать песок из песочницы
- Нельзя брать в рот руки, песок, игрушки
- После игры надо убрать все игрушки на свои места, а песок разгладить
- После игры помыть руки
Король предлагает поиграть в песок –
- упражнение «Здравствуй песок» - «дотронься до песка, сначала нежно погладить его, потом постучи по нему, затем опять погладь». Прикосновения к песку сопровождаются проговариванием своих ощущений: песок теплый (холодный), приятный (неприятный), шершавый, мягкий и т.д. Можно дотронуться до песка поочередно каждым пальчиком одной руки, а потом каждым пальчиком другой руки. Можно аккуратно сжать песок в кулачок одной рукой, а потом другой и медленно высыпать его в песочницу. В песочной стране может идти «песочный дождик» - ребенок медленно сыплет из своего кулака на ладонь песок.
- Основная часть. Знакомство с чувством «Радость».
«Ребята, вам нравится песочная страна короля? Но посмотрите, она похожа на пустыню. Давайте поможем королю сделать его страну красивой. Давайте создадим ее вместе. Есть там река (дети в песочнице создают реку), есть и горы (дети создают горы), есть темные дремучие леса (дети сажают дремучие леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга и сажают цветы). Посмотрите, как быстро у вас появилась Сказочная страна на месте пустыни! Мы создали ее своими руками, мы - творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас.
А где живет король, в песке? Смотрите, у меня есть дом для короля. (Ведущий предлагает разместить в песочнице домик короля).
А кем же правит наш король? Да у каждого короля есть слуги. Король мудр и добр. Он умеет увидеть в каждом самое лучшее. Он дает слугам ту работу, которая у них получается лучше всего, и оценивает ее по достоинству.
И сегодня, король хочет познакомить вас со своим слугой - Радость».
Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильно-кинестетический анализаторы.
Зрительная модальность.
1. Ведущий предлагает детям посмотреть набор пиктограмм с изображениями разных эмоций и выбрать из них изображение с эмоцией радости.
2. Потом дети переходят к другой песочнице и рисуют на песке эмоцию – радость.
Слуховая модальность.
Ведущий включает музыку. «Слышите – кто- то идет в гости к королю. А как вы думаете кто может двигаться под такую музыку? Да, конечно, это слуга «радость» приближается ко дворцу.
« И вот слуга Радость приближается ко дворцу». Ведущий показывает детям фигурку слуги и демонстрирует ее приближение к песочнице. (Можно дать детям подержать и посмотреть в руки фигурку).
Где же она будет жить в песочной стране?» - дети выбирают ей домик и размещают в песочнице.
«Как вы думаете, что происходит с королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость?
Конечно, он радуется!
- Какой у короля голос, когда у него в гостях Радость: высокий? Низкий? Тихий? Громкий?
- Какие слова он говорит: Уррра, здорово, весело!!!
- Какими блюдами угощает Радость короля: горькая? Сладкая? Кислая? Соленая?
- Какая еда у вас вызывает Радость?
Тактильно-кинетический анализатор.
« Король очень ждал слугу Радость и теперь в честь нее он устраивает бал.
- Как же танцует Радость. Давайте поддержим ее и станцуем с ней вместе» - дети танцуют под музыку танец Радости.
« - Мы с вами знаем, что король есть у каждого из нас в душе. Представьте, что к нам пришел слуга по имени Радость. Мы будем себя чувствовать так же как песочный колроль?
Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к королю. Собираем все вербальные и невербальные признаки, поведенческие проявления короля при посещении его слугой – чувством. Проговариваем, как распознать слугу-чувство у себя и у другого.
- «Часто ли к вам приходит слуга Радость в гости?
- «Когда и как это происходит? Наверное слуга Радость желанный гость в каждом доме, но скажите, пожалуйста, что будет с королем, если слуга по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?»
Конечно, вы правы, король просто устанет. Да и дела в королевстве разладятся, если только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда идти домой?
Секрет королевских слуг в том, что они все дружат с Мерой. В этот момент важно показать ребятам фигурку, символизирующую Меру.
Мера – мудрая, ответственная,
Решает, позволяет, управляет,
Вовремя домой слуг отправляет.
Мера помогает королю быть всегда активным, не уставать.
Оказывается , у нас внутри тоже есть король и у него тоже есть слуга по имени Радость. И наши внутренние слуги также обладают этим качеством. Будем об это помнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми средней группы с использованием песочной терапии «Путешествие по морю»
Конспект занятия с детьми средней группы с использованием песочной терапии«Путешествие по морю»Цель: снятие психоэмоционального напряжения посредством песочной терапии.Задачи: Развитие воображени...
Конспект психологического занятия для детей подготовительной группы с использованием песочной терапии «Путешествие в страну песков».
Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения посредством писочной терапии....
Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые технологии: игровая, сказкотерапия...
Конспект подгруппового занятия для детей старшего возраста с использованием песочной терапии "Домашние животные и их детёныши"
Конспект подгруппового занятия для детей старшего возраста с использованием песочной терапии "Домашние животные и их детёныши"...
Досуг в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые технологии: игровая, сказкотерапия...
Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.
Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ....