Использование игровых технологий в ДОУ
презентация

Л.П.БОЛОТИНА

Использование игровых технологий в ДОО для формирования языковой картины мира детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.

Слайд 3

Использование игровых технологий в ДОО для формирования языковой картины мира детей. Методы работы. МБДОУ Погребской детский сад Воспитатель: Болотина Л.П. Погребы 2020

Слайд 4

А речь - одна из важнейших линий развития ребенка . Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем .

Слайд 5

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

Слайд 6

Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась и выбрала тему своего опыта: «Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста».

Слайд 7

Игра дошкольников: побуждает детей к общению друг с другом; способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; способствует совершенствованию разговорной речи; способствует обогащению словаря; оказывает влияние на формирование грамматического строя языка .

Слайд 8

Основные направления моей работы по развитию речи детей с использованием разных игровых технологий: 1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),словообразование. 4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание) 5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову. 6. Сенсорное развитие: развития мелкой моторики рук.

Слайд 9

Для развития речи у детей в свободной деятельности мною разработан речевой уголок, в который включены разнообразные пособия и игры: В нём имеются различные дидактические и игровые материалы, как промышленного производства, так и сделанные своими руками (с этим материалом познакомимся поближе): Пособия для развития мелкой моторики (игры с пуговицами и шнурками, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; игры на липучках; мозаики из пробок от детского пюре; камешки Марблс). Игры по развитию связной речи (мнемотаблицы по временам года, схемы для пересказа сказок и заучивания наизусть стихов, различные виды театра) Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки).

Слайд 10

Для развития речи у детей в свободной деятельности мною разработан речевой уголок, в который включены разнообразные пособия и игры: Лепбуки на тему «Лето», «Насекомые» , «Цветы» «Россия», «Народная игрушка», «Осень». Картотеки речевых игр: - на развитие слухового внимания - на развитие речевого слуха - на развитие фонематического слуха -на развитие физиологического дыхания - на развитие речевого дыхания -на развитие голоса.

Слайд 11

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения» , «Животные» Материал: Стульчики по количеству детей. Ход игры: Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет гриб» , второй — «малина» , третий — «ель» , а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу. Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз. Некоторые примеры игр, в которые мы с детьми играем: «Что растет в лесу?»

Слайд 12

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения. Ход игры: Объясните, что общее у предметов. У 2 предметов: огурец, помидор (овощи) ; ромашка, тюльпан (цветы) ; слон, муравей (животные) . У 3 предметов: мяч, солнце, шар —... тарелка, ваза, чашка —... лист, трава, крокодил —... «Что общего?»

Слайд 13

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых. Материал: Мяч. Ход игры: Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Взрослый: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака. Кто живет в улье? Пчелы. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь. Вариант 2. Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк? Ребёнок: В берлоге. В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге» . «Кто где живет?»

Слайд 14

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. Ход игры: Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]: друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок. «Измени слово»

Слайд 15

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику. Ход игры: Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука. «Чудесный художник»

Слайд 16

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Об этом было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока - белобока» и т.д.

Слайд 17

Поэтому игры по тренировке пальчиков начинают с детьми раннего возраста, с так называемой пальчиковой гимнастики, проводим ее по возможности на каждом занятии. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения. Упражнения-игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут быть использованы где и когда угодно.

Слайд 18

Примеры пальчиковых игр: « Апельсин» Мы делили апельсин Много нас – а он – один Эта долька – для ежа Эта долька – для чижа Эта долька – для котят Эта долька - для утят Эта долька - для бобра А для волка – кожура! Левая рука в кулачке, правая её, правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке; встряхиваем обе кисти.

Слайд 19

Примеры пальчиковых игр: «Гости» К Кате гости прибежали, Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора, Здравствуй Жанна, Рад Серёжа, Рад Снежана. Не хотите ль пирожок? Может коржик Иль рожок Вот драже вам на дорожку Вы берите понемножку Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки! «Бежим» пальчиками по столу или по полу Соединяем большой и указательные пальчики; большой и средний большой и безымянный большой и мизинец ладошки складываем вместе показываем 2 открытые ладошки 2 кулачка ставим друг на дружку пальчиком тычем в открытую ладошку несколько раз сгибаем ладошки в кулачки Стряхиваем пальчики. Хлопаем.

Слайд 20

Примеры пальчиковых игр: « Шарик» Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел - Стал он тонкий и худой! Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом – шарик Хлопок

Слайд 21

Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

Слайд 22

«Мыши» Цель игры: развивать речевую и двигательную активность детей, воспитывать реакцию на словесный сигнал. Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3—4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой. Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова: Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели. Всюду лезут — вот напасть! Берегитесь вы, плутовки! Доберемся мы до вас. Как поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не пропуская мышек из круга. Кто остался в кругу, считается пойманным и становится в круг .

Слайд 23

«Воробушки и автомобиль» Цель игры: упражнять детей в правильном звуко-произношении, воспитывать реакцию на словесный сигнал. Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит: «Дети, у меня в руках руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?» — «У-у-у», — повторяют дети. «Сейчас мы поиграем так, — продолжает воспитатель. — Я — автомобиль, а вы все — воробушки. Послушайте, я прочитаю о вас стихотворение: Воробей с березы На дорогу — прыг! Больше нет мороза, Чик-чирик! Когда я скажу слово «прыг», вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить слова: «Прыг, прыг, прыг». А когда я скажу слово «Чик-чирик!», вы полетите, кто куда хочет, будете махать крылышками и чирикать: «чик-чирик». Когда услышите сигнал автомобиля, полетите в свои гнездышки». После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения. Он не стремится выполнять движения первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик», и будут выполнять соответствующие движения. Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно .

Слайд 24

Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре -одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Слайд 25

«Собираемся на прогулку» Цель: развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик. Ход игры: В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Слайд 26

«Игрушки у врача» Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура». Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача. Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть, выбирается доктор, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Катя прищемила дверью пальчик и т. д. Доктор осматривает больного: слушает, смотрит горлышко, измеряет температуру, прописывает лекарства, делает уколы, поит микстурой, таблетками. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Слайд 27

«Ожившие игрушки» Цель: научить детей вживаться в образ. Оборудование: мешочек с игрушками. Ход игры: Воспитатель говорит: «Ребята, как вы думаете, игрушкам грустно оттого, что они не могут разговаривать? Давайте представим, что они ожили и рассказывают, откуда они появились, кто в них играл, не обижали ли вы их, в какие игры они хотели бы еще сыграть». Дети по очереди подходят к воспитателю, вытаскивают на ощупь игрушку из мешка и рассказывают короткую историю этой игрушки от первого лица.

Слайд 28

Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку. «Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе с использованием игровой технологии, технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативной технологии

Непрерывная образовательная деятельность в младшей группе с использованием игровой технологии, технологии предметно-развивающей среды, информационно-коммуникативной технологии...

Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...

Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)

Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающих технологий)

Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и позн...