Роль игровых технологий в формировании культурно- гигиенических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.
статья
В статье рассказывается о роли игровых технологий в формировании культурно- гигиенических навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игровых технологий в формировании культурно- гигиенических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.
В последнее время изменился подход к обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями, вырос интерес к проблеме оказания педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Диагностика детей данной группы показывает, что эти дети слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены, не все умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У них не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.
Для полноценного развития эти дети должны обладать определенными умениями и навыками. Поэтому максимальное овладение социально-бытовыми умениями и навыками, умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно-это основная цель работы воспитателей с детьми с ОВЗ. Так как подход к таким детям несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, очевидно, что для решения данной проблемы педагогам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие адаптацию таких детей в социуме.
Положительный результат при формировании вышеуказанных навыков в воспитательном процессе дает применение таких методов и приемов, как дидактические игры, специальные упражнения и игровые ситуации, способствующие развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку, подражание действиям воспитателя, совместные действия воспитателя и воспитанника, самостоятельные действия ребенка.
Почти нет педагогов, которые не испытывали бы затруднения в организации детей с ОВЗ для выполнения ежедневно повторяющихся действий для овладения ими культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
У детей данной категории отмечается моторная недостаточность, незрелость эмоционально- волевой сферы, неустойчивость внимания, слабая активность и порой даже инфантильность. Учитывая все это можно сделать вывод, что детям с интеллектуальными нарушениями трудно, а значит и скучно шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, убирать игрушки и т. д. Избавить от этих дел ребенка воспитатель никак не может (из соображений полезности для здоровья и в воспитательных целях). Избавить нельзя, но привлечь к игре или игровой ситуации для этих целей можно.
Особое место в планировании воспитательной работы в данном направлении отводится практическим играм и игровым упражнениям для формирования и развития гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
На первых этапах обучения предлагаем детям выполнять задания с использованием игрушек( кукла, мишка, заяц), которые как - будто бы что – то не умеют делать, а ребенок пытается им помочь. Тем самым создается проблемная ситуация, которую может решить сам ребенок.
Занятие «Кукла Катя умывается» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый показывает детям куклу Катю и говорит, что она пришла с прогулки, и у нее грязные руки и лицо. Пора обедать, а кукла умываться не умеет, что же делать? Надо вымыть руки и лицо! Попросим водичку.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. Взрослый показывает и рассказывает детям, как надо мыть руки и лицо перед обедом кукле. Далее предлагаем детям вымыть свои руки и лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку. Занятие: «Трём ладошку о ладошку» Цель: учить подставлять руки подстрою воды и тереть ладошку о ладошку. Оборудование: резиновый мишка. Ход занятия: взрослый говорит ребенку: « Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Мишка будет смотреть, как мы моем ручки и тоже научиться». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения рук под струей воды: « Трем ладошку о ладошку», взрослый берет руки ребенка в свои руки и повторяет движения. Далее взрослый предлагает ребенку самостоятельно показать мишке, как моют руки. Ребенок повторяет. В конце процедуры взрослый от имени мишки благодарит и хвалит ребенка. В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ребенка учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом, вытирать полотенцем и вешать его на крючок. Занятие: « Две ладошки – это лодочка». Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. Оборудование: кукла, полотенце. Ход занятия: взрослый показывает куклу и обращает внимание ребенка на то, что рукава на платье у куклы мокрые, т. к она не засучивала рукава, когда мыла руки. Далее объясняет ребенку, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий. Засучиваем рукава и проговариваем потешку: «Рукава нельзя мочить. Руки надо чисто мыть»; Открыть кран; Сложить ладони рук «лодочкой»: «Две ладошки, друзья, это лодочка моя»; Подставить руки под струю воды; Потереть ладошку о ладошку; Закрыть кран; Вытереть руки полотенцем. Взрослый предлагает ребенку выполнить действия по подражанию, и показать кукле, как надо мыть руки. Взрослый просит ребенка: «покажи, как сделать лодочку». Когда ребенок усвоит алгоритм мытья рук усложняем задание, учим пользоваться мылом. Игра « Мыльные перчатки» Цель: учить намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: мыло в мыльнице, полотенце. Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной. Открывает кран и подставляет под него свои руки, а потом предлагает ребенку проделать тоже. Взрослый напоминает сделать лодочку из ладошек и намочить руки. Потом взрослый показывает, как можно провести рукой по мылу (если ребенок может держать в руке мыло, показать круговые движения с мылом), если ребенок не удерживает кусочек в руке, научите его тереть ладошкой по кусочку, который лежит в мыльнице, а потом выполнить движение руками «трем ладошку о ладошку». Обращается внимание ребенка на белые от пены руки, взрослый говорит: «Посмотри, на ручках белые перчатки!». Далее взрослый помогает смыть пену под струей воды, при этом проговаривает потешку: Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется! После вытереть руки полотенцем. При возникновении затруднений используют совместные действия взрослого и ребенка. В конце игры взрослый хвалит ребенка и говорит: «Посмотри, какими чистыми стали твои ручки!» В процессе формирования навыков самообслуживания необходимо использовать разнообразные гигиенические средства - специальные щеточки для рук, твердое мыло, жидкое мыло в удобной упаковке со специальным дозатором, способствующие выполнению данных навыков с минимальной помощью взрослых.
В то же время игры на развитие мелкой моторики предоставляют большие возможности по овладению детьми навыками застегивания пуговиц, шнурования и завязывания шнурков.
Для того, чтобы игры не были скучными в их проведение можно вносить соревновательный момент.
- «Кто быстрее соберёт игрушки?», «Кто аккуратнее соберёт тарелки?», «Кто быстрее подготовится к уроку». Эти игры уже относятся к таким делам, где воспитанник становится помощником взрослого.
Для повышения интереса воспитанников к процессу проведения практических игр и упражнений использую потешки, пословицы и поговорки. Они удивительным образом совмещают в себе глубокую народную мудрость, легкость осознания, простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений.
Например, во время умывания можно вспомнить потешку:
Раз, два – засучили рукава.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Во время одевания:
У девочек и мальчиков
Зимою мёрзнут пальчики.
Чтобы пальчики согреть,
Что на ручки нам надеть?
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Нельзя не сказать, что особое место в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания младших школьников занимают дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
В ходе проведения работы в данном направлении использую такие дидактические игры как:
«Подбери правильно»
Цель игры: уточнять и закреплять знания предметов сезонной одежды.
«Найди пару»
Цель игры: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.
«Перемешанные картинки»
Цель игры: закреплять знания детей о предметах гигиены и их назначении.
«Что сначала, что потом»
Цель игры: развивать понимание причинно-следственных отношений.
«Разложи по порядку»
Цель игры: закреплять порядок выполнения режимных моментов.
Также, формируя культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, создаю проблемные ситуации: «Купила фрукты, давайте будем их кушать», «Одной расческой всем причешем волосы», «Почему при одевании на улицу мы варежки надеваем последними?» и другие.
Таким образом, учитывая, что все необходимые умения и навыки младшие школьники способны усваивать в процессе игровой деятельности, то в организацию и проведение режимных моментов и воспитательских часов необходимо включать дидактические игры и разнообразные игровые упражнения, которые направленны на формирование и развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При этом процесс обучения навыкам самообслуживания у детей данной категории должен осуществляться с учетом личностно-ориентированной модели воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Важными условиями проведения коррекционной работы в данном направлении являются регулярность занятий, их вариативность в организации и проведении, непрерывность воспитательного процесса, единство требований педагогов и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки станут осознанными действиями, а затем и привычкой.
Литература:
1. Акулова О.В. Солнцева О.В. Образовательная область: «Социализация. Игра», СПб: Детство Пресс 2012.
2. Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии». М.: Владос, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
ситуации общения педагога и ребенка младшего дошкольного возраста в режимных моментах при формировании культурно-гигиенических навыков...
Конспект игрового занятия по формированию культурно - гигиенических навыков для детей раннего возраста "Чумазые друзья Бобика"
В раннем возрасте происходит начальное формирование гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Проводя обучение в игровой форме эти задачи решаются успешнее, и дети не только осваивают навыки, ...
Роль игровых методов и приемов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки...
Методическая разработка "Формирование Культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями
Максимальное овладение навыками самообслуживания - это основа воспитания и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому педагогам и другим специалистам...
Конспект игровой деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста группы «Чистые ладошки»
Конспект игровой деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста группы «Чистые ладошки»...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами игровых технологий
Презентация предназначена для педагогов ДОУ, с целью ознакомления с методами и приемами работы над гегиеническими навыками детей....
Статья «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии»
В статье представлены игровые технологии по КГН в младшем дошкольном возрасте....