Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
статья
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома.
Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей в детском саду вызывало тревогу: некоторые дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договориться в игре, распределить роли между собой. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Всё это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в группе детского сада условий для гендерной социализации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_doshkolnikov_v_usloviyah_detskogo_sada.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит: от характера родительских установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома.
Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей в детском саду вызывало тревогу: некоторые дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договориться в игре, распределить роли между собой. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Всё это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в группе детского сада условий для гендерной социализации детей.
Цель: систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОО.
Формирование у детей позитивной полоролевой индетичности с помощью следующих задач:
- Формировать полоролевые знания, развивать умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
- Развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)
- Создавать целостный позитивный «образа Я» мальчика, или девочки;
- Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
Я выделила главные условия гендерной социализации детей,с помощью которых решаются поставленные задачи:
- Предметно- развивающая среда;
- Оформление группы, с учётом гендерных различий;
- Дифференцированный подход при обучении и воспитании детей;
- Работа с семьёй.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.
Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В нашей группе созданы условия для игр мальчиков: «Пожарные»,»Моряки»,»Военные», «Космонавты», «Строители». Для девочек – «Салон красоты», «Ателье», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами: одежда для кукол, мебель, посуда. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.
Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры, должно быть формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которую мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.В группе имеются разные конструкторы: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений.
В оформлении помещения группы с учётом использую простейшие маркеры гендерных различий:
-Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (сказочные герои мужского и женского типа,дверца шкафов разного цвета: голубые и зелёные- мальчикам, оранжевые и красные -девочкам).
-Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов.
-Расчёски индивидуальные: у девочек-розовые, жёлтые, у мальчиков-голубые, зелёные.
-На кроватях детей- рисунки сказочных героев: мужского и женского типа.
Гендерный подход находит своё отражение при организации образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Пол ребёнка учитываем и при подборе игрушек и оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно подобрать материал по «интересам»: для девочек, например, матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков –кораблики, солдатики, машинки …Допустим на занятии по математике, по лексической теме «Игрушки» как счётный материал можно использовать: для мальчиков-машинки, солдатиков, а для девочек-матрёшек.
Взаимодействие ОДОД с семьёй – необходимое условие успешного решения задач полоролевого воспитания детей.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» оформлена наглядная информация.
Формы работы с семьёй разнообразны: обсуждаем различные педагогические ситуации и выход из них «Роль матери в воспитании позитивной половой идентичности у дочери или сына» «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?»; проводим индивидуальные беседы на тему «Взаимоотношения ребёнка со сверстниками»; консультации «Женские и мужские обязанности нужно ли их разделять», «Дружеские отношения между мальчиками и девочками», дискуссии о проблемах воспитания мальчиков и девочек.
В группе проводится праздник Матери. Проведены конкурсы среди детей: «Портрет мамы»; «Портрет папы». На 8 Марта проводим - чаепитие с мамами, на 23 февраля спортивный праздник с папами.
Работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Работу по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать в дальнейшем, в зависимости от возраста детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада
Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать работу гендерного подхода в воспитании де...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....
План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности? В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....