«Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»
методическая разработка (младшая группа)

Корнева Ирина Александровна

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.  В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 6

 Адмиралтейского района СПб

Корнева Ирина Александровна

Наблюдая за деятельностью детей в группе, можно заметить, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.  В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказка, ее композиции, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей воспитанию нравственных качеств у детей группы посредством русских народных сказок.

2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.

3. Привлечение к сотрудничеству специалистов ДОУ.

4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной среды.

Цель - Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.

Задачи ¬ Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение давать оценку поведению своему и других.

Воспитывать бережное отношение к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Направления и этапы работы:

 1 этап – Знакомство детей со сказкой: сообщить знания о поведении героев и сформулировать конкретные представления о нравственных качествах. Основные методы: чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций и т.д.

 2 этап – Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение. Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками

 3 этап – театрализация сказок. Разыгрывание сюжетов из сказок, упражнения в поступках, в поведении героев.

Перед началом работы, была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Мы создали естественную комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную, рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами. В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные книги со сказками (отдельные книги со сказками и сборники сказок различных изданий, так, чтобы сказки одного названия было не менее двух книг). Приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”; а также игры направленные на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

 • как дружба помогает победить зло

 • как добрые и миролюбивые побеждают

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например,

 сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

  сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

  сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

Методы и приёмы:

Чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам. На занятии, при рассказывании русской народной сказки «Теремок» применяла настольный театр. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать доброжелательное отношение. При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим.

Наши задачи: продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Учить детей внимательно слушать сказку, чтение которой сопровождается показом иллюстраций, вызвать у них желание послушать сказку еще раз.

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них.

Развивать внимание, логическое мышление.

Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память.

Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, потому  что нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах. Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми. Дети любят самостоятельно разыгрывать сценки, используя куклы би-ба – бо.

Через интересные игры дети учатся общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. Родители являются участниками образовательного процесса. Поэтому так важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного воспитания детей средствами сказки.

Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Литература:

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Уч.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ: Детство-Пресс, 2000. – 304с.

2. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание от 5 до 7 лет» Конспекты занятий/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку...

Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».

:  расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;стимулировать самообразование родителей;прививать навыки читательской культуры...

Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок

В данной статье представлена информация о нравственном воспитании дошкольников, методах и этапах ознакомления со сказкой....

Консультация для родителей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки»

Консультация для родителей "Воспитание духовно - нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки"...