«Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»
методическая разработка (младшая группа)
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 6
Адмиралтейского района СПб
Корнева Ирина Александровна
Наблюдая за деятельностью детей в группе, можно заметить, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказка, ее композиции, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей воспитанию нравственных качеств у детей группы посредством русских народных сказок.
2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.
3. Привлечение к сотрудничеству специалистов ДОУ.
4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной среды.
Цель - Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.
Задачи ¬ Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение давать оценку поведению своему и других.
Воспитывать бережное отношение к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Направления и этапы работы:
1 этап – Знакомство детей со сказкой: сообщить знания о поведении героев и сформулировать конкретные представления о нравственных качествах. Основные методы: чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций и т.д.
2 этап – Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение. Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками
3 этап – театрализация сказок. Разыгрывание сюжетов из сказок, упражнения в поступках, в поведении героев.
Перед началом работы, была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Мы создали естественную комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную, рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами. В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные книги со сказками (отдельные книги со сказками и сборники сказок различных изданий, так, чтобы сказки одного названия было не менее двух книг). Приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”; а также игры направленные на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:
• как дружба помогает победить зло
• как добрые и миролюбивые побеждают
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например,
∙ сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
∙ сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
∙ сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
Методы и приёмы:
Чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам. На занятии, при рассказывании русской народной сказки «Теремок» применяла настольный театр. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать доброжелательное отношение. При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим.
Наши задачи: продолжать способствовать формированию интереса к книгам.
Учить детей внимательно слушать сказку, чтение которой сопровождается показом иллюстраций, вызвать у них желание послушать сказку еще раз.
Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них.
Развивать внимание, логическое мышление.
Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память.
Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, потому что нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах. Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми. Дети любят самостоятельно разыгрывать сценки, используя куклы би-ба – бо.
Через интересные игры дети учатся общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. Родители являются участниками образовательного процесса. Поэтому так важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного воспитания детей средствами сказки.
Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Литература:
1.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Уч.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ: Детство-Пресс, 2000. – 304с.
2. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание от 5 до 7 лет» Конспекты занятий/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование "Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок"
самообразование...
Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку...
Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
: расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;стимулировать самообразование родителей;прививать навыки читательской культуры...
Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок
В данной статье представлена информация о нравственном воспитании дошкольников, методах и этапах ознакомления со сказкой....
Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
Нравственное воспитание...
Консультация для родителей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки»
Консультация для родителей "Воспитание духовно - нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки"...