проект"Огород без хлопот"
проект (подготовительная группа)

Гудкова Ольга Евгеньевна

Настоящим проектом мы хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности детского населения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_bez_hlopot.docx33.89 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.ppsx939.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган)

п. Лонгъюган, Надымский район,  Ямало-Ненецкий автономный округ, 629759

телефон/факс: 8(34995)1-84-27; телефон 8(34995)1-84-08

ОКПО 81326522,  ОГРН 1078903001407,  ИНН/ КПП 8903027209/ 890301001

Проект «Огород без хлопот»

Разработчики воспитатели МДОУ

 «Детский сад «Лесная сказка» п.Лонгъюган»:

  О.Е. Гудкова, Е.Б.Коновалова

2021

Введение.

Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, в каждой группе педагогами ведется работа по вовлечению детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства. Воспитание любви к природе - основная задача взрослых, поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

                                                                                             За окном лежит снежок.

                                                                                     Воет ветер-ветерок.

                                                                                            На деревьях нет листвы,

                                                                                          Шапки снежные легли.

Нет тепла, цветочков нету.

                                                                                            Как скучаем мы по лету!

                                                                                     А давайте-ка, ребята,

                                                                                     Мы посадим огород!

                                                                                       Пусть зелёный огород

                                                                                          Лето в группу принесёт!

Настоящим проектом мы хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности детского населения. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Проектом предусмотрен объект исследования – растения, предметом исследования является процесс выращивания растений.

Актуальность проблемы: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.

Задачи:

  • приобщать детей к трудовой деятельности;
  • учить детей ухаживать за растениями;
  • развивать познавательные и творческие способности;
  • обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
  • формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
  • формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
  • учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
  • развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.

Проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Закон РФ "Об образовании".

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Конституция РФ.

4. Закон "Об образовании ЯНАО"

5. Устав МДОУ.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

7. Локальные акты дошкольного учреждения.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: проект рассчитан на 3 месяца.

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Форма и методы реализации проекта:

• Групповая и индивидуальная работа с детьми;

• Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

• Консультации для родителей и педагогов;

• Родительские собрания;

• Публикация информации на сайте ДОУ;

• Оформление предметно-окружающей среды;

• Участие во всероссийских и муниципальных конкурсах.

Принципы построения проекта.

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принцип преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Этапы реализации проекта

Планируемая работа

Ожидаемый

результат

Сроки

I. Подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

1. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2. Создание предметно-развивающей среды.

3. Подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки)

4. Беседа с родителями о предстоящей работе.

5. Подготовка семян и луковиц.

6. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Cобран

необходимый

материал для

работы над

проектом.

Март 2021г.

II. Практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику

1. Содержание деятельности воспитателя и детей:

  •  Рассматривание и сравнение семян (помидор, укроп, петрушка, перец, огурец, салат, горох, фасоль, капуста).
  •  Беседы на тему проекта
  •  Посадка: лук (семенами и луковицами) коллективно, огурец, фасоль, помидор.
  •  Посев: петрушка, укроп.
  •  Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений в формикарии:

- подготовка почвы;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка;

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление.

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

  • Оформление огорода на подоконнике.
  • Изготовление травянчиков.

2. Работа с родителями:

  • беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
  • памятка для родителей «Огород на подоконнике»

реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).

Март-май

III. Заключительный

Цель: анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив.

  1. Презентация. Подведение итогов проекта.
  2. Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы

Выступление на педсовете

Видеофильм для родителей

Участие в институциональном конкурсе огородов

Май

Структура и содержание проекта.

 Содержание образовательного процесса определяется Годовым планом

дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральными

Государственными Образовательными Стандартами. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей (в соответствии с ФГОС).

Образовательная область

Форма и тема мероприятия

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Наблюдение за ростом растений в формикарии и зарисовка в дневнике наблюдений

Интерактивная игра «Развитие фасоли от семени до взрослого растения»

Викторина

Рассматривание энциклопедий. Дидактические игры: «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки»,  «Узнай и назови», «Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу», «Что лишнее?»,

формирование представлений об объектах окружающего мира, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Речевое

развитие

Чтение произведений:

русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зёрнышко», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», стихи об овощах и фруктах, «Однажды с базара хозяйка пришла», загадки про овощи и фрукты, рассматривание иллюстраций в книгах.

Мастер-класс от детей по изготовлению травянчика.

Беседы о растениях.

развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать

выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о

природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение

активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание книг, журналов с иллюстрациями о растениях.

Дидактические игры «Четвертый лишний?», «Опиши растение по схеме», «Угадай, что это?»; «Скажи ласково!»; «С какой ветки детки»

Разрезные картинки  «Овощи и фрукты».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Детский сад», «Семья»-«Огород», «Мы помощники».

Стихи, загадки о растениях.

Просмотр мультфильмов о растениях.

Озвучивание мультфильма про травянчиков

усвоение норм и ценностей,

принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становле-ние самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий; развитие познаватель-ного и эмоционального интеллекта, эмоциональ-ной отзывчивости, сопереживания, форми-рование готовности к

совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в природе.

Художественно-эстетическое развитие

Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты»; рисование «Мои любимые фрукты и овощи», лепка «Чудо-растение».

Ведение индивидуальных дневников наблюдений за посаженными растениями.

Оформление огорода.

развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

реализация самостоятельной

творческой деятельности.

Физическое развитие

Подвижные игры:  «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород».

Пальчиковая гимнастика.

становление ценностей здорового образа жизни,

овладение его элементарными нормами и правилами; использование

физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой

моторики, двигательной активности

Риски и предупреждение рисков

Недостаточная активность родителей

в процессе реализации проекта

Повысить активность родителей за

счет нетрадиционных форм работы с

ними.

Нежелание ребенка участвовать в

исследовательской деятельности

Игровая мотивация детей  с

помощью использования

нетрадиционных форм организации

занятия, применением ИКТ.

Выводы:

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов:

- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности;

- дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром;

- дети научились бережно и заботливо относиться к растениям;

- у дошкольников значительно расширился словарный запас;

- научились составлять рассказы, используя распространённые предложения;

- дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы, создание домашних огородов на подоконнике;

- повысился интерес к исследовательской деятельности по познавательному развитию

Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам,  детям и родителям. Создание мультфильма про травянчиков. Мастер-классы от детей по изготовлению травянчиков («Мастер-класс от Максима», «Мастер-класс от Насти»). Презентация домашних «огородов на подоконнике».

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект  «Огород на участке»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган » Проект «Огород без хлопот» Над проектом работали воспитатели: О.Е. Гудкова и Е.Б. Коновалова

Слайд 2

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Слайд 3

Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений. Задачи: приобщать детей к трудовой деятельности; учить детей ухаживать за растениями; развивать познавательные и творческие способности; обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений; формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей; формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей; учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания; развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.

Слайд 4

Этапы реализации проекта I . Подготовительный этап Цель: самосовершенствование по данной теме 1. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. 2. Создание предметно-развивающей среды. 3. Подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки) 4. Беседа с родителями о предстоящей работе. 5. Подготовка семян и луковиц. 6. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Слайд 5

I I . Практический этап Цель: реализация проекта в образовательную практику 1. Рассматривание и сравнение семян. Посадка.

Слайд 6

2. Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений в формикарии

Слайд 7

3. Оформление огорода на подоконнике

Слайд 8

4 . Дневник наблюдений за растениями в формикарии . Индивидуальные дневники наблюдений за ростом картофеля и томата.

Слайд 9

5. Изготовление травянчиков Мастер-класс от Максима Мастер-класс от Насти Мультфильм «Страна Травляндия »

Слайд 10

I I I . Заключительный этап Цель: анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив. Дневник наблюдений за ростом растений. Отчет «Огород на подоконнике» . Интерактивные игры . Презентация поселковых огородов. Дневники наблюдений. Участие в институциональном конкурсе огородов на подоконнике.

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»

Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Презентация проекта "Огород без хлопот"

Целью экологического проекта "Огород без хлопот" является развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста,  расширение представлений о растениях, как живых орга...

Проект по ознакомлению детей младшей группы с окружающей природой «Огород без хлопот»

Данная статья знакомит воспитателей, как можно провести проект для дошкольников младшей группы по ознакомлению с окружающей природой....