проект"Огород без хлопот"
проект (подготовительная группа)
Настоящим проектом мы хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности детского населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogorod_bez_hlopot.docx | 33.89 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.ppsx | 939.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган Надымского района»
(МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган)
п. Лонгъюган, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629759
телефон/факс: 8(34995)1-84-27; телефон 8(34995)1-84-08
ОКПО 81326522, ОГРН 1078903001407, ИНН/ КПП 8903027209/ 890301001
Проект «Огород без хлопот»
Разработчики воспитатели МДОУ
«Детский сад «Лесная сказка» п.Лонгъюган»:
О.Е. Гудкова, Е.Б.Коновалова
2021
Введение.
Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, в каждой группе педагогами ведется работа по вовлечению детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства. Воспитание любви к природе - основная задача взрослых, поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
За окном лежит снежок.
Воет ветер-ветерок.
На деревьях нет листвы,
Шапки снежные легли.
Нет тепла, цветочков нету.
Как скучаем мы по лету!
А давайте-ка, ребята,
Мы посадим огород!
Пусть зелёный огород
Лето в группу принесёт!
Настоящим проектом мы хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности детского населения. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
Проектом предусмотрен объект исследования – растения, предметом исследования является процесс выращивания растений.
Актуальность проблемы: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.
Задачи:
- приобщать детей к трудовой деятельности;
- учить детей ухаживать за растениями;
- развивать познавательные и творческие способности;
- обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
- формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
- учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
- развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
Проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон РФ "Об образовании".
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция РФ.
4. Закон "Об образовании ЯНАО"
5. Устав МДОУ.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
7. Локальные акты дошкольного учреждения.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: проект рассчитан на 3 месяца.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Форма и методы реализации проекта:
• Групповая и индивидуальная работа с детьми;
• Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
• Консультации для родителей и педагогов;
• Родительские собрания;
• Публикация информации на сайте ДОУ;
• Оформление предметно-окружающей среды;
• Участие во всероссийских и муниципальных конкурсах.
Принципы построения проекта.
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принцип преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Этапы реализации проекта
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
I. Подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме. | ||
1. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. 2. Создание предметно-развивающей среды. 3. Подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки) 4. Беседа с родителями о предстоящей работе. 5. Подготовка семян и луковиц. 6. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. | Cобран необходимый материал для работы над проектом. | Март 2021г. |
II. Практический Цель: реализация проекта в образовательную практику | ||
1. Содержание деятельности воспитателя и детей:
- подготовка почвы; - знакомство с моделью трудового процесса; - посадка; - установка на светлое место; - полив; - рыхление. - наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; - знакомство с моделью строения растения;
2. Работа с родителями:
| реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность). | Март-май |
III. Заключительный Цель: анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив. | ||
| Выступление на педсовете Видеофильм для родителей Участие в институциональном конкурсе огородов | Май |
Структура и содержание проекта.
Содержание образовательного процесса определяется Годовым планом
дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральными
Государственными Образовательными Стандартами. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей (в соответствии с ФГОС).
Образовательная область | Форма и тема мероприятия | Интеграция образовательных областей |
Познавательное развитие | Наблюдение за ростом растений в формикарии и зарисовка в дневнике наблюдений Интерактивная игра «Развитие фасоли от семени до взрослого растения» Викторина Рассматривание энциклопедий. Дидактические игры: «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Узнай и назови», «Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу», «Что лишнее?», | формирование представлений об объектах окружающего мира, учить устанавливать причинно-следственные связи. |
Речевое развитие | Чтение произведений: русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зёрнышко», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», стихи об овощах и фруктах, «Однажды с базара хозяйка пришла», загадки про овощи и фрукты, рассматривание иллюстраций в книгах. Мастер-класс от детей по изготовлению травянчика. Беседы о растениях. | развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; |
Социально-коммуникативное развитие | Рассматривание книг, журналов с иллюстрациями о растениях. Дидактические игры «Четвертый лишний?», «Опиши растение по схеме», «Угадай, что это?»; «Скажи ласково!»; «С какой ветки детки» Разрезные картинки «Овощи и фрукты». Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Детский сад», «Семья»-«Огород», «Мы помощники». Стихи, загадки о растениях. Просмотр мультфильмов о растениях. Озвучивание мультфильма про травянчиков | усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становле-ние самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие познаватель-ного и эмоционального интеллекта, эмоциональ-ной отзывчивости, сопереживания, форми-рование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в природе. |
Художественно-эстетическое развитие | Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты»; рисование «Мои любимые фрукты и овощи», лепка «Чудо-растение». Ведение индивидуальных дневников наблюдений за посаженными растениями. Оформление огорода. | развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности. |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород». Пальчиковая гимнастика. | становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики, двигательной активности |
Риски и предупреждение рисков
Недостаточная активность родителей в процессе реализации проекта | Повысить активность родителей за счет нетрадиционных форм работы с ними. |
Нежелание ребенка участвовать в исследовательской деятельности | Игровая мотивация детей с помощью использования нетрадиционных форм организации занятия, применением ИКТ. |
Выводы:
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов:
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности;
- дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром;
- дети научились бережно и заботливо относиться к растениям;
- у дошкольников значительно расширился словарный запас;
- научились составлять рассказы, используя распространённые предложения;
- дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы, создание домашних огородов на подоконнике;
- повысился интерес к исследовательской деятельности по познавательному развитию
Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам, детям и родителям. Создание мультфильма про травянчиков. Мастер-классы от детей по изготовлению травянчиков («Мастер-класс от Максима», «Мастер-класс от Насти»). Презентация домашних «огородов на подоконнике».
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект «Огород на участке»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений. Задачи: приобщать детей к трудовой деятельности; учить детей ухаживать за растениями; развивать познавательные и творческие способности; обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений; формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей; формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей; учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания; развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта I . Подготовительный этап Цель: самосовершенствование по данной теме 1. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. 2. Создание предметно-развивающей среды. 3. Подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки) 4. Беседа с родителями о предстоящей работе. 5. Подготовка семян и луковиц. 6. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
I I . Практический этап Цель: реализация проекта в образовательную практику 1. Рассматривание и сравнение семян. Посадка.
2. Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений в формикарии
3. Оформление огорода на подоконнике
4 . Дневник наблюдений за растениями в формикарии . Индивидуальные дневники наблюдений за ростом картофеля и томата.
5. Изготовление травянчиков Мастер-класс от Максима Мастер-класс от Насти Мультфильм «Страна Травляндия »
I I I . Заключительный этап Цель: анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив. Дневник наблюдений за ростом растений. Отчет «Огород на подоконнике» . Интерактивные игры . Презентация поселковых огородов. Дневники наблюдений. Участие в институциональном конкурсе огородов на подоконнике.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Огород круглый год" Приговорки в огороде.
Подборка приговорак....
Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»
Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...
Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."
Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)
Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...
Презентация проекта "Огород без хлопот"
Целью экологического проекта "Огород без хлопот" является развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, расширение представлений о растениях, как живых орга...
Проект по ознакомлению детей младшей группы с окружающей природой «Огород без хлопот»
Данная статья знакомит воспитателей, как можно провести проект для дошкольников младшей группы по ознакомлению с окружающей природой....