"Опыт использования цифровых средств обучения в формировании естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Выступление с мастер-классом

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Суранова Александра Викторовна, в оспитатель МАДОУ № 29 г .Мончегорск ГАУ ДПО МО «Институт развития образования» Опыт использования цифровых средств обучения в формировании естественно-научных представлений детей дошкольного возраста

Слайд 2

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Слайд 3

Задачи работы: * расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей; *формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов; *развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; *способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; *развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; *воспитывать интерес к познанию окружающего мира; *стимулировать желание детей экспериментировать.

Слайд 4

Благотворительная программа «Мир новых возможностей» и один из выигранных нами проектов « Калейдоскоп открытий»

Слайд 5

3 D микроскоп Задачи: -учить детей пользоваться цифровым микроскопом; ‒ развивать интерес к практической познавательно-исследовательской деятельности; ‒формировать научное мировоззрение; ‒удивить дошкольников микромиром, окружающим нас ‒ обогащать словарный запас, развивать речь детей; ‒ воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Слайд 6

Работа с интерактивной доской Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к деятельности, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

Слайд 7

Посещение 3Д мобильного планетария Планетарий состоит из купола с застежкой на «молнии», проектора, колонки и светоизоляции . С помощью него детям дается возможность очутиться на тех просторах, в которых побывать не всем возможно.

Слайд 8

STEM – Набор Робомышь Дети учатся программированию, задавая роботу план действий и разрабатывая для него задания. Игровые компоненты, включенные в образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

Слайд 9

Метеостанция Работая с метеостанцией, дети имеют возможность на практике отслеживать изменения погодных условий. С помощью приборов знакомятся с такими понятиями, как «термометр», «барометр», «гигрометр».

Слайд 10

SMART стол И нтерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков, развивается положительная мотивация обучения.

Слайд 11

Исследования с лабораторией « Наураша »: - приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии, биологии; -формирует целостную картину мира и расширяет кругозор; -развивает познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность; -формирует первичные ценностные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни; -не вовлекает ребёнка в цифровое пространство, а способствует изучению реального окружающего мира с помощью датчиков.

Слайд 12

Исследования с лабораторией « Наураша »

Слайд 14

Литература: Малицкая И.Б. Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО//Воспитатель ДОУ.-№5.-2018.-С.6-10. Любавина О., Яковлева А. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2016.-№ 11.-С.15-20 . Романова О.В., Гришанова Н.Ю. Формирование естественно-научных представлений у дошкольников в процессе взаимодействия ДОО с социальными партнёрами// Управление ДОУ. – 2020. - № 3. – С.44-48 . Тимофеева Л.Л. Современные подходы к организации детского экспериментирования//Детский сад:теория и практика.-2015.-№ 9.-С.46-61 . Щетинина О. Экспериментальная деятельность: развитие поисковой активности и познавательной мотивации// Дошкольное воспитание.-2016.-№ 3.-С.27-33.



Предварительный просмотр:

Опыт использования цифровых средств обучения в формировании естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста

Суранова Александра Викторовна

                  

1 слайд- название

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях часто меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и, в первую очередь, уметь добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

2 слайд

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

3 слайд

Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста - одна из задач ФГОС ДО. И широкий выбор цифровых средств обучения помогает педагогам облегчить решение этой задачи. Мне бы хотелось поделиться с вами сегодня опытом работы нашего детского сада. Работа дошкольников с цифровыми приборами формирует у них ключевые компетенции, исследовательский тип мышления, первоначальные исследовательские умения, включает дошкольников в активную познавательную деятельность.

4 слайд

Наш детский сад активно участвует в конкурсе социальных проектов в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей» и один из выигранных нами проектов - это «Калейдоскоп открытий», благодаря чему мы получили грант и в детском саду появилась детская научно-исследовательская лаборатория. Были приобретены комплекты различного лабораторного оборудования, которое я представлю.

5 слайд

Используя микроскоп для исследования объектов живой и неживой природы, ребенок впервые прикасается к микромиру, видит его изнутри, понимает его сущность, получает образный тип информации, расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т. п.). Дети учатся самостоятельно анализировать, делать выводы.

6 слайд

Применение интерактивной доски значительно расширило возможности предъявляемого познавательного материала, позволило повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.

7 слайд

Обучающие фильмы в планетарии длятся 15-20 минут, но за это время дошкольники запоминают больше, чем на занятии в группе.

 8 слайд

Занимаясь разработкой заданий на поле набором "Робомышь» и назначением путей передвижения, дети научились видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.

  9 слайд

Экологическое воспитание - это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. В связи с этим у нас возникла идея приобретения метеостанции, с помощью которой появилась возможность уйти от стереотипов  в наблюдении и погрузить детей в мир исследований и открытий. У детей развиваются умения делать выводы, обобщать, наблюдать, анализировать.

10 слайд

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием интерактивного стола и интерактивной тумбы у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

11 слайд

Применение цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» позволяет детям опытным путем подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных природных процессов или явлений.

Лаборатория содержит 8 модулей, с помощью которых, у детей есть возможность ознакомиться с «Температурой», «Кислотностью», «Электричеством», «Магнитным полем», «Светом», «Звуком», «Пульсом», «Силой».

12 слайд

Лаборатория представляет собой компьютерную программу, главный герой, которой - мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлеченный желанием познавать мир.  

13 слайд

А сейчас уважаемые коллеги предлагаю вам самим попробовать провести опыты на тему: «Волшебное электричество» 

Всем коллегам раздаются жетоны красного, желтого и синего цветов

Закрываем глаза:

Чтобы все науки знать -

Надо знания получать.

Превратимся мы в детей -

Всё изучим поскорей!

Воспитатель: Коллеги, профессор Наураша сегодня расстроен, он сообщил мне, что хотел включить магнитофон, вставил вилку в розетку, а магнитофон не работает. Мы с ним долго думали почему, но так и не смогли понять. Может, вы догадаетесь, почему не работает магнитофон? (Высказывания и предположения.  Нужно подвести к мысли, что не работает розетка, возможно в розетке нет электричества.)

Воспитатель: Как вы думаете, а почему не работает розетка?

Участники: Электричество пропало.

Воспитатель: Совершенно верно! Что же делать? (ответы) Хорошо, давайте его поищем! Может оно не только в розетке живёт! Нас ждут интересные эксперименты.

У кого жетоны красного цвета помогут мне в первом эксперименте

                                            №1 «Танцующие звезды»

        (На столе бумажные звёзды, шерстяная ткань и 2 пластиковые трубы)

Воспитатель: Смотрите как много звёздочек! Наураша утверждает, что эти звёзды могут танцевать. Вы догадались, как можно звёздочки заставить танцевать? (Надо натереть трубу шерстяной тканью и поднести к бумажным звёздочкам.)

Воспитатель: Натирая трубу шерстяной тканью, вы создаёте на трубе заряд «статического электричества». Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. За счёт разницы заряда происходит электризация предметов. И они начинают притягивать другие предметы.

У кого жетоны желтого цвета помогут мне во втором эксперименте

                                                №2 «Помогите Золушке»

(На столе тарелка с солью и перцем и 2 воздушных шарика)

Воспитатель: Смотрите, здесь какая-то тарелка, а в ней, кажется, соль с перцем перемешаны. Это, наверное, Золушка приготовила себе работу. И шарики зачем-то? Наураша считает, что мы сможем помочь Золушке! Что же делать? (ответы) Да, нужно отделить соль от перца. Как вы думаете, как это можно сделать? (Предположения: натереть шарики и пронести над тарелкой, чтобы частички перца притягивались за счет накопленного на шариках статического электричества. Участники натирают воздушные шарики о ткань и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Потому что он легче соли.)

Воспитатель: Здесь тоже «живёт» электричество. Теперь профессор приглашает в цифровую лабораторию! Отправимся? Думаю, что Наураша в своей электронной лаборатории расскажет нам, где ещё может жить электричество. У кого жетоны синего цвета помогают Наураше.

(Проводятся эксперименты в цифровой лаборатории с яблоком, лимоном, картошкой. Участники по очереди проводят эксперименты, вставляя электроды в предложенные предметы, с помощью датчиков цифровой лаборатории обнаруживают, что через них идёт электрический ток.)

Воспитатель: Смотрите, как много разных предметов, в которых живёт электричество! А может, нам розетки совсем не нужны? Может, мы подключим магнитофон, ну, например, к лимону или картошке? (Участники приходят к мысли, что магнитофон от лимона работать не будет, в лимоне очень мало электричества.)

Воспитатель: А где живёт много электричества? (На электростанции.) А как оно попадает к нам в дома? (По проводам.) Так почему же у профессора в лаборатории не работает розетка?

Участники: Провода оборвались. Или розетка сломалась. Или электростанция не работает!

Воспитатель: А что же нам делать? Как их отремонтировать? Мы с вами это можем сделать? И почему?

Участники: Мы не можем самостоятельно сделать ремонт, так как опасно. В лаборатории есть правила, одно из них – не лезть в розетки.

Воспитатель: Всё верно! У нас в детском саду есть завхоз, который отвечает за работу приборов. Мы обязательно  запишем в журнал аварийной службы, что у нас не работает розетка и вызовем электрика.
Наураша считает, что вы все молодцы! Вы ему очень помогли. А нам пора опять превращаться во взрослых. Закрываем глаза.

Раз, два, три, четыре –

Много знаний получили.

А теперь пора опять

Взрослыми всем дружно стать!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спасибо коллеги за вашу работу. Хочу сказать, что для меня данная программа интересна. Все опыты и исследования адаптированы для детского возраста, они могут самостоятельно делать выводы по итогам своей работы. Занятия с использованием Цифровой лаборатории способствуют формированию естественно-научных представлений, развитию познавательного интереса и познавательных способностей детей дошкольного возраста.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Принцип  наглядности  утверждает,  что  сознательное  овладение  знаниями  и  формирование  у  дошкольников   научных  представлений...

Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия          Инновационн...

Консультация для родителей: «Использование набора «Дары Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

Использование набора «Дары Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

статья "Особенности использования ди в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...

Тема: «Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Семинар на педагогическом собрании. Тема: «Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Обучение детей дошкольного...

Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

К. Д. Ушинский утверждал: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей до...