"Опыт использования цифровых средств обучения в формировании естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Выступление с мастер-классом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suranova_a.v._madou_no_29_g.monchegorsk.pptx | 2.6 МБ |
suranova_a.v._tekst_k_slaydam_i_master-klassa.docx | 38.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи работы: * расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей; *формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов; *развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; *способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; *развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; *воспитывать интерес к познанию окружающего мира; *стимулировать желание детей экспериментировать.
Благотворительная программа «Мир новых возможностей» и один из выигранных нами проектов « Калейдоскоп открытий»
3 D микроскоп Задачи: -учить детей пользоваться цифровым микроскопом; ‒ развивать интерес к практической познавательно-исследовательской деятельности; ‒формировать научное мировоззрение; ‒удивить дошкольников микромиром, окружающим нас ‒ обогащать словарный запас, развивать речь детей; ‒ воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Работа с интерактивной доской Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к деятельности, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.
Посещение 3Д мобильного планетария Планетарий состоит из купола с застежкой на «молнии», проектора, колонки и светоизоляции . С помощью него детям дается возможность очутиться на тех просторах, в которых побывать не всем возможно.
STEM – Набор Робомышь Дети учатся программированию, задавая роботу план действий и разрабатывая для него задания. Игровые компоненты, включенные в образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
Метеостанция Работая с метеостанцией, дети имеют возможность на практике отслеживать изменения погодных условий. С помощью приборов знакомятся с такими понятиями, как «термометр», «барометр», «гигрометр».
SMART стол И нтерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков, развивается положительная мотивация обучения.
Исследования с лабораторией « Наураша »: - приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии, биологии; -формирует целостную картину мира и расширяет кругозор; -развивает познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность; -формирует первичные ценностные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни; -не вовлекает ребёнка в цифровое пространство, а способствует изучению реального окружающего мира с помощью датчиков.
Исследования с лабораторией « Наураша »
Литература: Малицкая И.Б. Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО//Воспитатель ДОУ.-№5.-2018.-С.6-10. Любавина О., Яковлева А. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2016.-№ 11.-С.15-20 . Романова О.В., Гришанова Н.Ю. Формирование естественно-научных представлений у дошкольников в процессе взаимодействия ДОО с социальными партнёрами// Управление ДОУ. – 2020. - № 3. – С.44-48 . Тимофеева Л.Л. Современные подходы к организации детского экспериментирования//Детский сад:теория и практика.-2015.-№ 9.-С.46-61 . Щетинина О. Экспериментальная деятельность: развитие поисковой активности и познавательной мотивации// Дошкольное воспитание.-2016.-№ 3.-С.27-33.
Предварительный просмотр:
Опыт использования цифровых средств обучения в формировании естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста
Суранова Александра Викторовна
1 слайд- название
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях часто меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и, в первую очередь, уметь добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
2 слайд
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
3 слайд
Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста - одна из задач ФГОС ДО. И широкий выбор цифровых средств обучения помогает педагогам облегчить решение этой задачи. Мне бы хотелось поделиться с вами сегодня опытом работы нашего детского сада. Работа дошкольников с цифровыми приборами формирует у них ключевые компетенции, исследовательский тип мышления, первоначальные исследовательские умения, включает дошкольников в активную познавательную деятельность.
4 слайд
Наш детский сад активно участвует в конкурсе социальных проектов в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей» и один из выигранных нами проектов - это «Калейдоскоп открытий», благодаря чему мы получили грант и в детском саду появилась детская научно-исследовательская лаборатория. Были приобретены комплекты различного лабораторного оборудования, которое я представлю.
5 слайд
Используя микроскоп для исследования объектов живой и неживой природы, ребенок впервые прикасается к микромиру, видит его изнутри, понимает его сущность, получает образный тип информации, расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т. п.). Дети учатся самостоятельно анализировать, делать выводы.
6 слайд
Применение интерактивной доски значительно расширило возможности предъявляемого познавательного материала, позволило повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.
7 слайд
Обучающие фильмы в планетарии длятся 15-20 минут, но за это время дошкольники запоминают больше, чем на занятии в группе.
8 слайд
Занимаясь разработкой заданий на поле набором "Робомышь» и назначением путей передвижения, дети научились видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
9 слайд
Экологическое воспитание - это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. В связи с этим у нас возникла идея приобретения метеостанции, с помощью которой появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении и погрузить детей в мир исследований и открытий. У детей развиваются умения делать выводы, обобщать, наблюдать, анализировать.
10 слайд
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием интерактивного стола и интерактивной тумбы у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
11 слайд
Применение цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» позволяет детям опытным путем подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных природных процессов или явлений.
Лаборатория содержит 8 модулей, с помощью которых, у детей есть возможность ознакомиться с «Температурой», «Кислотностью», «Электричеством», «Магнитным полем», «Светом», «Звуком», «Пульсом», «Силой».
12 слайд
Лаборатория представляет собой компьютерную программу, главный герой, которой - мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлеченный желанием познавать мир.
13 слайд
А сейчас уважаемые коллеги предлагаю вам самим попробовать провести опыты на тему: «Волшебное электричество»
Всем коллегам раздаются жетоны красного, желтого и синего цветов
Закрываем глаза:
Чтобы все науки знать -
Надо знания получать.
Превратимся мы в детей -
Всё изучим поскорей!
Воспитатель: Коллеги, профессор Наураша сегодня расстроен, он сообщил мне, что хотел включить магнитофон, вставил вилку в розетку, а магнитофон не работает. Мы с ним долго думали почему, но так и не смогли понять. Может, вы догадаетесь, почему не работает магнитофон? (Высказывания и предположения. Нужно подвести к мысли, что не работает розетка, возможно в розетке нет электричества.)
Воспитатель: Как вы думаете, а почему не работает розетка?
Участники: Электричество пропало.
Воспитатель: Совершенно верно! Что же делать? (ответы) Хорошо, давайте его поищем! Может оно не только в розетке живёт! Нас ждут интересные эксперименты.
У кого жетоны красного цвета помогут мне в первом эксперименте
№1 «Танцующие звезды»
(На столе бумажные звёзды, шерстяная ткань и 2 пластиковые трубы)
Воспитатель: Смотрите как много звёздочек! Наураша утверждает, что эти звёзды могут танцевать. Вы догадались, как можно звёздочки заставить танцевать? (Надо натереть трубу шерстяной тканью и поднести к бумажным звёздочкам.)
Воспитатель: Натирая трубу шерстяной тканью, вы создаёте на трубе заряд «статического электричества». Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. За счёт разницы заряда происходит электризация предметов. И они начинают притягивать другие предметы.
У кого жетоны желтого цвета помогут мне во втором эксперименте
№2 «Помогите Золушке»
(На столе тарелка с солью и перцем и 2 воздушных шарика)
Воспитатель: Смотрите, здесь какая-то тарелка, а в ней, кажется, соль с перцем перемешаны. Это, наверное, Золушка приготовила себе работу. И шарики зачем-то? Наураша считает, что мы сможем помочь Золушке! Что же делать? (ответы) Да, нужно отделить соль от перца. Как вы думаете, как это можно сделать? (Предположения: натереть шарики и пронести над тарелкой, чтобы частички перца притягивались за счет накопленного на шариках статического электричества. Участники натирают воздушные шарики о ткань и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Потому что он легче соли.)
Воспитатель: Здесь тоже «живёт» электричество. Теперь профессор приглашает в цифровую лабораторию! Отправимся? Думаю, что Наураша в своей электронной лаборатории расскажет нам, где ещё может жить электричество. У кого жетоны синего цвета помогают Наураше.
(Проводятся эксперименты в цифровой лаборатории с яблоком, лимоном, картошкой. Участники по очереди проводят эксперименты, вставляя электроды в предложенные предметы, с помощью датчиков цифровой лаборатории обнаруживают, что через них идёт электрический ток.)
Воспитатель: Смотрите, как много разных предметов, в которых живёт электричество! А может, нам розетки совсем не нужны? Может, мы подключим магнитофон, ну, например, к лимону или картошке? (Участники приходят к мысли, что магнитофон от лимона работать не будет, в лимоне очень мало электричества.)
Воспитатель: А где живёт много электричества? (На электростанции.) А как оно попадает к нам в дома? (По проводам.) Так почему же у профессора в лаборатории не работает розетка?
Участники: Провода оборвались. Или розетка сломалась. Или электростанция не работает!
Воспитатель: А что же нам делать? Как их отремонтировать? Мы с вами это можем сделать? И почему?
Участники: Мы не можем самостоятельно сделать ремонт, так как опасно. В лаборатории есть правила, одно из них – не лезть в розетки.
Воспитатель: Всё верно! У нас в детском саду есть завхоз, который отвечает за работу приборов. Мы обязательно запишем в журнал аварийной службы, что у нас не работает розетка и вызовем электрика.
Наураша считает, что вы все молодцы! Вы ему очень помогли. А нам пора опять превращаться во взрослых. Закрываем глаза.
Раз, два, три, четыре –
Много знаний получили.
А теперь пора опять
Взрослыми всем дружно стать!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спасибо коллеги за вашу работу. Хочу сказать, что для меня данная программа интересна. Все опыты и исследования адаптированы для детского возраста, они могут самостоятельно делать выводы по итогам своей работы. Занятия с использованием Цифровой лаборатории способствуют формированию естественно-научных представлений, развитию познавательного интереса и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Принцип наглядности утверждает, что сознательное овладение знаниями и формирование у дошкольников научных представлений...
Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия Инновационн...
Консультация для родителей: «Использование набора «Дары Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Использование набора «Дары Фрёбеля» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
статья "Особенности использования ди в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...
опыт работы на тему: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра - это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский....
Тема: «Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Семинар на педагогическом собрании. Тема: «Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Обучение детей дошкольного...
Использование ИКТ в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
К. Д. Ушинский утверждал: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей до...