ООД "хАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ МАЯ"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД «Характерные признаки мая»
Старшая группа
Задачи:формирование представлений у детей о характерных признаках мая, приметах весны, знакомство с народным земледельческим календарем и праздниками мая, активизация речевой деятельности детей, формирование положительной установки дошкольников на участие в совместной творческой продуктивной деятельности, воспитание внимательного и бережного отношения к природе.
Материал: иллюстрации с изображением березовой рощи, цветущей черёмухи, сирени, скворца около скворечника, цветная бумага, ножницы, большой лист бумаги (ватман), затонированный голубым и зелёным цветом.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Целевые ориентиры дошкольного образования:любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выражает свои эмоции при проведении игр, любит и интересуется природой, интересуется изобразительной деятельностью.
Содержание организованной деятельности.
Игровая обучающая ситуация:
С помощью мимики, жестов и позы дошкольники изображают своё «настроение». Педагог помогает им подарить друг другу хорошее настроение с помощью речёвки: «Здравствуй, друг! Как ты тут? Улыбнись ты мне, а я тебе!»
Вводная беседа с дошкольниками по вопросам:
Какие изменения произошли в природе в мае? Какая сегодня погода, что нового заметили вокруг? Можно ли сказать, что природа в мае проснулась, ожила и готова встретить красное лето? Какие признаки об этом говорят? Как изменились растения в мае?
Педагог читает стихотворение, а дети должны вспомнить и назвать приметы весны, о которых в нем говорится:
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из- под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
Загадки
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.
(Ответ: гроза.)
Меня ждут не дождутся.
Как увидят - разбегутся.
(Ответ: дождь.)
Крашеное коромысло
Над рекою повисло.
(Ответ: радуга.)
Летела стрела,
Упала в лебеду.
Ищу - не найду.
(Ответ: молния.)
Педагог. Мы листаем календарь. Вот и наступил май. У него много народных прозвищ и поэтических образов: юность года, зенит весны и ее венец, торжество весны зеленой, месяц дождей, месяц лесных сказок и весна зеленого шума. Май - сердце весны. Снег уже сошел, только в самых глухих лесных чащах еще сохранились его остатки. Солнце поднимается высоко и греет землю. Дует теплый ветер, по голубому небу плывут, как лебеди, белые облака. В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают проснувшуюся землю, и природа оживает: ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов. Деревья и кусты, травы и цветы пьют теплые капли. После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.
Педагог предлагает дошкольникам вспомнить народные игры.
Проводится игра-хоровод «Веснянка».
Педагог.Про весну народ говорит: "Весна цветами красна". В народе май нередко называют "цветень". Как выдумаете, почему? В мае в лесу и садах цветет много цветов.
В мае распускаются ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, береза, сосна, черемуха, сирень. Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады - цветут яблони, вишни, сливы.
Цвети, черемуха, душистая, цвети!
По ветру, разметав соцветий пряди.
Словно царевна в свадебном наряде,
Зелеными шелками шелести.
И пусть никто не занесет топор,
Тебя не срубит и не искалечит,
И не сомнет твой праздничный убор –
Убор весны-царевны подвенечный.
Педагог показывает иллюстрацию цветущей черёмухи.
Педагог.Дети, что означает выражение "убор весны-царевны подвенечный"? В садах деревья цветут- белыми цветами, поэтому весна, как невеста, вся в белом наряде. В мае весна для поэта, "словно царевна в свадебном наряде".
Май - важный месяц, от него зависит урожай. Холода в мае не опасны и даже желательны, если они не превращаются в губительные для молодой растительности морозы. Недаром в народе говорят: «Май холодный – не будешь голодный», «Майский день год кормит».
В мае готовят грядки, сеют морковь, свеклу, сажают лук, картофель, капусту, огурцы. А что мы с вами посадили на огороде? (Лук, горох)
Проводится физминутка – психоэтюд «Травинки»:
Считалкой выбирают «наблюдателя» , остальные дети – «травинки» . Задача «наблюдателя» определить лучшую "травинку", т. е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания педагога. "Наблюдатель" не только называет лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится "наблюдателем". Игру можно повторить 2-3 раза, пока к ней будет сохраняться интерес.
Задания для игры:
- поднять руки медленно вверх через стороны;
- потянуться, как травинка тянется навстречу солнечному теплу;
- глазами "нарисовать" солнышко, которое греет травинку;
- покачаться, как "травинка" на ветру, сначала из стороны в сторону, вперед-назад; ветер усиливается - сильнее раскачиваться из стороны в сторону, вперед-назад; ветер стих - замереть;
- ветер усиливается - вновь сильно раскачиваться; ветер затихает - потянуться, опустить руки.
Педагог.Еще в народе май называют "песенником". Из дальних стран прилетают к нам перелетные птицы и поют, заливаются, щебечут в лесах, лугах и полях. Самый лучший певец - соловей. В народе говорят: "Малая птичка соловей, а май знает". Соловьи любят строить гнезда в зеленых зарослях черемухи, ивы возле рек и ручьев, в оврагах. Кукует в лесу кукушка, звенят зяблики, свистит иволга.
Педагог включает для прослушивания запись на диске «Голоса леса».
Педагог. Вода в реках, озёрах и прудах прогревается, и болотные «Певцы» - лягушки громко квакают, поют «свадебные песни». У зверей продолжается линька, мех становится короче и его цвет больше подходит к весенне – летней окраске леса. Есть даже такая загадка: «Зимой белый, летом – серый». Отгадайте, про кого это? (Про зайца). У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи появляются малыши.
Проводится игра «Огородник и воробей».
Выбираются огородник и воробей, остальные образуют круг, берутся за руки. Огородник поет: "Эй, воробей, не клюй моихконопель, ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за эту коноплю тебе ножку перебью". Огородник бежит ловить воробья. Дети воробья впускают в круги выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. Поймав воробья, огородник меняется с ним местами или выбираются «новые» огородник и воробей.
Педагог. В мае также расцветают разноцветные тюльпаны.
Педагог предлагает ребятам выполнить полянку с тюльпанами с помощью техники оригами. Проводится показ и объяснение воспитателя. Дети самостоятельно выполняют работу, а затем по очереди наклеивают свои тюльпаны на заранее подготовленный лист ватмана.
Рефлексия.
О каком месяце весны мы с вами беседовали? Как называют май в народе? (песенником, май – сердце весны, «цветень») Полюбуйтесь нашей разноцветной полянкой тюльпанов. Какая она яркая, солнечная, красивая!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".
На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ: «Свойства и признаки воды»
Цель:Знакомство со свойствами воды....
Занятие с детьми средней группы "Зима и ее признаки".
Регламентированная деятельность с детьми 3-4 лет"Зима и ее признаки". Совместная деятельность воспитателя с детьмии с использованием современных образовательных технологий, в п...
Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн
Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...
Признаки предметов. Классификация предметов по существенным признакам
Открытое занятие по развитию элементарных математических представлений...
Для родителей. Как рассказать ребенку о трех признаках? Как найти три признака.
Консультация для родителей о том как объяснить ребёнку...
Признаки устойчивой ясной погоды, признаки ухудшения погоды
используя наблюдения, приметы, растения-барометры...