ООД "хАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ МАЯ"
план-конспект занятия (старшая группа)

Cибирёва Елена Николаевна

Беседа в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_may.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Характерные признаки мая»

Старшая группа

Задачи:формирование представлений у детей о характерных признаках мая, приметах весны, знакомство с народным земледельческим календарем и праздниками мая, активизация речевой деятельности детей, формирование положительной установки дошкольников на участие в совместной творческой продуктивной деятельности, воспитание внимательного и бережного отношения к природе.

Материал: иллюстрации с изображением березовой рощи, цветущей черёмухи, сирени, скворца около скворечника, цветная бумага, ножницы, большой лист бумаги (ватман), затонированный голубым и зелёным цветом.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Целевые ориентиры дошкольного образования:любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выражает свои эмоции при проведении игр, любит и интересуется природой, интересуется изобразительной деятельностью.

Содержание организованной деятельности.

Игровая обучающая ситуация:

С помощью мимики, жестов и позы дошкольники изображают своё «настроение». Педагог помогает им подарить друг другу хорошее настроение с помощью речёвки: «Здравствуй, друг! Как ты тут? Улыбнись ты мне, а я тебе!»

Вводная беседа с дошкольниками по вопросам:

Какие изменения произошли в природе в мае? Какая сегодня погода, что нового заметили вокруг? Можно ли сказать, что природа в мае проснулась, ожила и готова встретить красное лето? Какие признаки об этом говорят? Как изменились растения в мае?

Педагог читает стихотворение, а дети должны вспомнить и назвать приметы весны, о которых в нем говорится:

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

 Дружно гонят по дорогам

 Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

 Согревают все вокруг.

Из- под хвои и травинок

 Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

 Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

 Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

Загадки

Нашумела, нагремела,

 Все промыла и ушла.

 И сады и огороды

 Всей округи полила.

(Ответ: гроза.)

Меня ждут не дождутся.

Как увидят - разбегутся.

(Ответ: дождь.)

Крашеное коромысло

Над рекою повисло.

(Ответ: радуга.)

Летела стрела,

 Упала в лебеду.

Ищу - не найду.

(Ответ: молния.)

Педагог. Мы листаем календарь. Вот и наступил май. У него много народных прозвищ и поэтических образов: юность года, зенит весны и ее венец, торжество весны зеленой, месяц дождей, месяц лесных сказок и весна зеленого шума. Май - сердце весны. Снег уже сошел, только в самых глухих лесных чащах еще сохранились его остатки. Солнце поднимается высоко и греет землю. Дует теплый ветер, по голубому небу плывут, как лебеди, белые облака. В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают проснувшуюся землю, и природа оживает: ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов. Деревья и кусты, травы и цветы пьют теплые капли. После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.

Педагог предлагает дошкольникам вспомнить народные игры.

Проводится игра-хоровод «Веснянка».

Педагог.Про весну народ говорит: "Весна цветами красна". В народе май нередко называют "цветень". Как выдумаете, почему? В мае в лесу и садах цветет много цветов.

В мае распускаются ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, береза, сосна, черемуха, сирень. Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады - цветут яблони, вишни, сливы.

Цвети, черемуха, душистая, цвети!

 По ветру, разметав соцветий пряди.

 Словно царевна в свадебном наряде,

Зелеными шелками шелести.

 И пусть никто не занесет топор,

Тебя не срубит и не искалечит,

И не сомнет твой праздничный убор –

 Убор весны-царевны подвенечный.        

Педагог показывает иллюстрацию цветущей черёмухи.

Педагог.Дети, что означает выражение "убор весны-царевны подвенечный"? В садах деревья цветут- белыми цветами, поэтому весна, как невеста, вся в белом наряде. В мае весна для поэта, "словно царевна в свадебном наряде".

Май - важный месяц, от него зависит урожай. Холода в мае не опасны и даже желательны, если они не превращаются в губительные для молодой растительности морозы. Недаром в народе говорят: «Май холодный – не будешь голодный», «Майский день год кормит».

В мае готовят грядки, сеют морковь, свеклу, сажают лук, картофель, капусту, огурцы. А что мы с вами посадили на огороде? (Лук, горох)

Проводится физминутка – психоэтюд «Травинки»:

Считалкой выбирают «наблюдателя» , остальные дети – «травинки» . Задача «наблюдателя» определить лучшую "травинку", т. е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания педагога. "Наблюдатель" не только называет лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится "наблюдателем". Игру можно повторить 2-3 раза, пока к ней будет сохраняться интерес.

Задания для игры:

  • поднять руки медленно вверх через стороны;
  • потянуться, как травинка тянется навстречу солнечному теплу;
  • глазами "нарисовать" солнышко, которое греет травинку;
  • покачаться, как "травинка" на ветру, сначала из стороны в сторону, вперед-назад; ветер усиливается - сильнее раскачиваться из стороны в сторону, вперед-назад; ветер стих - замереть;
  • ветер усиливается - вновь сильно раскачиваться; ветер затихает - потянуться, опустить руки.

Педагог.Еще в народе май называют "песенником". Из дальних стран прилетают к нам перелетные птицы и поют, заливаются, щебечут в лесах, лугах и полях. Самый лучший певец - соловей. В народе говорят: "Малая птичка соловей, а май знает". Соловьи любят строить гнезда в зеленых зарослях черемухи, ивы возле рек и ручьев, в оврагах. Кукует в лесу кукушка, звенят зяблики, свистит иволга.

Педагог включает для прослушивания запись на диске «Голоса леса».

Педагог. Вода в реках, озёрах и прудах прогревается, и болотные «Певцы» - лягушки громко квакают, поют «свадебные песни». У зверей продолжается линька, мех становится короче и его цвет больше подходит к весенне – летней окраске леса. Есть даже такая загадка: «Зимой белый, летом – серый». Отгадайте, про кого это? (Про зайца). У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи появляются малыши.

Проводится игра «Огородник и воробей».

Выбираются огородник и воробей, остальные образуют круг, берутся за руки. Огородник поет: "Эй, воробей, не клюй моихконопель, ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за эту коноплю тебе ножку перебью". Огородник бежит ловить воробья. Дети воробья впускают в круги выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. Поймав воробья, огородник меняется с ним местами или выбираются «новые» огородник и воробей.

Педагог. В мае также расцветают разноцветные тюльпаны.

Педагог предлагает ребятам выполнить полянку с тюльпанами с помощью техники оригами. Проводится показ и объяснение воспитателя. Дети самостоятельно выполняют работу, а затем по очереди наклеивают свои тюльпаны на заранее подготовленный лист ватмана.

Рефлексия.

О каком месяце весны  мы с вами беседовали? Как называют май в народе? (песенником, май – сердце весны, «цветень») Полюбуйтесь нашей разноцветной полянкой тюльпанов. Какая она яркая, солнечная, красивая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ: «Свойства и признаки воды»

Цель:Знакомство со свойствами воды....

Занятие с детьми средней группы "Зима и ее признаки".

Регламентированная  деятельность с детьми 3-4 лет"Зима и ее признаки".  Совместная деятельность воспитателя с детьмии с использованием современных  образовательных технологий, в п...

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал:  карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

Признаки предметов. Классификация предметов по существенным признакам

Открытое занятие по развитию элементарных математических представлений...

Для родителей. Как рассказать ребенку о трех признаках? Как найти три признака.

Консультация для родителей о том как объяснить ребёнку...

Признаки устойчивой ясной погоды, признаки ухудшения погоды

используя наблюдения, приметы, растения-барометры...