Компетентностный подход в дошкольном образовании.
консультация

Маликова Хабира Исмагиловна

В дошкольном образовании постепенно завоевывает позиции компетентностный подход. В отличие от традиционного, данный подход в образовании акцентирует внимание на результате обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность ребенка действовать в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в дошкольном образовании.

Подготовила: Маликова Х.И.

В дошкольном образовании постепенно завоевывает позиции компетентностный подход. В отличие от традиционного, данный подход в образовании акцентирует внимание на результате обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность ребенка действовать в различных ситуациях.

Рассмотрим несколько общепринятых определений компетенции и компетентности:

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ребенка и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Изменения касаются всей системы образования, в том числе и ее первой ступени – дошкольного образования. В настоящее время значительно изменились взгляды на дошкольного детство и его значимость для успешного развития человека. Именно поэтому осуществляется постоянный поиск инновационных методик и технологий, способных обеспечить формирование и развитие у детей фундаментальных компетенций личности. В связи с чем, организация эффективного компетентностного подхода является одной из первоочередных задач ДОУ.

Компетентности формируются в процессе обучения, однако не только в детском саду, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребенок. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.).

Содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста:

Технологическая компетентность — готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности. Формирование у дошкольников представлений о предметах, их свойствах и усвоение соответствующих понятий происходит в большей степени как результат личного опыта ребенка (хотя и полученного под воздействием обучения). А дошкольный возраст сензитивен к становлению и развитию ребенка как субъекта собственной деятельности, что позволяет говорить о формировании у него технологической (деятельностной) компетентности.

Ключевым словом в определении технологической компетентности является «деятельность», следовательно, содержанием технологической компетентности будут являться следующие технологические умения:

- умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;

- умение планировать этапы своей деятельности; умение понимать

 и выполнять алгоритм действий;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;

- умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т. д.);

- умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;

- умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;

- умение организовать рабочее место;

- умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Информационная компетентность представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

У ребенка дошкольного возраста есть достаточно возможностей для получения и переработки сведений (информации, ощущений – знаний) через использование им различных источников информации. А сензитивность дошкольного периода для развития ребенка как субъекта собственной деятельности свидетельствует о своевременности формирования у него информационной компетентности.

В содержании информационной компетентности выделяют следующие информационные умения ребенка дошкольного возраста:

- умение ориентироваться в некоторых источниках информации;

- умение делать выводы из полученной информации;

- умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности; умение задавать вопросы на интересующую тему;

- умение получать информацию, используя некоторые источники;

- умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Социально-коммуникативная компетентность выступает как готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

У ребенка дошкольного возраста есть психические возможности для осуществления коммуникации, установления, поддержания контактов с разными социальными группами в разных контекстах, т. е. для реализации социально-коммуникативной компетентности. А благоприятствование дошкольного периода для развития ребенка как субъекта социальных, а значит, и коммуникативных отношений свидетельствует о своевременности формирования у него социально-коммуникативной компетентности.

Содержанием социально-коммуникативной компетентности выступают следующие социально-коммуникативные умения: 

- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении;

- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

-  умение спокойно отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

- умение принимать участие в коллективных делах;

-  умение уважительно относиться к окружающим людям;

- умение принимать и оказывать помощь;

- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Таким образом, при компетентностном подходе проблема качества дошкольного образования ставится и решается не только с точки зрения знаний, усвоенными дети, а еще с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетентностей.

Рассмотрим психолого-педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного образования в ДОУ:

- субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;

- формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка,

- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы мониторинга, развивающая предметная среда;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), т. е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

- вовлечение семьи.

Таким образом, применяя в своей деятельности компетентностный подход, педагог прежде всего развивает личность, социализирует ребенка, формирует у него способность регулировать свои действия и умения рефлексировать то, что в свою очередь, будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни. В условиях реализации ФГОС, осуществление компетентностного подхода в дошкольном образовании является одной из ключевых задач и требует создания новых форм и видов взаимодействия взрослых (воспитателей, родителей, педагогов) с детьми и друг с другом для обеспечения наиболее полного, многогранного и свободного контакта.

Использованная литература:

1.Анфисова Светлана Евгеньевна Особенности компетентностно-ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возраста // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №116.

2.Иванов Д. Л., Митрофанов К. Г., Соколов О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005. 101 с.

3.Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы / под ред. С. Е. Шишова. М., 2001. 242 с.

4.Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.

5.Теория и практика высшего педагогического образования: межвузовский сборник научных трудов / под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. 117 с.

6.Тубельский А. Н. Детско-взрослые сообщества как субъект компетентностного содержания образования

Информация с сайта: https://spravochnick.ru/pedagogika/realizaciya_kompetentnostnogo_podhoda_v_doshkolnom_obrazovanii/ .
Со страницы: https://spravochnick.ru/pedagogika/realizaciya_kompetentnostnogo_podhoda_v_doshkolnom_obrazovanii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностный подход в дошкольном образовании.

Концепция личностного подхода в дошкольном  образовании....

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье раскрываются основные положения компетентностного подхода применительно к дошкольному образованию....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".

Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....

Компетентностный подход в дошкольном образовании

Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Эти изменения предполагают ответную реакцию на них со стороны одного из важнейших элементов системы образования – дошкольног...

«Компетентностный подход в дополнительном образовании»

«Компетентностный подход в дополнительном образовании»«Компетентностный подход в дополнительном образовании»...

Компетентностный подход в дошкольном образовании

Современные изменения в обществе, возрастающие потребности к личности человека и его качествам, не могут не отразиться на требованиях, предъявляемых к образованию. Изменения касаются всей системы обра...

Тема: «Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении».

Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично.  Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит переоценка традиционных взглядов на природу детского развития...