Компетентностный подход в дошкольном образовании
презентация
Современные изменения в обществе, возрастающие потребности к личности человека и его качествам, не могут не отразиться на требованиях, предъявляемых к образованию. Изменения касаются всей системы образования, в том числе и ее первой ступени – дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_doshkolnom_obrazovanii.pptx | 533.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компетентность является состоявшимся качеством личности, которое представляет собой совокупность качеств учащегося и минимальный практический опыт деятельности в определенной сфере. Современные изменения в обществе, возрастающие потребности к личности человека и его качествам, не могут не отразиться на требованиях, предъявляемых к образованию. Изменения касаются всей системы образования, в том числе и ее первой ступени – дошкольного образования.
Организация эффективного компетентностного подхода является одной из первоочередных задач ДОУ. В настоящее время значительно изменились взгляды на дошкольного детство и его значимость для успешного развития человека. Именно поэтому осуществляется постоянный поиск инновационных методик и технологий, способных обеспечить формирование и развитие у детей фундаментальных компетенций личности. Компетентностный подход в дошкольном образовании – это одна из приоритетных задач дошкольного образования, направленная на формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей личности.
Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста в рамках ДОУ осуществляется посредством: организации различных видов деятельности (совместной и самостоятельной, трудовой, игровой, исследовательской и т.д.); организации разнообразных ситуаций, направленных на проживание ребенком и приобретение им необходимого практического и жизненного опыта; организации ситуаций, направленных на успешную адаптацию ребенка в современном социуме.
Инновационные установки дошкольного образования формулируют следующие утверждения: Компетентностный подход – это проявление и обновление содержания дошкольного образования, в соответствии с изменениями социально-экономической реальности. Компетентностный подход является обобщенным условием способности человека успешно взаимодействовать с окружающими. Компетентностный подход – представляет собой одно из радикальных средств модернизации системы дошкольного образования.
Структура компетентностного подхода: Технологическая компетентность: ориентироваться в новой или нестандартной обстановке (ситуации); планировать собственную деятельность; понимать и правильно выполнять необходимый алгоритм действий; правильно выбирать эффективные и приемлемые в зависимости от ситуации способы действия; устанавливать причинно-следственные связи; эффективность пользоваться способами преобразования; осознанно понимать и принимать задания, которые предлагаются для выполнения; принимать верные решения в сложных жизненных и иных ситуациях; оптимально распоряжаться собственным временем, организовывать собственное рабочее место; доводить начатое дело до логического конца.
2. Информационная компетентность: ориентироваться в многочисленных источниках информации, продуктивно работать с ними, вне зависимости от вида источника (книги, интернет и т.д.); правильно понимать значимость полученной информации для осуществления собственной деятельности; четко и логично задавать вопросы; адекватно оценивать собственное поведение, привычки и т.д Структура компетентностного подхода:
3. Социально-коммуникативная компетентность: понимание эмоционального состояния окружающих; получение необходимой информации через общение; умение вести диалог, грамотно и логично излагать собственные мысли, выслушивать собеседников, проявлять уместные эмоции; отстаивание своего мнение, аргументировано оппонировать собеседнику; активное участие в делах коллектива, общества и государства; уважительное отношение к окружающим, стремление при необходимости прийти на помощь; умение гасить конфликты в самом начале их возникновения, спокойно реагировать на провокации. Структура компетентностного подхода:
Основные методы и технологии реализации компетентностного подхода, используемые в системе дошкольного образования: Технология метода проектов – направлена на формирование у воспитанников одновременно всех трех компетентностей. Основой технологии является познавательная деятельность детей, направленная на получение запланированного результата. Технология развивающих игр – предусматривает перестройку образовательной деятельности с традиционных занятий к познавательной игровой деятельности, которую организует воспитатель. Основой технологии является моделирование творческого процесса, протекающего в благоприятной психологической атмосфере, позволяющей ребенку раскрыться.
3. Технология художественно-творческого развития – предусматривает использование в образовательном процессе творческого потенциала детей, выраженного в произведениях искусства (рисование, лепка, аппликация) 4. Технология элементарного детского экспериментирования – предусматривает проведение простых экспериментов, в совместной с педагогом деятельности (эксперименты с водой, песком и т.д .). 5. Технология проблемного обучения – предполагает разработку и предложение детям определенной проблемной ситуации, которую они должны разрешить самостоятельно, либо совместно с педагогом. В процессе решения проблемы детьми раскрываются научные факты, теории и т.д., тем самым приобретаются новые знания и умения. Основные методы и технологии реализации компетентностного подхода, используемые в системе дошкольного образования:
Таким образом, применяя в своей деятельности компетентностный подход, педагог прежде всего развивает личность, социализирует ребенка, формирует у него способность регулировать свои действия и умения рефлексировать то, что в свою очередь, будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностный подход в дошкольном образовании.
Концепция личностного подхода в дошкольном образовании....
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье раскрываются основные положения компетентностного подхода применительно к дошкольному образованию....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".
Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....
Компетентностный подход в дошкольном образовании
Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Эти изменения предполагают ответную реакцию на них со стороны одного из важнейших элементов системы образования – дошкольног...
«Компетентностный подход в дополнительном образовании»
«Компетентностный подход в дополнительном образовании»«Компетентностный подход в дополнительном образовании»...
Компетентностный подход в дошкольном образовании.
В дошкольном образовании постепенно завоевывает позиции компетентностный подход. В отличие от традиционного, данный подход в образовании акцентирует внимание на результате обучения, причем в качестве ...
Тема: «Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении».
Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит переоценка традиционных взглядов на природу детского развития...