Компетентностный подход в дошкольном образовании
статья на тему
Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Эти изменения предполагают ответную реакцию на них со стороны одного из важнейших элементов системы образования – дошкольного образовательного учреждения. Развитие данной системы определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит ломка традиционных взглядов на природу детского развития, ребенок постепенно превращается в субъекта собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного качества. Все это требует обновления подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением, поиска путей развития образования через создание новой практики дошкольного образования, внедрение научно-методических разработок, рассматривающих инновационную деятельность, обеспечивающую формирование ключевых компетентностей детей раннего и дошкольного возраста. Поэтому очень важной является проблема реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_doshkolnom_obrazovanii._ratovskaya.odt | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в дошкольном образовании.
Автор: Ратовская Ю.В. , воспитатель ГБДОУ №36
Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
В школьном и дошкольном образовании постепенно завоевывает позиции компетентностный подход, возникший при обучении взрослых в системе профессионального и общего образования. Его появление было, по мнению Д. А. Иванова попыткой привести массовую школу в соответствие с потребностями рынка труда. В отличие от традиционного, данный подход в образовании акцентирует внимание на результате обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Рассмотрим несколько общепринятых определений компетенции и компетентности:
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. ()
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
С.Е Шишов ввел в отечественную педагогику следующее понятие компетенции: это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению; это способность установить связь между знанием и ситуацией, … , найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы.
Понятие компетентности шире понятия знания, умения или навыка, оно включает их в себя. В структуре компетентности выделяют не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую (результаты обучения как личностные достижения), но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую (систему ценностных ориентаций, привычки, ответственности за совершенные действия и т.д).
Компетентности формируются в процессе обучения, однако не только в школе или в детском саду, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребенок. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.).
Предлагаю вашему вниманию содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста.
Технологическая компетентность — готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности. Формирование у дошкольников представлений о предметах, их свойствах и усвоение соответствующих понятий происходит в большей степени как результат личного опыта ребенка (хотя и полученного под воздействием обучения). А дошкольный возраст сензитивен к становлению и развитию ребенка как субъекта собственной деятельности, что позволяет говорить о формировании у него технологической (деятельностной) компетентности.
Ключевым словом в определении технологической компетентности является «деятельность», следовательно, содержанием технологической компетентности будут являться следующие технологические умения: умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации; умение планировать этапы своей деятельности; умение понимать
и выполнять алгоритм действий; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов; умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии
и т. д.); умение понимать и принимать задание и предложение взрослого; умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях; умение организовать рабочее место; умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Информационная компетентность представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
У ребенка дошкольного возраста есть достаточно возможностей для получения и переработки сведений (информации, ощущений – знаний) через использование им различных источников информации. А сензитивность дошкольного периода для развития ребенка как субъекта собственной деятельности свидетельствует о своевременности формирования у него информационной компетентности.
В содержании информационной компетентности выделяют следующие информационные умения ребенка дошкольного возраста: умение ориентироваться в некоторых источниках информации; умение делать выводы из полученной информации; умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности; умение задавать вопросы на интересующую тему; умение получать информацию, используя некоторые источники; умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Социально-коммуникативная компетентность выступает как готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
У ребенка дошкольного возраста есть психические возможности для осуществления коммуникации, установления, поддержания контактов с разными социальными группами в разных контекстах, т. е. для реализации социально-коммуникативной компетентности. А благоприятствование дошкольного периода для развития ребенка как субъекта социальных, а значит, и коммуникативных отношений свидетельствует о своевременности формирования у него социально-коммуникативной компетентности.
Содержанием социально-коммуникативной компетентности выступают следующие социально-коммуникативные умения: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; умение принимать участие в коллективных делах; умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Таким образом, при компетентностном подходе проблема качества дошкольного образования ставится и решается не только с точки зрения знаний, усвоенными дети, а еще с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетентностей.
Рассмотрим психолого-педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного образования в ДОУ:
- субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;
- формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка,
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы мониторинга, развивающая предметная среда;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), т. е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- вовлечение семьи.
Таким образом, можно отметить, что, в условиях реализации ФГОС, осуществление компетентностного подхода в дошкольном образовании является одной из ключевых задач и требует создания новых форм и видов взаимодействия взрослых (воспитателей, родителей, персонала ГБДОУ и тд) с детьми и друг с другом для обеспечения наиболее полного, поливариантного и свободного контакта.
Использованная литература:
1.Анфисова Светлана Евгеньевна Особенности компетентностно-ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возраста // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №116.
2.Иванов Д. Л., Митрофанов К. Г., Соколов О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005. 101 с.
3.Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы / под ред. С. Е. Шишова. М., 2001. 242 с.
4.Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.
5.Теория и практика высшего педагогического образования: межвузовский сборник научных трудов / под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. 117 с.
6.Тубельский А. Н. Детско-взрослые сообщества как субъект компетентностного содержания образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностный подход в дошкольном образовании.
Концепция личностного подхода в дошкольном образовании....
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье раскрываются основные положения компетентностного подхода применительно к дошкольному образованию....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".
Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....
«Компетентностный подход в дополнительном образовании»
«Компетентностный подход в дополнительном образовании»«Компетентностный подход в дополнительном образовании»...
Компетентностный подход в дошкольном образовании
Современные изменения в обществе, возрастающие потребности к личности человека и его качествам, не могут не отразиться на требованиях, предъявляемых к образованию. Изменения касаются всей системы обра...
Компетентностный подход в дошкольном образовании.
В дошкольном образовании постепенно завоевывает позиции компетентностный подход. В отличие от традиционного, данный подход в образовании акцентирует внимание на результате обучения, причем в качестве ...
Тема: «Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении».
Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит переоценка традиционных взглядов на природу детского развития...