«Использование проблемно – игровых ситуаций в работе с детьми»
материал

Дерябина Людмила Алексеевна

материал из опыта работы «Использование проблемно – игровых ситуаций в работе с детьми"  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Доклад по теме:

«Использование проблемно – игровых ситуаций в работе с детьми»

 (из опыта работы)

Подготовила воспитатель:

Дерябина Л.А.

2021 г.

        

«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют». С.Л.Рубинштейн

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно развивать.

В своей работе я использую разнообразные приемы активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций. 

Решение проблемных ситуаций считаю одним из главных приёмов при обучении детей.  Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. Таковой является проблемная ситуация, в которой на основе практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.  

Требования к проблемным образовательным ситуациям:

  • Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
  • Проблема должна соответствовать той информации, которую познаёт обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию;
  • Ситуация должна создавать некоторую трудность в её решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребности в её решении;
  • Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.

     Процесс постановки и решения проблемной ситуации включает в себя следующие этапы:

  • Постановка, формулирование проблемы;
  • Выдвижение предположений;
  • Выбор, проверка, обоснование гипотез;
  • Проведение итогов, вывод.

Проблемно-игровая образовательная ситуация помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Она должна отвечать возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный настрой.

Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности - игровой, трудовой и учебной.

Применение проблемных ситуаций помогает воспитателю:

  • Формировать у детей самостоятельное, творческое мышление;
  • Быть активными, наблюдательными и общительными;
  • Развивать познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Проблемно-игровые образовательные ситуации использовала в разнообразных формах взаимодействия с детьми:

- ситуативный разговор с детьми;

-рассказ;

- беседа;

- дежурство;

- наблюдение;

- исследовательская деятельность;

- экскурсия;

- экспериментирование;

- чтение;

- игра-экспериментирование;

- конструктивная деятельность;

- развивающая игра;

- сюжетно-ролевая игра.

Эти формы работы включала в разные временные периоды. Утро благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, небольших рассказов, эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы. Например, можно обсудить: - почему было скользко идти в детский сад утром; - в связи с чем, появляется ледяной наст, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе. Например, изучая свойства льда, создавала проблемно-игровую ситуацию: пришел в гости к детям расстроенный Крош. Зимой они с Нюшой весь вечер весело скользили по ледяным дорожкам. Придя на участок на следующее утро, разбежавшись на дорожке, они не покатились, а упали. Почему? Что случилось с ледяной дорожкой? Что нужно сделать, чтобы опять весело скользить по дорожкам?

В ходе сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» проблемно-игровая ситуация - Нужно срочно искупать малыша, но из крана течёт только горячая вода. Как быстро охладить воду? (Ответ: поставить ёмкость с водой в холодное место, переливать из одной посуды в другую, положить в воду лёд)

Проблемно-игровые образовательные ситуации применяла для развития представления о времени у детей в ходе непрерывно образовательной деятельности: - Пяточку хочет пригласить к себе на день рождение Вини Пуха. Но он не знает, сколько дней ему ждать до дня рождения. Сегодня вторник, а день рождения у него в пятницу. Как помочь Пяточку? В детском саду дети сталкиваются с многочисленными вопросами, которые побуждают их к математическому мышлению. Как разделить строительный материал между детьми, чтобы не ссориться. Это является примером сравнения одного множества с другим и оценка количества единиц множества.

В своей работе для развития познавательной деятельности часто использовала игры-путешествия «Вместе с Лунтиком», «Вместе со Смешариками» - решение задач, знакомство со свойствами соли; образы героев сказок Незнайки, Чиполлино, Айболита, Карлсона, Например: Дети рассматривают посаженные одну – две недели назад зеленые луковицы, измеряя длину зеленых ростков. Появляется Копатыч. В руках у него коробочка, где он посадил лук. Дети замечают, что ростки у луковицы маленькие, изогнутые, желтого цвета. Все недоумевают. Выясняют почему? И как исправить ситуацию? Совместная работа детей в подгруппе, проговаривание условий и способов решения, объяснения партнерам своего варианта, выслушивание возражений, аргументация своих доводов, соединение отдельных элементов, предложенных разными детьми, в единое целое - все это рождало новый подход к решению проблемной ситуации.

По уходу за комнатными растениями в уголке природы проблемные образовательные ситуации могут вытекать из опыта и наблюдения и решаться путем проведения опыта. Например: - Карлсон, пролетая мимо окна детского сада, удивился, почему растения опустили листики? А вы, ребята, как думаете? (Если вовремя не полить растения, то одни начинают опускать листики, вянуть) Почему кактус в частом поливе не нуждается и без воды не вянет?»

На прогулке с детьми проводила наблюдения, экскурсии, исследовательскую деятельность, игры-экспериментирования. Игры – экспериментирования помогают детям строить предположения, высказывать свои догадки. Чтобы прогулка принесла пользу детям, организовывала элементарную поисковую деятельность, направленную на решение проблемных ситуаций. В зимнее время уместно сооружение построек из снега, опыты со снегом. - Откуда появилась вода на крыше? - Куда девается снег весной? Возвращаясь с прогулки, предложила подумать: «Почему промокли наши варежки?» Откуда взялась вода, если на улице снег? Отвечая на эти вопросы, дети подготавливаются к решению проблемных ситуаций.

Во время проведения проекта «Волшебница соль» вытекали следующие проблемно-игровые ситуации: - Почему яйцо плавает в соленой воде, а в пресной тонет? Мы попали на остров, кругом соленая вода. Где взять пресной воды? Продумывание способа решения и его осуществления позволяло и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой «работе». Из проведенных опытов, находили способы решения образовательных ситуаций. 

Во второй половине дня с детьми организовывала строительные, сюжетно-ролевые игры «Почта», «Кафе - Лакомка», игры-путешествия «Путешествие на планету…», «Кругосветное путешествие на корабле». В них решались проблемно-игровые ситуации: - Новый год, как поздравить родных с праздником? – Нам на группу пришло письмо, чтобы отгадать что в нем написано, нужно назвать все планеты и т. д. Игровые роли в каждой подгруппе распределялись свободно, как и во многих других играх, и зависели от инициативы детей, от их осведомленности и гибкости мышления.

Используя образовательные ситуации, отходя от традиционных занятий по предлагаемому образцу, создавала условия раскрепощенности, позволяющие ребенку раскрыть свое внутреннее состояние.

В такой совместной работе закладывалась мотивационная база дальнейшего развития личности, формировался познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявлялась интеллектуальная активность. В ходе игры осуществляла индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка. Благодаря проблемно-игровым образовательным ситуациям удавалось сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей группы.

        В начале их увлекали только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей появился интерес и к самому предмету обучения.

Использование игровых проблемно – практических ситуаций имеет свои достоинства:

- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;

- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;

- исчезновение боязни, ошибок;

- возникновение «вкуса» к процессу познания.

Необходимо, чтобы жизнь детей в группе была наполнена событиями, поддерживались бы детские «фантазии» и идеи, и каждый ребенок мог включиться в эту интересную деятельность, проявить свою смекалку, творчество и инициативу, стать активным субъектом детского творчества.

Таким образом, проблемная-игровая ситуация, является инновационным направлением в технологи проблемного обучения, сочетает в себе все необходимые компоненты для индивидуальной работы гармоничного развития ребенка.

Памятка воспитателю по использования и организации игровых обучающих ситуации в работе с детьми дошкольного возраста.
       На каждом этапе развития ребенка следует представлять детям игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

   Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

 Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
     Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: «Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию»

Из опыта работы:"Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию"...

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели»

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели» Цель: дать возможность детям применить в решении проблемно-игро...

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели»

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели» Цель: дать возможность детям применить в решении проблемно-игро...

Конспект основной образовательной деятельности с использованием проблемно - игровых ситуаций по математике в средней группе: «Задачи от Фиксиков»

Эта образовательная деятельность содействует  формированию мышления, памяти, воображению  и других психических  процессов....

Использование проблемно - игровых ситуаций, как средство стимулирования и сохранения здоровья у дошкольников

Использование проблемно - игровых ситуаций, как средство стимулирования и сохранения здоровья у дошкольников...

Особенности использования проблемно-игровых ситуаций для развития интересов детей

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у них творческого мышления, познавательных умений и способностей. С.Л.Рубинштейн писал: «Мышление ...