Использование проблемно - игровых ситуаций, как средство стимулирования и сохранения здоровья у дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
Использование проблемно - игровых ситуаций, как средство стимулирования и сохранения здоровья у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_tsareva_i.v.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 417»
Выступление на тему:
«Использование проблемно – игровых ситуаций, как средство стимулирования и сохранения здоровья у дошкольников»
Выполнила:
Царева Ирина Вячеславовна
воспитатель
2021 г.
Использование проблемно – игровых ситуаций как средство стимулирования и сохранения здоровья у дошкольников
Дошкольный возраст – период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем этот возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Ребенку трудно находиться в каком-то одном виде деятельности, ему хочется проявлять себя сразу несколькими способами, показать тем самым свою умелость, опыт, представления и компетентность.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;
с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра – это одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
В современном дошкольном образовании разработаны и активно используются в практике разнообразные формы непосредственной образовательной деятельности, в основе которых лежат игры и игровые ситуации, легко и естественно мобилизующие скрытые физические и интеллектуальные ресурсы ребенка. Исследования отечественных психологов (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) показывают значимую роль игровой деятельности в развитии здоровья у старших дошкольников, так как в игре не под давлением, а по желанию самих воспитанников происходит многократное повторение образовательного материала в различных его сочетаниях. Таким образом, развитие здоровьесбережения дошкольника в игре позволяет взрослому включить в формирование здоровьесбережения самого ребенка. Кроме того, в игре можно определить круг знаний и умений ребенка, направленных на формирование здорового образа жизни.
Целью работы является формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников через использование проблемно - игровых ситуаций.
Задачи работы:
- Разработать комплекс проблемно - игровых ситуаций по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.
- Создать предметно-развевающую среду для использования проблемно - игровых ситуаций.
- Использовать разнообразныеформы взаимодействия родителями.
Комплекс проблемно - игровых ситуаций, которые были использованы нами с целью актуализации знаний дошкольников о правилах личной гигиены и развитие умению использования полученных знаний на практике, осознание детьми правил правильного и полноценного питания человека и составления у них представления о правилах оказания элементарной медицинской помощи и самопомощи.
Для реализации поставленных задач мы использовали комплекс проблемно - игровых ситуаций, который был поделен на три блока:
1.Блок «Гигиена и здоровье»,
2 Блок «Здоровое питание»,
3 Блок «Охрана жизни и здоровья»
Для всех блоков были разработаны разные виды игр. Так же использовался персонаж Буратино, которому дети помогали научиться основам здорового образа жизни.
1.Блок «Гигиена и здоровье»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель игры: формирование представления о предметах личной гигиены (расческа, мыло, зубная щетка и т.д.)
Материал к игре: Карточки, собранные вперемешку в мешок(булочка, мыло, расческа, карандаш, мел, паста зубная, полотенце ,и.т.д)
Содержание игры: Водящим в данной игре может быть и взрослый, и ребенок. Водящий предлагает достать 1 карточку,он должен назвать предмет и определить его предназначение, после этого ребенок показывает всем детям, что ему попалось.
Настольная игра: «Правила гигиены»
Цель игры: формирование представления о правилах личной гигиены в течение дня.
Материал к игре: раздаточные карты, маленькие карточки с правилами личной гигиены.
Содержание игры: выбираем ведущего, раздаем раздаточные тематические карты(на которых нарисованы части суток: утро, день, вечер, ночь).Ведущий показывает карточку например, изображающую, ребенка, чистящего зубы, ее берет тот ребенок, которому эта карточка подходит.
Дидактическая игра «Буратино – грязнуля»
Цель: Закреплять знания детей о предметах личной гигиены
Дидактическая игра «Перемешанные картинки»
Цель: Закреплять значение и знания о предметах личной гигиены
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель:Закреплять представление детей об одежде, формировать навык одевания/раздевания согласно алгоритму действия.
2 Блок «Здоровое питание»
Игра-общение: «Поправь меня!»
Цель: актуализация и закрепления знаний дошкольников о здоровом питании.
Материал: тематические карточки о продуктах питания.
Содержание: Ребенку предлагается выбрать карточку и рассказать, какой продукт полезный, а какой нет. А в это время все остальные ребята слушают и поправляют, если это необходимо.
«Поварята»
Цель: Дать знания о компонентах входящих в состав блюд для завтрака, обеда и ужина.
«Во фруктовом царстве, в овощном государстве»
Цель: Закреплять знания о зависимости здоровья человека от питания.
3 Блок «Охрана жизни и здоровья»
Игровая ситуация: «Опасно – не опасно»
Цель: обучение детей умению отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; закрепление знания правил безопасного поведения в жизни.
Материал: сюжетные картинки с разными опасными и неопасными ситуациями.
Содержание: Дети делятся на 2-3 команды, каждой команде дается по одной сюжетной карточке, задача детей - определить и объяснить что за ситуация им предложена и как правильно в ней нужно себя вести.
Дидактическая игра «Найди опасные предметы»
Цель: Помочь детям запомнить предметы опасные для жизни и здоровья.
Игра – общение «Если сделаю так..»
Цель: Учить детей находить разные выходы из ситуаций, воспитывать бережное отношение к себе и другим людям.
Настольная игра «Путешествие в страну Здоровья»
Цель: Закреплять представление о том, как сохранить свое здоровье
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью, созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, одно из ведущих мест принадлежит режиму (четкому распорядку жизни детей в течение суток, предусматривающему чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности).
Важную роль в формировании осознанности ребенком ценности здоровья играет поддержание педагогом мотивации здоровьесбережение ребенка, контроль за качеством выполнения здоровьесберегающих правил, поощрительная педагогическая оценка.
Неотъемлемой составляющей процесса формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью и навыков здоровьесберегающего поведения, является развивающая среда группы.
Она представлена:
-центром двигательной активности;
-центром здоровья с познавательным, поисково-экспериментальным, наглядным материалом (об организме человека, правилах личной гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, художественная литература, иллюстрации, развивающие игры, оборудование для опытов);
Путь дошкольного детства ребенок совместно проходит с родителями и воспитателями.
Задача любого дошкольного образовательного учреждения – помочь родителям содействовать развитию и сохранению здоровья ребенка, благополучию семьи. Немаловажным в работе с родителями является стремления педагогов к тому, чтобы поддержать интерес, активность родителей к педагогическим начинаниям в сохранении психического и физического здоровья детей, в единстве требований к воспитанию культуры здоровья ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Были проведены и подготовлены консультации для родителей
- «Здоровый образ жизни ваших детей»
- «Здоровое питание детей»
- «Азбука здоровья»
- Памятка для родителей по здоровому образу жизни
- Буклет «Основные составляющие ЗОЖ»
В дальнейшем планируем провести совместные спортивные развлечения и праздники: «Спортландия – страна здоровья», «Я здоровым стать хочу», «Мама, папа, я – спортивная семья»
Подобные мероприятия, способствуют укреплению здоровья дошкольников, так как совместная деятельность родителей, детей и детского сада, сохранение добрых традиций являются необходимыми условиями для обеспечения здоровья детей на долгие годы.
По итогам работы можно сделать вывод, что дети приобрели основные навыки и на основе этого учится самостоятельно «добывать знания». В проблемной ситуации ребенок ставится перед проблемой и потребностью самостоятельного поиска выхода из неё.
На основании этого можно сказать о том, что игры и проблемно – игровые ситуации могут рассматриваться как средство развития здоровьесберегающего поведения в старшем дошкольном возрасте, поскольку они стимулируют активность дошкольников и способствуют их наиболее эффективному физическому развитию.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу. Продумываем ещё игры и ситуации направленные на здоровый образ жизни. Так же планируем разработать и включить раздел «Культура за столом» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства укрепления и сохранения здоровья детей.
В статье дано описание здоровьесберегающих технологий, которые успешно используют педагоги нашего детского сада в своей работе.Кроме этого дано краткое описание методики применения этих технологий....
Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели»
Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели» Цель: дать возможность детям применить в решении проблемно-игро...
Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели»
Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели» Цель: дать возможность детям применить в решении проблемно-игро...
"Использование проблемно – игровых ситуаций в работе с детьми»
(из опыта работы)...
«Использование проблемно – игровых ситуаций в работе с детьми»
материал из опыта работы «Использование проблемно – игровых ситуаций в работе с детьми"...
Конспект основной образовательной деятельности с использованием проблемно - игровых ситуаций по математике в средней группе: «Задачи от Фиксиков»
Эта образовательная деятельность содействует формированию мышления, памяти, воображению и других психических процессов....
Особенности использования проблемно-игровых ситуаций для развития интересов детей
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у них творческого мышления, познавательных умений и способностей. С.Л.Рубинштейн писал: «Мышление ...