Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на современном этапе
статья

Колесникова Анастасия Шакировна

Главным институтом воспитания ребенка является семья. В семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.Ближе всего к проблемам воспитания детей дошкольного возраста находятся педагоги дошкольной образовательной организации, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Таким образом, полноценное воспитание детей происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольной образовательной организации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на современном этапе

Исполнитель: Колесникова Анастасия Шакировна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 «Ромашка»

Междуреченск 2021

Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на современном этапе

Главным институтом воспитания ребенка является семья. В семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В настоящее время потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Ученые (З.А. Богомолова, Т.А. Данилина,
Т.Н. Доронова и др.) и педагоги-практики отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе социализации ребенка. Современным родителям не хватает времени, компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Ближе всего к проблемам воспитания детей дошкольного возраста находятся педагоги дошкольной образовательной организации, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Таким образом, полноценное воспитание детей происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольной образовательной организации.

Решение проблем семьи напрямую зависит от уровня педагогической культуры родителей. Как показывают исследования ученых, педагогов и психологов, уровень педагогической культуры большинства родителей низок, что негативно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, поэтому необходимо формирование у родителей психолого-педагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком, умений организовать необходимые, благоприятные условия для воспитания и образования ребенка. По мнению Н.В. Микляевой, для этого необходимо:

  • изучение общекультурного уровня родителей, выявление уровня психолого-педагогической грамотности;
  • определение тематики занятий и консультаций по педагогике, психологии, медицине, праву и др. с учетом материалов изучения семей и детей, пожеланий родителей;
  • составление тематики практических занятий с учетом проблем и трудностей обучения и воспитания, развития детей;
  • выявление проблем, трудностей в семейном воспитании, их классификация, соответственно определение групп родителей для организации групповых занятий и консультаций по следующим основаниям: уровню интеллектуального развития родителей; уровню психолого-педагогической грамотности родителей; характеру отношений в семье; проблемам воспитания в семье; уровню развития детей; их состоянию здоровья; характеру заболеваний детей и др.
  • составление тематики, проведение консультаций, занятий с учетом выявленных групп;
  • систематическое проведение индивидуальных консультаций по запросам родителей со специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом и др.), педагогами и др.;
  • организация конференций по обмену опытом семейного воспитания, вечеров встреч, вопросов и ответов со специалистами.

В современной практике используются разнообразные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями: родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации, беседы, систематическое изучение взаимоотношений в семье, педагогические ситуации и др.

Значимой формой взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи является родительское собрание, на котором родители обсуждают актуальные проблемы и принимают коллективные ответственные решения, в том числе выбирают родительский актив для оперативного реагирования на возникающие проблемы в детском коллективе, в воспитании детей.

З.А. Богомолова рекомендует проводить индивидуальные консультации, беседы с родителями на различные темы:

  • профилактика и разрешение конфликтов, обусловленных авторитарной позицией родителей, определение границ запретов, ограничений самостоятельности ребенка;
  • преодоление грубости, давления родителей на ребенка, защита от морального и физического насилия ребенка со стороны родителей;
  • учет интересов детей, развитие умений стать на позицию ребенка;
  • решение проблем, связанных с индивидуальными психофизическими особенностями ребенка;
  • решение психологических проблем: страхи, тревожность, трудности общения с взрослыми и сверстниками;
  • помощь ребенку в самоутверждении, стимулирование его активности, мотивации к участию в общественной жизни и др.;
  • приобщение семьи ребенка к значимым для него событиям, родительская поддержка в ситуациях успеха и неудач.

Г.А. Белоногова считает, что развитие взаимодействия детей и родителей, отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье предусматривает комплекс действий дошкольной образовательной организации. Во-первых, это систематическое изучение взаимоотношений в семье (наблюдение, рисунки детей, воспитывающие педагогические ситуации, анкетирование, тестирование) с целью определения педагогических позиций и действий, стимулирующих развитие взаимодействия членов семьи. Во-вторых, создание педагогических ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. К таким ситуациям Л.Ф. Островской отнесены следующие:

  • поздравления родителей с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
  • атмосфера повышенного внимания к родителям, забота о них (Как помогли родителям? В чем и как помочь маме и папе? Чем порадуем маму и папу? Куда пригласим родителей и т.д. – подобные вопросы могут быть включены в обсуждение каких-либо мероприятий, повседневных событий);
  • рассказы о своих близких («Моя семья», «Кем работают мои родители?», «Чем занимается семья в выходные дни» и др.);
  • организация выставок, представляющих увлечения родителей, всей семьи.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье может быть реализовано следующим образом:

  • знакомство родителей с традициями, развивающих внутрисемейные отношения: семейные праздники, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
  • подготовка родителями сюрпризов для детей при проведении праздников, по случаю важных событий;
  • пропаганда опыта положительных отношений в семье, одобрение, поощрение родителей, обеспечивающих благоприятную атмосферу для ребенка в семье.

По мнению Т.Ю. Гущиной, организация совместной деятельности детей и родителей предполагает:

  • проведение совместных дел родителями и детьми (дни здоровья, новогодние праздники, выставки семейного творчеств, экскурсии на природу, озеленение школы и участка);
  • проведение совместных занятий родителей и детей «Как я могу помочь родителям?», «Для чего учиться в школе?», «Мой режим дня», «Как стать здоровым?» и др.;
  • организация семейных конкурсов: «Самый лучший хозяин дома», «Самая лучшая хозяйка дома», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Я и моя бабушка», «Моя семья – мой город» и др.;
  • празднование дней рождения детей;
  • создание семейных творческих объединений, клубов, творческих коллективов;
  • анализ результатов совместной деятельности.

Так как дошкольная образовательная организация находится в постоянном режиме развития, являясь мобильной системой, быстро реагирующей на образовательные потребности и воспитательные запросы семьи, меняются формы взаимодействия. Помимо традиционных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи
Т.А. Антонова, Е.В. Волкова, Н.А. Мишина рекомендуют использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

  • «Круглый стол»;
  • устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
  •  «почта» доверия, телефон доверия;
  • семейные проекты;
  • он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта;
  • интервью с родителями и детьми;
  • аукцион секретов воспитания и др.

Для формирования причастности родителей к делам детей, их воспитания, О.Л. Зверева рекомендует поочередное участие микрогрупп родителей в организации жизни детского коллектива, распределение поручений между всеми родителями, предполагающее выполнение конкретной работы (оформление, ремонт кабинетов, организация экскурсий, мероприятий и т. д.). Важно приобщить родителей к организации контроля за режимом жизни детей, охраной их прав, питанием, здоровьем и проведением оздоровительных мероприятий и т. д.

Наряду с традиционными, Е.П. Арнаутова предлагает использовать и новые формы работы с родителями. Например, в проекте «Идеальная школа» родителям вместе с детьми предлагается рассуждать о том, какой должна быть школа и чего в ней не должно быть. Итогом проекта может стать выставка работ детского творчества, а для родителей целесообразно провести заседание «Родительского клуба», на котором обсудить варианты школьного режима, содержание работы группы продленного дня, интерактивные формы взаимодействия с учителем (на такие встречи можно приглашать школьных педагогов).

Популярны творческие конкурсы. Например, «Семейные игры», «Тайна школьного портфеля», «Уголок школьника в нашем доме»; родительская конференция «В первый класс не в первый раз», на которой родители обмениваются опытом подготовки к школе детей, его положительные, отрицательные и спорные моменты.

Одной из форм просвещения родителей, как подчеркивает Е.Н. Галко, является родительский клуб – объединение по интересам на добровольных началах. Добровольность объединения семей в клуб определяет состав группы, в которой участвуют все желающие, заинтересованные в обсуждении и решении актуальных проблем, организации совместной деятельности.

Одной из современных форм педагогического просвещения родителей является создание сайта дошкольной образовательной организации в Интернете. На сайте педагоги публикуют подробное описание программ и материалов по работе с детьми. На сайте, как правило, представлены рекомендации педагога-психолога, также есть возможность получить консультацию специалистов. В создании сайта учувствуют заведующий, старший воспитатель, узкие специалисты, педагоги.

Использование современных информационно-коммуникативных технологий является приоритетным направлением деятельности педагогов дошкольной образовательной организации, от которого зависит повышение качества обучения, переход на новый уровень взаимодействия с семьями. К этим технологиям относятся массовый опрос, который проводится в начале и конце учебного года, рассылка рекомендаций по электронной почте.

Использование социальных сетей помогает педагогам без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся образовательно-воспитательного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации.

К инструментам для обеспечения коммуникации можно отнести Skype-встречи. Skype-встречи отвечают всем требованиям, предъявляемым родителями к процессу взаимодействия с педагогом: доступность, если у родителей есть интернет, значит, у них есть возможность личного общения со специалистом; удобство – в любом месте можно проконсультироваться у специалиста; экономия времени – нет необходимость в затрате времени на дорогу, мобильность – многие коммуникационные инструменты доступны на мобильных устройствах.

Осуществляя педагогическое информирование родителей, целесообразно сочетать различные виды наглядности. Как пишет Н.В. Микляева, это позволяет не только знакомить родителей с вопросами развития ребенка посредством традиционных информационных стендов, тематических выставок, листовок и памяток, но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, инновационные методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

Можно оформлять групповые мобильные стенды для родителей – «Для вас, родители», содержащие информацию по данной проблеме. Публикации, листовки разрабатываются с целью размещения материалов, посвященных психолого-педагогическим проблемам. Тематика материалов листовок, публикаций зависит как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. Например, в подготовительной группе материалы листовок можно посвятить следующим темам: «Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе», «Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду» и т.д.  

Особое значение приобретают новые инструменты для консультирования и просвещения родителей. Так для более эффективного усвоения родителями определенных педагогических знаний и умений
Т.А. Фалькович с коллегами рекомендуют педагогам записывать на электронные носители видео-консультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и рассылает их в социальных сетях, либо отдает материалы на электронном носителе. Когда ребенок болен и не может посетить занятие педагог может предоставить родителям необходимые задания для самостоятельной работы с ребенком, которые они смогут реализовать без его участия и тем самым не допустить отставания от программы.

Таким образом, к основным задачам взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семьи относятся установление и формирование доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и родителями, оказание помощи ребенку в решении его проблем, развитие взаимодействия детей и родителей, отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье, организация совместной деятельности детей и родителей, развитие самоуправления в родительском коллективе, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Задача дошкольной образовательной организации использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов. Совместная подготовка сближает детей и родителей, повышает внимание родителей к переживаниям ребенка.

В период педагогического просвещения родителей могут быть обсуждены следующие проблемы: особенности поведения ребенка, обусловленные возрастными кризисами, разъяснение их причин и условий протекания; описание закономерностей развития детской психики; ознакомление родителей с особенностями развития детей на разных этапах дошкольного детства.

Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса и уровня педагогического просвещения родителей целесообразно использовать различные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи: традиционные (родительские собрания, практикумы, консультации, беседы) и современные (родительские клубы, проектная деятельность, взаимодействие посредством социальных сетей, родительских групп в социальных сетях).


Список литературы

  1. Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. П. Арнаутова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 9. – С. 52-58.
  2. Белоногова, Г. А. Педагогические знания родителям / Г. А. Белоногова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2013. – №6. – С.82-92.
  3. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З. А. Богомолова – Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 2. – С. 54-58. –ISBN
  4. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н. В. Микляева. – Москва: Айрис-пресс, 2006. – 144 с. –ISBN 5-8112-2123-1 – Текст: непосредственный.
  5. Фалькович, Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями / под ред. Л. А. Обуховой. – Москва: Изд-во «5 за знания», 2005. – 240 с. –ISBN 5989230168 – Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".

В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей на современном этапе развития образования.

В данной статье представлены основные инновационные методы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Данные методы активно используются в дошкольной образовательной организации, г...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...