Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Цель:
-Прививать интерес к познанию окружающего мира, продолжать закреплять знания детей о свойствах песка;
-Приобщать к навыкам проведения лабораторных опытов;
- Формировать художественное мышление через нетрадиционные способы рисования.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с Вами будем исследователями и отправимся в удивительную страну. А в какую мы страну отправимся и что будем исследовать мы узнаем, после того как отгадаем загадку.
Воспитатель:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже
И он в стекле расплавлен даже
Воспитатель: что это?
Дети: Песок.
Воспитатель: Правильно!
Значит, исследовать мы сегодня будем песок.
Сегодня мы с вами поговорим о песке: Что такое песок? Где его можно встретить? Какой он бывает? и как люди его используют?
Воспитатель:
Ребята! А как вы думаете? что такое песок?
Песок – это природный материал, полезное ископаемое, относится к неживой природе.
Сейчас мы с все посмотрим на волшебный экран, и расскажем много интересного об обычном, на первый взгляд, песке.
Слад 1 Река. Речной песок, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины. Состоит из крупных песчинок и камешков.
Слайд 2 Море. Морской песок бывает разного цвета: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков.
Слайд3 Карьерный (горный) песок.
Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.
Слайд 4 Песок пустыни: барханы.
Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.
Слайд 5 Стекло
Песок применяется при изготовлении стекла.
Слайд 6 Дорожные работы.
Песок используют в дорожных работах. Прежде чем положить асфальт делают песчаную подушку.
Слайд 7 Бетон.
Песок входит в состав очень крепких материалов цемента и бетона, которые используются в строительстве.
Слайд 8 Детский сад.
Ну и конечно, песок привозят в детские сады и на детские площадки, где играет детвора.
Слайд 9 Замок из песка.
Из песка создают песчаные скульптуры.
Слайд 10 Рисунок на песке.
На песке можно рисовать. Художник вместо красок использовал удивительный материал – песок. Такая техника называется пескография.
Игра «Хорошо –плохо»
На экране я видела картинку пустыни. Уважаемые исследователи я предлагаю вам порассуждать, что такое пустыня. Дети - Это огромная территория на нашей планете, покрытая песком, где днем бывает очень жарко, а ночью холодно. Где дуют настоящие песчаные ветры, собирая миллионы песчинок. Подумайте, на какое слово похоже слово пустыня Дети – пусто. Воспитатель. Верно. Но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные хорошо приспособились к существованию в пустыне. Кого из животных мы можем увидеть в пустыне? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки животных: верблюд, змеи, варан, скорпион. Уважаемые исследователи! А я вот думаю: как трудно двигаться по песку: ноги проваливаться, зарываются в песок, полные ботинки песка, а машина вовсе не сможет ехать, она просто забуксует в песке. Как Вы считаете? Я рассказала плохое про песок. Может Вы похвалите песок и расскажите хорошее.
Дети: Для животных пустыни песок необходим для жизни. Ночью животные зарываются в песок и не мерзнут, а днем наоборот спасаться там от жары. Используется песок - в строительстве. Для здоровья полезно ходить босиком по песку. Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар, Да Вы правы, и я с вами соглашусь….
Воспитатель: Наше путешествие продолжается Ребята! Раз мы уже в песочной стране я предлагаю Вам
надеть фартуки и подойти к песочнице.
Стали удобнее протянули руки к песку.
Давайте поздороваемся с песком
Игра «Здравствуй песок!»
Здравствуй, здравствуй песок!
Здравствуй, здравствуй дружок!
Будем мы с тобой играть . И не будем обижать.
(дети проговаривают слова и различными способами дотрагиваться до песка)
Воспитатель: Ребята сегодня мы будем ставить различные опыты с песком. А кто же нам предлагает такие эксперименты? Кто хозяйка песочницы?
Дети: Песочная черепашка. Чтобы черепашка появилась и захотела с нами пообщаться, давайте расскажем ей все о песке, например, давайте найдем ответ на вопрос:
Эксперимент №1 «Откуда берётся песок?»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
Как вы думаете, что это сыплется?
Возьмите лупы, рассмотрите это.
Как мы получили песок?
Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Молодцы ребята! На вопрос «Откуда берётся песок?» мы ответили.
Следующий вопрос.
Эксперимент №2 «Из чего состоит песок» Насыпьте сухой песок на листок бумаги, с помощью микроскопа рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (песчинок, камешков)
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Какие они? (песчинки разной формы и цвета).
Вывод: Песок состоит из маленьких песчинок и камешков, песчинки разной формы
Эксперимент №3
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем наши стаканчики и насыплем в них песок (дети выполняют задания) Выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. В месте падения постепенно образуется конус, растущий в высоту.
Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус (дети пробуют). Получается? (да)
-А теперь с мокрым (дети пробуют) Получается? (нет)
- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись). Мокрый, какой песок - плотный, ластичный легко лепится.
Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.
-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить колобок)
Вывод: Сухой песок сыпучий и мокрый песок имеет общее с водой качество «текучесть».
а мокрый - плотный, ластичный легко лепится,
Фиксация опыта в электронном журнале.
Эксперимент №4 «Песок в воде»
Материал: тарелка с водой с водой, сухой песок, ложечка.
Ход эксперимента: в тарелку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет.
Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
качество «текучесть».
Воспитатель. Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в нашей лаборатории объявляется перерыв для отдыха. Давайте немножко поиграем.
Физкультминутка.
Поутру из черной тучи,
Капал дождик целый час,
Отсырел песок сыпучий,
За калиткою у нас,
Сразу взялся я за дело,
И построил дом с окном,
Утром солнышко пригрело,
И рассыпался наш дом.
Воспитатель: а сейчас мы с вами из научной лаборатории отправимся в лабораторию творческую.
— А теперь мы превратимся в художников. Я даю Вам время, чтобы Вы порисовали на песке.
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
НОД для расширения кругозора дошкольника по теме «Магнетизм»...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"
Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Свойства воды"
Опытническая деятельность дошкольников...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства песка»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства песка»...
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...