Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вологдина Людмила Ивановна

Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ (песок) в процессе изучения их с помощью лупы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_peska.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»

Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ (песок) в процессе изучения их с помощью лупы.

Задачи: Помочь определить может ли песок двигаться.

Выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой.

Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Формирование у детей начал коммуникативной компетентности.

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время общения с природой.

Оборудование:

Лоток с песком;

Лупы;

Подносы;

Песочные часы;

Ёмкость с тонким слоем песка, закрытая крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой;

Вода;

Весы;

Мензурки;

Стаканчики и ложки;

Цветные мелки;

Тёрки;

Лист бумаги А3;

Клей-карандаш.

Ход исследовательской деятельности.

Ребята, вы все, конечно, играли в песочнице.

Скажите:

- Песок твёрдый, мягкий или жидкий? (Мягкий).

- Из чего состоит песок? (Из песчинок).

- Песчинки твёрдые или мягкие? Выслушиваю ответы детей подвожу к выводу: песчинки твёрдые.

Давайте проверим. Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке.

- Чувствуйте, как песчинки колют ладошку? (Да).

- Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твёрдые? (Твёрдые).

Правильно, песчинки твёрдые, но они очень маленькие, как маленькие камушки, и их трудно увидеть, и их очень много. Но можно рассмотреть их поближе.

Давайте посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупа.

Раздать лупы (дети рассматривают песчинки через лупы).

Видите, ребята, песчинки все разные.

- Похожи они на камушки? (Да).

- Они твёрдые или мягкие? (Твёрдые).

- А песок какой? (Песок мягкий).

- Почему из твёрдых песчинок получается мягкий песок? Подвожу к выводу, что песчинок много.

Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке.

Рассмотрев песок через лупу мы увидели, что все песчинки разные. В пустыне песчинки имеют форму ромба.

- Ребята, а песок сыпучий? (Да).

Давайте проверим. Дети пересыпают песок из ладошки в ладошку.

- Может ли песок двигаться? (Ответы детей). Давайте проведём опыт «Песчаный конус».

Горсть сухого песка выпускают струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, легко заметить, то в одном месте, то в другом месте возникают сплывы, движение песка похоже на течение. Поэтому можно сделать следующий вывод: песок может двигаться.

Рассмотреть песочные часы.

- Почему песок хорошо сыпется? (Он сухой, лёгкий).Вывод: песок хорошо сыпется, т. к. песчинки маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу.

- Ребята, почему при сильном ветре неудобно играть с песком? Выслушиваю ответы детей.

Давайте проведём опыт «Ветер». Посмотрите на банку (с насыпанным тонким слоем песка). Подул сильный ветер (резко, с силой сжимаю бутылку и наблюдаем, что происходит и почему? Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

- Как сделать так, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре? (Смочить водой).

Повторить опыт смочив песок в банке и сделать вывод: Мокрый песок не поднимает ветер, т. к. он становится тяжелее.

Взвесить сухой и мокрый песок.

Вывод: Сухой песок – лёгкий, а мокрый – тяжёлый.

- Можно ли делать постройки из мокрого песка? (Да). - Почему?

Вывод: Если песок мокрый, из него можно делать постройки, т. к. песчинки прилипают друг к другу и не рассыпаются. Мокрый песок не сыпучий.

Сделаем «пирожки» из мокрого песка.

- Что произойдёт с ними, когда вода испарится под ярким солнышком? (Они рассыпятся, т. к. песок высохнет и песчинки не смогут держаться друг за друга.

Сделаем отпечатки своих ладошек.

- Как вы думаете растворяется ли песок в воде? (Нет). Проверим? (Да).

Опыт: Насыпать песок в прозрачные стаканчики с водой, размешать ложечкой.

- Растворился песок в воде? (Нет). - Почему?

Вывод: Песок не растворяется в воде, он впитывает воду.

Сравнить сахар и песок.

- Какого цвета песок? (Желтый, белый).

- Можно ли покрасить песок? (Да). - Чем? Выслушиваю ответы.

Я предлагаю вам покрасить песок цветными мелками и нарисовать картину на листе бумаги.

Дети на тёрке натирают цветные мелки, смешивают с песком. На листе бумаги нарисована картинка. Намазывают изображение клеем-карандашом посыпают цветным песком.

Гостям раздают картинки и предлагают им попробовать сделать то же самое. (Заранее подготовить для гостей цветной песок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"

Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства песка»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной  группе «Свойства песка»...

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»

Цель: -Прививать интерес к познанию окружающего мира, продолжать закреплять знания детей о свойствах песка;-Приобщать к навыкам проведения лабораторных опытов;- Формировать художественное мышление чер...