паспорт старшей группы "Солнышко " 2020-2021
материал (старшая группа)

Красноперова Наталия Сергеевна

Паспорт старшей  группы №5 «Солнышко»

2020-2021 учебный год

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы «От рождения до школы».

Задачи:

  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта.
  • Создавать условия для физического развития.
  • Создавать условия для творческого самовыражения.
  • Создавать условия для проявления познавательной активности детей.
  • Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки.
  • Создавать условия для участия родителей в жизни группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_5_gruppa.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 109»

ПАСПОРТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ №5 «Солнышко»

2020-21 учебный год

Ярославль 2020

С детьми работают:

ВОСПИТАТЕЛИ:

Коваленко Оксана Владимировна

Воспитатель I квалификационной категории, стаж работы 7  лет

Красноперова Наталия Сергеевна

 Воспитатель I квалификационной категории, стаж работы 11 лет

УЧИТЕЛЬ ЛОГОПЕД

Коваленко Оксана Владимировна

Стаж работы 3 года

ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ

Комова Виктория Игоревна

Стаж работы 2 года

ГРУППУ ПОСЕЩАЮТ 25 детей,

ИЗ НИХ ДЕВОЧЕК7

       МАЛЬЧИКОВ18

Душина Анна

Малинина Вика

 Орлова Ульяна

Ошарина Анна

Селезнева Ксения

Хачатрян Вика

Хрящева Мария

Васильев Лев

Данилов Артем

Добротин Глеб

Епифанцев Виктор

 Ефимкин Михаил

Зубилов Иван

Каримов Даниил

Куликов Владислав

Можаев Глеб

Морев Антон

Плешков Денис

Савин Максим

Саммель Роман

Свердлов Тимофей

Смирнов Павел

Трубников Егор

Чернышов Артемий

Щученко Арсений

        

        

Паспорт старшей  группы №5 «Солнышко»

2020-2021 учебный год

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы «От рождения до школы».

Задачи:

•        Создавать атмосферу эмоционального комфорта.

•        Создавать условия для физического развития.

•        Создавать условия для творческого самовыражения.

•        Создавать условия для проявления познавательной активности детей.

•        Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки.

•        Создавать условия для участия родителей в жизни группы

Принципы организации предметно-развивающей среды:

1. Соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы «От рождения до школы».

2. Соответствие возрастным особенностям и интересам детей.

3. Соответствие требованиям СанПиН

4. Открытость среды для преобразований.

5. Современность среды.

6. Эстетика среды.

7. Комфортность среды.

КАРТОТЕКИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук

Дидактические игры на развитие логического мышления

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Подвижные игры в группе и на улице

Речевые игры

Опыты и эксперименты

Загадки

Гимнастика для глаз

Гимнастика пробуждения

Знакомство с группой начинается с раздевалки. Когда ребёнок с родителями попадают в раздевалку - важно создать атмосферу комфорта и уюта, и чтобы перед их взором было информационно-наглядное поле работы группы.

Приёмная комната

• Информационный стенд «Для Вас, родители!» («Памятки», «Полезная информация»)

• Информационный стенд «Наша группа» (фотографии жизни группы, режим дня, НОД с детьми, список группы, наши праздники, консультации для родителей)

• Стенды «Поздравляем», «Меню»

• Информационный стенд «Уголок здоровья»

• Стенд «Наши работы»

Название центра

Цель        

Задачи

наполнение

Центр Познания

формировать элементарные представления о природном окружении

Формировать у дошкольников представление о живой и неживой природе, их взаимосвязи;

Создавать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Развивать эмоциональную сферу дошкольников;

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, заботливое внимание к объектам живой и неживой природы

        • Коллекции: ткани, бумаги, ракушки, камушки, значки, куклы, стёклышки

• Полочка умных книг: детские энциклопедии

• Развивающие самодельные коврики со шнуровкой, пристежками, липучками

• Набор мелких игрушек для обыгрывания построек: фигурки животных, макеты деревьев;

• Дидактические игры: «Чей домик?», «Лото животные», «Животные и растения родного края», «Разложи карточки», «Парочки», «Времена года», «Кто как кричит» и др.

• Альбомы: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Садовые цветы», «Комнатные цветы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты»

• Макеты: «Дикие животные», «Домашние животные», «Аквариум»

• Фигурки диких и домашних животных, динозавров

• Муляжи «Овощи, фрукты, ягоды»

• Глобус

• Карта Животные мира

Уголок экспериментирования

создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

• Создавать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

• Развивать эмоциональную сферу дошкольников

        • Природный материал

• Инвентарь для игр с водой и песком,формочки, ведёрки, мельница

• Разноцветные стёклышки

• Микроскоп

• Кубик эмоций

• Картотека опытов и экспериментов

• Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль.

• Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

• Лупа, зеркала.

Картотека опытов и экспериментов

Центр патриотического воспитания «Россия- наша Родина»

прививать любовь к Отечеству, гордость за его культуру        

Формировать гражданственно-патриотическое отношение

- к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

Воспитывать чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

Воспитывать патриотизм и чувства гордости за свою страну.        •

Художественная литература: произведения о России, о родном крае;

• Флаг и Гимн России;

• Портрет Путина В. В

• Макет города

• Наглядно - дидактические пособия:

«Защитники Отечества»

«9 мая – день победы»

«Великая Отечественная война»

«Космос»

Центр Математики

        формировать и развивать ориентировку в пространстве, умение различать и устанавливать величину и пропорции предмета

        • Царство чисел, набор «Весёлые цифры»

• Набор матрёшек

• Наборы деревянных кубиков «Город»

• Счётные палочки, счётный материал

• Дидактические игры: «Геометрические формы», «Цвет», «Конструктор», «Пуговки» и др

Уголок строительно-конструктивных игр

вызвать у воспитанников желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью, стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования.

Воспитывать и развивать самостоятельность, активность мышления, конструктивно-творческих способностей.

Формировать трудолюбие;

Развивать правильные взаимоотношения детей, объединения их в дружный коллектив

• Мягкие объёмные модули.

• Крупный строительный набор.

• Конструктор деревянный мелкий

• Конструктор «Лего».

• Схемы-образцы построек.

• Набор мелких игрушек для обыгрывания построек: фигурки животных, макеты деревьев

Игровой центр

        освоить первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений.        Развивать игровую деятельность детей;

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать доброжелательность и взаимопонимание

        • Куклы разной величины

• Мелкие пластмассовые игрушки

• Наборы продуктов

• Посуда столовая, чайная

• Машины различной величины

• Гаражи

• С/р игра «Парикмахерская» с набором атрибутов

• Детская мебель

• С/р игра «Больница» с набором атрибутов, халаты и шапочки для врача

• С/р игра «Полиция» атрибутов

• С/р игра «Магазин» с набором атрибутов,кошельки, сумки

• Кубики и конструктор

Центр природы

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

         дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, учатся поливать растения, опрыскивать их. У детей пятого года жизни постепенно формируется понимание, для чего необходимо трудиться (чтобы растения росли и не погибали);

- необходимо закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе;

- воспитывать желание ухаживать за растениями;

- в процессе наблюдения, необходимо продолжать формировать умение детей делать выводы о том, когда полить растения;

        • Растения разных видов

• Огород на подоконнике

• Предметы по уходу за растениями.

• Календарь природы

• Карточки «Времена года», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Садовые цветы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты».

Центр театра

        Формировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.        Использовать в свободной и совместной деятельности детей знакомые виды театра;

Совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя игры-импровизации.

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь, опираясь на имеющийся у детей опыт;

Разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.

Пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра (кулисы, репетиция, осветитель, художник-декоратор, режиссер, гример).

• Ширма для настольного и кукольного театра

• Кукольный театр

• Настольный театр «Ложек»

• Пальчиковый театр «Колобок»,

«Теремок»

• Шапочки, маски и атрибуты для постановки сказок

• Магнитофон и аудиокассеты с записью сказок

• Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, костюмы, косынки и др.

Уголок уединения многофункциональный.

Его можно использовать как в качестве уголка уединения, так и для сюжетно-ролевой игры. Ширму использую еще и для театрализованных представлений.

        Обеспечение психологического комфорта в группе ДОУ        Помочь освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей. Научить бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.        • картины, фотоальбомы близких людей,

• разнообразные коробочки- шумелки,

• раскраски, развивающие дидактические игры

• куклы, телефон, и другие атрибуты которые постоянно обновляются.

детское кресло, столик,

• Коробочки злости. крика открываются дети могут покричать, рассказать все что у них накопилось.

• Релакс подушечки

• Мягкий диванчик

Центр музыки

        развивать музыкальные способности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.        Развивать музыкально-художественную деятельность;

Приобщать к музыкальному искусству.

Воспитывать любовь к музыке

        • Музыкальные инструменты: металлофон, молоточек, тарелки детские, бубен

• Звучащие игрушки: погремушки, колокольчики

• Незвучащие игрушки-самоделки: гитара, балалайки, гармошки

• Учебно-наглядный материал: книжки с содержанием песен, изображения музыкальных инструментов, настольно-дидактические игры

• магнитофон, аудиокассеты, диски с записями песен, сказок.

Центр физического развития

        способствовать полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей.        создавать оптимальные условия для двигательной активности детей в свободное время;

способствовать формированию ценностей здорового образа жизни;

стимулировать совершенствование двигательного опыта и физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы;

помогать в формировании волевых качеств: выносливости, выдержки, упорства

        • Коврики массажные.

• Наборы детских кеглей.

• Корзины для метания мячей.

• Мячи: резиновые, латексные, надувные, массажные, набивные.

• Ленточки.

• Мешочки с разным наполнителем

• Флажки.

• Скакалки.

• Кольце брос

• Дорожки массажные

• Альбом «Виды спорта»

• Альбом «Спортивный инвентарь»

Центр художественно-эстетического развития

формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребность детей в самовыражении

        Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественные конструирование и труд) ;

Развивать детское творчество;

Приобщать к изобразительному искусству.

        • Пальчиковые краски

• Цветная бумага

• Цветной картон

• Баночки непроливайки

• Краски

• Кисточки

• Карандаши цветные, ручки, фломастеры

• Альбомы для рисования

• Пластилин

• Доски для лепки

• Доска для рисования мелом и маркером Набор маркеров

• Магнитная доска

• Раскраски

• Клей карандаш

• Книги «Учимся рисовать», «Уроки живописи»

• Трафареты

• Формочки для лепки

• Весёлые штампики для рисования

• Рисуем пальчиками на песке и манке

• Природный материал для поделок

Центр Речевого развития

формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг        Формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления;

Развивать литературную речь;

Приобщать к словесному искусству;

Развивать художественное восприятие и эстетический вкус;

        • Детские книги : «Сказки для малышей», «Гуси-лебеди» «Заюшкина избушка», «Бабушкины сказки», «Волк и семеро козлят», «Гадкий утенок», «Моя одежда», «Сказки кумушки лисы», «Маша и медведь», «Колобок», «Крылатый, мохнатый и масленный, «Кот в сапогах», «Пять сказок», «Теремок», А. Барто «Мне теперь не до игрушек», В. Степанов «Настоящие друзья», И. Новикова «Пес Кузьма не едет в город», Е. А. Благина «Топотушки», Чуковский «Цыпленок», В. Сутеев «Капризная кошка», Потешки для малышей, «Лисичка сестричка и серый волк».

• Картинки с изображением различных предметов: игрушек, сказочных героев

• Магнитная доска

• Дидактические игры «Волшебный лес Почемучки», «Весёлые дорожки»

• Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Кто из какой сказки пришел», «Сказочные герои», «Найди пару» и др.

• Сюжетные картинки

• Игры на развитие мелкой моторики рук: (шнуровки, пазлы, мозаика, прищепки, пробки, бусы и др.)

• Мыльные пузыри

• Вертушки.

• Пособия артикуляционной гимнастики

• Д/и на развитие дыхания: «Бабочки», «Подуй на стрекозу».

Центр дидактических игр

  сделать получаемую информацию доступной, интересной, , учитывая физиологические и психологические особенности        значительно укрепляются память, внимание, усидчивость, появляется способность к произвольному удерживанию внимания, возрастает желание познавать новое, любознательность и пытливость.

        матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, насетнное панно с геометрическими фигурами, .Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.

Уголок дежурных

формировать положительное отношение к труду        Развивать трудовую деятельность;

Воспитывать ценностные отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

• Фартуки и косынки для дежурных

• Карточки с картинками и именами

        

        

        

Режим дня для старшей группы (холодный период)

Время

Этапы режима

Утренний приём, осмотр, игровая самостоятельная

деятельность, индивидуальная работа

07:00-08:00

Утренняя гимнастика

08:00 – 08:10

Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика

8:10 - 8:20        

Беседа с детьми

8:20 – 8:30

Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку.  Завтрак

8:30 – 8:50

Подготовка к ООД

8:50-9:00

ООД

9:00-11:00

Подготовка к прогулке, прогулка

11:00-12:15        

возвращение с прогулки. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

12.15-12.25

Подготовка к обеду, обед

12:25-12:50

Подготовка ко сну, дневной сон

12:50-15:00

Подъем детей, закаливающие мероприятия

15:00-15:35

Подготовка к полднику, полдник

15:35-15:50

Игры, самостоятельная деятельность детей, чтение художественной литературы

15:50-16:10        

Подготовка к ужину. Ужин

16.10-16:30

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, возвращение

с прогулки

16:30-19:00

        

        

Режим дня детей на теплый период года

Вид деятельности                                                    

Часы проведения

1.Приём детей на воздухе, самостоятельная игровая

деятельность. Подготовка к утренней гимнастике.

7.00-8.00

2.Утренняя гимнастика на воздухе        

8.00-8.10

3.Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры

8.10-8.20

4.Завтрак.

8.20-8.40

5.Игровая самостоятельная деятельность.

8.40-10.00

6.Подготовка к прогулке

10.00-10.10

7.Образовательная деятельность на прогулке

10.10-10.25

8.Игры, труд, наблюдения, воздушные и солнечные ванны.

10.25-11.25

9.Возвращение с прогулки, водные процедуры,

подготовка к обеду

11.25-11.50

10.Обед

11.50-12.20

11.Подготовка ко сну, сон

12.20-15.00

12.Совместная деятельность (постепенный подъем, гимнастика после сна)

оздоровительные мероприятия).

15.00-15.15

13.Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.30

14.Совместные игры, самостоятельная деятельность

15.30-16.00

15.Подготовка к ужину, ужин

16.00-16.15

16. Подготовка к прогулке, прогулка

16.15-19.00

Расписание ООД на 2020-21 учебный год

Дни недели

НОД

время

ПОНЕДЕЛЬНИК

Ознакомление с окружающим миром по подгруппам Музыкальное

Занятие с психологом по подгруппам

09.00-09.50

10.00-10.25

15:00-16:00

ВТОРНИК

Развитие речи         

Физическая культура         

Рисование в группе по подгруппам        

09.00-09.25

09.50-10.15

10.25-11.15

СРЕДА

Познание ФЭМП         

Музыкальное        

Аппликация/лепка по подгруппам        

09.15-09.40

10.00-10.25

10.30-11.20

ЧЕТВЕРГ

Познание (ФКЦМ)        

Физическая культура        

Конструирование по подгруппам        

09.15-09.40

10.00-10.20

10.20-11.00

ПЯТНИЦА

Рисование по подгруппам        

Физическая культура на улице

09.40-10.15

        

10.30-10.55

        

        

        

        

        

 

Возрастные особенности детей старшей группы

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные де-ла, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детейстановится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).овкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут ис-пользовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные сло-ва. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных про-фессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельно-сти. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться пря-мой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

 ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком актив-ным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями в старшей группе 2020-2021 учебный год

Сентябрь1.    Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей старшей группы 5-6 лет»2.    Консультация в родительский уголок: «Особенности...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе 2020-2021 уч. год

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе...

2020 год программа старшая группа 2020-2021

Содержание 1.Пояснительная записка2.Возрастные особенности детей старшей группы 3. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности в старшей группе. 4. Организация ж...

Паспорт группы "Ромашка 2020-2021 учебный год

Цель: обеспечить соответствие предметно-пространственной среды требованиям ФГОС для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях сохранения и укрепления физического и психологическог...

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности «Рисование» Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» Старшая группа 2020-2021 учебный год

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности «Рисование»Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» Старшая группа 2020-2021 учебный...

План самообразования по теме "Повышение уровня экологической культуры старших дошкольников" 2020-2021 г.

Цель: продолжать формировать элементарные основы экологигической культуры старших дошкольников.Задачи:1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным ми...

Взаимодействие с родителями. Старшая группа 2020-2021 учебный год

Взаимодействие с родителями. Старшая группа 2020-2021 учебный год. План работы на год...