Методическая разработка цикла занятий: Традиция почитания небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге (для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка (старшая группа)
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения являются наиважнейшими задачами общества и государства на современном этапе. Это отражается в материалах «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» и является базовой основой «программы воспитания детского сада». Дошкольный возраст является той ступенью, когда закладываются основы нравственных чувств и качеств, формируется активное мировоззрение, которое станет основой воспитания гражданской позиции. Для решения воспитательных задач по приобщению к базовым ценностям дети с педагогами и родителями обращаются к страницам истории России и Санкт-Петербурга, традиционных российских религий, произведений различных видов искусств, в которых нашло отражение почитание небесных покровителей русского воинства Архистратига Михаила и Александра Невского. Тем более, что 2021 год, объявлен годом памяти Александра Невского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_tsikla_zanyatiy_traditsiya_pochitaniya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
методист Акимова Е.А.
Методическая разработка цикла занятий: Традиция почитания небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге (для детей старшего дошкольного возраста)
Пояснительная записка
Актуальность
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения являются наиважнейшими задачами общества и государства на современном этапе. Это отражается в материалах «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1], государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» и является базовой основой «программы воспитания детского сада». Дошкольный возраст является той ступенью, когда закладываются основы нравственных чувств и качеств, формируется активное мировоззрение, которое станет основой воспитания гражданской позиции. Для решения воспитательных задач по приобщению к базовым ценностям дети с педагогами и родителями обращаются к страницам истории России и Санкт-Петербурга, традиционных российских религий, произведений различных видов искусств, в которых нашло отражение почитание небесных покровителей русского воинства Архистратига Михаила и Александра Невского. Тем более, что 2021 год, объявлен годом памяти Александра Невского.
Цель
Познакомить детей с традицией почитания небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге для укрепления чувства сопричастности к великой истории и культуре России, преемственности поколений, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Задачи
- активизация у детей интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
- популяризация подвигов героев и видных деятелей от древних времен до наших дней, формирующих нравственный образ Российской истории.
- формирование и расширение представлений о возможности передачи духовно-нравственных идей и ценностей языком скульптуры и архитектуры.
- ознакомление детей с образами Александра Невского и Архистратига Михаила в скульптуре Санкт-Петербурга и изобразительном искусстве.
- создание условий для осмысления собственных поступков, желания приобщиться духовно-нравственным ценностям.
Адресат
Разработки могут быть использованы при реализации программ воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) в части гражданско-патриотического воспитания, ознакомления с основами православной культуры, , изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.
Условия осуществления
- Владение педагогами современными образовательными технологиями (проблемного обучения, игровой, информационно-коммуникационной), включая личностно-ориентированный подход к организации деятельности.
- Наличие качественного наглядного материала и оборудования для показа презентаций и мультфильмов.
- Приобщение ребёнка-дошкольника к базовым ценностям не локализовано только в содержании занятий, оно интегрируется с другими видами деятельности детей и разнообразными формами работы (рисование, игры, целевые прогулки, просмотр мультфильмов, чтение и т.д.).
- В зависимости от возраста и подготовленности детей объем и продолжительность занятий определяет педагог (одну тему можно разделить на несколько занятий).
Перечень используемого оборудования и материалов
Для взрослых
- Конспекты занятий;
- Ноутбук, проектор, экран;
- Презентации по содержанию занятий;
- Справочные материалы для родителей и педагогов о летчике Михаиле Девятаеве и о небесных покровителях русского воинства.
- Рекомендации для родителей по ознакомлению с образом Архистратига Михаила в изобразительном искусстве; по проведению прогулки выходного дня для ознакомления с образами Александра Невского и Архангела Михаила в скульптурно-декоративном убранстве Исаакиевского собора.
Для детей
- Иллюстративный материал для свободного рассматривания в группе: репродукции с живописных, иконописных и скульптурных изображений по теме;
- Мультфильмы серии «Как Алёна и Данила добру учились» студии «Шесть крыльев» (образы Ильи Муромца, Александра Невского, Фёдора Ушакова);
- Материал для дидактических и конструктивных игр: разрезные картинки с изображением архитектурных сооружений и памятников; дидактическая игра «Где живёт этот Ангел?»; строительный наборы: Лего, деревянный конструктор; фотографии архитектурных сооружений для строительства по образцу; материалы для изготовления фигур игрушечных Ангелов;
- Раскраски изображений архитектурных сооружений и памятников, отражающих почитание небесных покровителей русского воинства и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге;
- Выкройка-раскладка для изготовления фигурки Ангела;
- Портрет лётчика М.Девятаева
Рекомендации к использованию:
Деятельность детей вне занятий включает в себя:
Конструктивные игры с использованием деревянных конструкторов и Лего – постройки зданий и сооружений Санкт-Петербурга, связанных с почитанием небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила;
Конструирование ангелочков из бумаги;
Конструктивная деятельность из песка на прогулке – постройка замков, крепостей и др.;
Раскрашивание изображений архитектурных сооружений и памятников, отражающих почитание небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге;
Свободное рисование детей на заинтересовавшие темы;
Рассматривание репродукций живописных, иконописных, скульптурных изображений Архангела Михаила и других небесных покровителей русского воинства в свободной самостоятельной деятельности, беседы по содержанию и использованию средств выразительности;
Просмотр других мультфильмов из серии «Как Алёна и Данила Добру учились»;
Беседы с воспитателями и родителями по содержанию мультфильмов;
Беседы об участии взрослых членов семьи в Великой Отечественной войне и службе по защите Родины.
Целевые прогулки с родителями для знакомства с архитектурой и декоративно-скульптурным убранством Санкт-Петербурга, отражающим почитание небесных покровителей русского воинства и Архистратига Михаила.
Конспекты занятий (НОД).
Тема 1. «Помощь Архангела Михаила в годы Великой Отечественной войны и его образ в изобразительном искусстве»
Цели занятия:
- Рассказать о помощи небесных защитников и покровителей русского воинства.
- Познакомить с образом Архангела Михаила
Задачи занятия:
Обучающие:
- Расширить знания детей о подвиге российских воинов в годы Великой Отечественной войны (рассказ о помощи Архангела Михаила летчику Михаилу Девятаеву в годы Великой Отечественной войны).
- Дать представление об образе Архангела Михаила в изобразительном искусстве (живопись, иконопись).
Воспитательные
- Способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
- Способствовать сохранению памяти поколений, уважительного отношения к памяти участников Великой Отечественной войны.
Развивающие:
- Формировать умение наблюдать, отмечать мельчайшие детали.
- Способствовать развитию творческого воображения.
Методы организации образовательной деятельности:
- Рассказ педагога.
- Показ мультимедийной презентации.
- Использование элементов технологии фасилитированной дискуссии.
Оборудование:
Мультимедийная установка.
Портрет Героя Советского Союза летчика Михаила Петровича Девятаева.
Презентация.
Мультфильм «Как Алена и Данила добру учились» (9 серия «Настоящая сила»).
Ход занятия.
Рассказ о подвиге советского летчика Михаила Петровича Девятаева в годы Великой Отечественной войны и о помощи Архангела Михаила. (Показывается презентация с портретом летчика Михаила Петровича Девятаева).
Знакомство с образами Александра Невского и Архангела Михаила в изобразительном искусстве. Рассматривается несколько изображений и проводится беседа с элементами фасилитированной дискуссии, что позволяет выделить их отличительные и легко узнаваемы признаки и атрибуты.
Детям дается практическое задание: по шаблону вырезать из бумаги и сложить ангелочка.
Беседа с детьми на тему «Есть ли место подвигу в наши дни?»
Просмотр мультфильма «Как Алена и Данила добру учились» (9 серия «Настоящая сила»).
Обсуждение мультфильма.
- Про кого этот фильм?
- Чем прославился Илья Муромец?
- Как называется фильм?
- Как вы думаете, почему так называется фильм?
- Чему научились Алёна и Данила, узнав об Илье Муромце?
- Знаете ли вы детей, которые совершают смелые, полезные поступки?
- Чему учит этот фильм?
Деятельность на прогулке:
Построить крепость из песка.
Тема 2. «Петербург - город ангелов».
Цели занятия (НОД):
Показать, что многочисленные образы Александра Невского, Архистратига Михаила и ангелов в декоративно-скульптурном убранстве Санкт-Петербурга отражают идеалы воинской отваги, мужества и миротворческого служения русского народа. Они являются каменной летописью их многовекового почитания и служат примером жертвенной сострадательной любви к людям и своему Отечеству.
Задачи занятия (НОД):
Обучающие:
- Расширить знания детей о небесных покровителях русского воинства
- Узнать, за какие подвиги и особенности характера, образ жизни, их почитают как небесных покровителей.
- Расширить представления детей о том, как в скульптурно-декоративном убранстве Санкт-Петербурга отражено почитание небесных покровителей русского воинства.
Воспитательные:
- Способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
- Способствовать формированию бережного отношения к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга.
Развивающие:
- Формировать умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Способствовать развитию творческого воображения.
Методы организации образовательной деятельности:
- Показ мультимедийной презентации.
- Использование технологии проблемно-диалогического обучения.
Оборудование:
Мультимедийная установка.
Презентация.
Мультфильм «Как Алена и Данила добру учились» (4 серия «Молодой прадедушка»).
Ход занятия.
Знакомство с нашим городом мы начинаем с его имени. Санкт-Петербург в переводе на русский язык - «город святого Петра». Это означает, что у нашего города есть свой небесный защитник - святой Петр.
Рассказ о формировании традиции почитания в Санкт-Петербурге князя Александра Невского. Указы Петра I о создании Александро-Невской лавры и учреждении ордена Александра Невского. Рассматривание изображения ордена над входом Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Обсуждение вопроса: почему Санкт-Петербург приобрел еще одно неформальное имя – город ангелов.
Изучение и обсуждение образов ангелов и Архангела Михаила в декоративно-скульптурном убранстве города: на шпиле колокольни Петропавловского собора; в нише собора Измайловского полка; на Александровской колонне на Дворцовой площади, установленную в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Скульптурные изображения Александра Невского, Архангела Михаила и его Небесного воинства можно увидеть в декоративном убранстве Исаакиевского собора.
Тема 3. «Храмы в честь Архангела Михаила в Санкт-Петербурге».
Цели занятия (НОД):
Показать значимость почитания Александра Невского, Архистратига Михаила и других небесных покровителей, так как это повлияло на городскую застройку Санкт-Петербурга.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Расширить знания детей о небесных покровителях русского воинства
- Расширить представления детей о том, как почитание небесных покровителей русского воинства отразилось в городской застройке Санкт-Петербурга и сформировало неповторимый облик города.
Воспитательные:
- Способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
- Способствовать формированию бережного отношения к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга.
Развивающие:
- Формировать умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Способствовать развитию творческого воображения.
Методы организации образовательной деятельности:
- Показ мультимедийной презентации.
- Использование технологии проблемно-диалогического обучения.
Оборудование:
Мультимедийная установка.
Презентация.
Мультфильм «Как Алена и Данила добру учились» (6 серия ««Добрая сила»»).
Деревянный конструктор, Лего.
Ход занятия.
Занятие посвящено отражению традиции почитания Архистратига Михаила в городской застройке Санкт-Петербурга.
История создания Александро-Невской лавры.
С легендой о явлении Архангела Михаила связано строительство церкви Архангела Михаила, давшей название Михайловскому замку. В честь Архангела возведены соборы на Васильевском острове и в городе Ломоносове (Ораниенбауме). В конце прошлого века был построен современный храм на Долгоозерной улице, что свидетельствует о сохранении этой традиции.
[1] Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Москва. «Просвещение» 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказ об Александре Невском. Ледовое побоище. Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста.
Практика патриотического воспитания дошкольников убеждает в том, что ребёнок уже в "нежном" возрасте способен ощущать себя частичкой своей семьи, своей нации. Славные подвиги...
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному и социально-коммуникативному развитию с элементами сюжетно-ролевой игры, для детей старшего дошкольного возраста «Звери заболели».
Данная методическая разработка поможет в игровой форме закрепить у детей представления о животном мире Африки, о профессии "Ветеринар", её значении, трудовых операциях и медицинских инструме...
Методическая разработка дидактической игры «Все части тела важны, все человеку нужны» по теме «Человек: части тела, внутренние органы» для детей старшего дошкольного возраста
Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы » Педагогическая актуальность. ...
"Достропримечательности Санкт-Петербурга" дидактическая игра для старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра знакомит детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга, развивает внимание, логическое мышление, память. Предлагается несколько вариантов игры....
Методическая разработка Примерное недельное планирование образовательной деятельности на тему «Мир театра» при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка которая включает в себя, краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Мир театра"....
День города Санкт-Петербурга Сценарий для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка «Организация мини-музея «Космические дали» В предметно-развивающей среде группы с целью развития познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Углубить и систематизировать знания детей о космосе...