«Духовно - нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
план работы по самообразованию на три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_na_zashchitu.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога: Хохлова Евгения Андреевна
Дата рождения: 17. 07. 1993 г.
Место работы, должность: МБДОУ д/с №18 «Рябинушка», воспитатель
Стаж работы в данной должности: 7 лет.
Образование (Когда и какое учебное заведение окончила, по какой специальности): Средне-профессиональное. Специальность воспитатель детей дошкольного возраста, руководитель физического воспитания. Окончила Муромский педагогический колледж в 2014 году.
Бакалавр по направлению «Прикладная информатика». Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет в 2020 г.
Тема самообразования:
«Духовно - нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
Цель: Духовно - нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры
Задачи:
- Создание условий для восприятия целостной картины мира
- Формирование первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве
- Знакомство с знаменательными событиями в истории русского народа
- Помощь родителям в возрождении духовно- нравственных традиций семейного воспитания детей
- Повышение познавательной активности детей, активизация словаря
- Воспитание достойного человека и будущего гражданина России
Предполагаемый результат:
• в результате работы предполагается, что у детей сформируется полное представление о своей стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры.
• У родителей повысится интерес к возрождению культуры своего народа.
Нормативно-правовая документация:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс;
- Концепция дошкольного воспитания;
- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29декабря 2012 года.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- СанПин 2.4.1.3049-13 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДО).
Актуальность:
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития.
Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Сохранение истории определяет будущее нашего народа. Через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию, самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Это и русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи, и устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, и народные игры, в которые дети очень любят играть.
На мой взгляд осознанное формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры должно начинаться со средней группы.
Наблюдения за детьми группы помогли мне определить систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников.
В настоящее время родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры, семейные традиции, совместные праздники времени свободного не остается.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Поэтому актуальной для меня темой стало « Духовно – нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал, такие как В. А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева, Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина, О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др. Анализ программ показывает, что духовно – нравственное воспитание представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Это такие программы как «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П.Князевой и М.Д.Маханевой; Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Программа А.В.Бородиной «Культура и творчество в детском саду» сохраняет светский характер образования и включает знания об основах православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании; развитие творческих способностей. Особый интерес для меня вызвала программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» разработанная профессором И.А. Кузьминым. Она направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, я провела диагностику педагогического процесса по Н.В.Верещегиной и представлений детей о православной культуре А.В.Бородиной. Определила критерии: знания детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также знание своей семьи и её традиций, ребенок имеет представление о церковных православных праздниках, об иконе, понимает смысл украшения рождественской елки, знает направления народного творчества, может использовать их элементы в театрализованной деятельности. Полученные результаты показали, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает ведущая идея: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:
- знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором;
- знакомство детей с бытом русского народа;
- знакомство с декоративно – прикладным искусством;
- знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа и православными праздниками;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Определила формы работы с детьми:
- тематические занятия, беседы;
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные);
- чтение и обсуждение произведений разных жанров;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
- мини-музеи;
- тематические досуги, праздники, экскурсии.
Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию: знакомству с русской народной, православной культурой в группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, которая включает:
- иллюстрированный материал;
- подборка фольклорного материала;
- фотоэкспозиции предметов русского быта;
- подборка дидактических игр;
- атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;
- макеты русской избы, русской деревни.
Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:
- Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
- Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
- Использует в игре предметы быта русского народа;
- Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания).
Реализация проекта:
Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Второе направление - дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русскими народными промыслами», расширяя представления детей о русской народной культуре.
Третье направление - дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.
Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое
Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «Троица», «Антошка в гостях у ребят», «Домовенок Кузя…» и др.
В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе должен быть создан мини музей «Предметы глубокой старины», «Русская изба» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.
При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.
Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.
Для них предлагаем провести:
- анкетирование «Нужно ли приобщать детей к истокам русской народной культуры?»
- консультации «Моя Россия». «История одной вещи»
- Мастер – класс «Подставка под горячее в стиле Золотая Хохлома», Роспись Матрешки, «Изготовление русской народной свистульки из глины»
- оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «Моя мама – лучшая на свете»и тд.
Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!
Результативность опыта:
Дошкольный возраст играют важную роль в становлении личности человека, и одной из задач дошкольного учреждения в этот период жизни заинтересовать ребенка, вызвать у него интерес к новому, к знаниям, вызвать желание учиться, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Все дети имеют представление об устном народном творчестве, используют его в повседневной жизни;
Вырос процент детей проявляющих устойчивый интерес к истории своего народа, к народным промыслам, дети правильно называют предметы быта старины, понимают их назначение;
Большинство детей правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла, однако затрудняются их применять в самостоятельной деятельности;
Увеличился процент детей, которые правильно называют членов своей семьи, определяют родственные отношения, но не все дети знают традиции своей семьи;
В заключение отмечу, что духовно-нравственное воспитание - это процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого воспитанника. Народное воспитание имеет одно преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей. Результаты такого процесса могут проявиться не сразу и не всегда в дошкольном возрасте, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
План работы по теме самообразования
на 2018 – 2019 учебный год:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | Учебный год 2018 – 2019 | 1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Образовательная программа. 2.Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. 3.Л. В. Коломийченко «Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников» Издательство: "Сфера" (2015) 4.Р.И. Жуковская «Родной край» 5.В. Г. Нечаева «Духовно- нравственное воспитание в детском саду» 6.Сведения местного краеведческого музея. Интернет-ресурсы: |
Практический | Работа с детьми: Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). | Сентябрь 2018 г. – май 2019 г. | 1.Разработка конспектов занятий с детьми. 2.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы. 3.Огранизация выставки «Старинные вещи моего дома» 4.Пополнение педагогической копилки (приобретение методической литературы) 5.Создание картотеки русские народные игры. 6.Подготовка развлекательных мероприятий (утренников, тематических вечеров и чаепитий) 7.Создание макета «Русская изба» 8. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. 9. Пополнение личной страницы на сайтах http://nsportal.ru и http://urokRF.ru 10.Создание мини-музея «Предметы глубокой старины» |
Сентябрь 2018 год Декабрь – январь 2018 – 2019 г. Февраль 2019 г. Март 2019 г. Апрель 2019 г. | 1.Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2.Папка - передвижка « Зимние народные праздники» 3.Мастер – класс «Свистулька» 4.Консультация «Семейные традиции» 5.Анкетирование на тему « Русские традиции в нашей семье» | ||
Работа с педагогами: Участие в системе педагогической работы | Октябрь 2018 г. Учебный год Май 2019 г. | 1.Консультация « Роль родителей в возрождении русских традиций» 2.Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. 3.Презентация опыта работы по данной теме самообразования на педсовете ДОУ. |
План работы по теме самообразования
на 2019 – 2020 учебный год
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | Учебный год | 1.Продолжение изучения новой методической литературы по данной теме. 2.Открытые просмотры. 3.интернет ресурсы: |
Практический | Работа с детьми: Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). | Сентябрь 2019 – май 2020 г. | 1.Разработка конспектов занятий с детьми. 2.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды. 3.Пополнение макета «Русская изба» и преобразование её и в макет «Русская деревня». 4. Пополнение картотеки презентация по приобщению детей к истокам русской народной культуры. 5.Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. 6. Пополнение личной страницы на сайтах http://nsportal.ru и http://urokRF.ru 7.Проведение целевых прогулок, походов и пикников. 8.Изготовление ЛЕПБУКОВ. 9.Подготовка праздников, народных гуляний. |
Работа с родителями: | Октябрь 2019 г. Ноябрь 2019 г. Декабрь 2019 г. Апрель 2020 г. | 1.Проведение мастер-классов. «Изготовление подставки под горячее в хохломском стиле» 2.Круглый стол «У самовара я и моя семья» 3.Мастер – класс «Матрешка» 4.Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
Работа с педагогами: Участие в системе педагогической работы | Сентябрь 2019 – мая 2020 г. Май 2020 г. | 1.Участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах. Презентация опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры.
Это выступление на ГМО...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
«Воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
Если мы хотим воспитать в наших детях патриотизм, нравственную культуру, доброту, любовь, уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), к Родине, то все лучшее, что создано веками ...
Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.Если мы хотим воспитать в наших детях патриотизм, нравственную культуру,...
Фотоотчет. "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры."
Формирование основ духовно -нравственного здоровья детей через приобщение к народной культуре....
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, путём приобщения их к русской народной культуре»
Педагогический проект разработан и реализован с детьми в подготовительной к школе группе....