«Духовно - нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Хохлова Евгения Андреевна

план работы по самообразованию на три года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_na_zashchitu.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Хохлова Евгения Андреевна

Дата рождения: 17. 07. 1993 г.

Место работы, должность: МБДОУ д/с №18 «Рябинушка», воспитатель

Стаж работы в данной должности: 7 лет.

Образование (Когда и какое учебное заведение окончила, по какой специальности): Средне-профессиональное. Специальность воспитатель детей дошкольного возраста, руководитель физического воспитания. Окончила Муромский педагогический колледж в 2014 году.

Бакалавр по направлению «Прикладная информатика». Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет в 2020 г.

Тема самообразования:

«Духовно - нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»

Цель: Духовно - нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры

Задачи:

  • Создание условий для восприятия целостной картины мира
  • Формирование первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве
  • Знакомство с знаменательными событиями в истории русского народа
  • Помощь родителям в возрождении духовно- нравственных традиций семейного воспитания детей
  • Повышение познавательной  активности детей, активизация словаря
  • Воспитание достойного человека и будущего гражданина России

Предполагаемый результат:

•        в результате работы предполагается, что у детей сформируется полное представление о своей стране, о своей национальной  принадлежности, о  традициях, предметах культуры.

•        У родителей повысится интерес к возрождению культуры  своего народа.

Нормативно-правовая документация:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс;
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29декабря 2012 года.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • СанПин 2.4.1.3049-13 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДО).

Актуальность:

       Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Ценность народного искусства определяется   тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Сохранение истории определяет будущее нашего народа. Через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию, самореализовывать  себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Это и   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи, и устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки,  и народные игры, в которые дети очень любят играть.

На мой взгляд осознанное формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры должно начинаться со средней группы.

Наблюдения за детьми группы помогли мне определить систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников.

 В настоящее время родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры, семейные традиции, совместные праздники времени свободного не остается.

       Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.     Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Поэтому актуальной для меня темой стало « Духовно – нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»

        Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.     Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

          К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал, такие как В. А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева,  Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина, О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.    Анализ программ показывает, что духовно – нравственное воспитание представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Это такие программы как «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П.Князевой и М.Д.Маханевой; Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Программа    А.В.Бородиной «Культура и творчество в детском саду» сохраняет светский характер образования и включает знания об основах  православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании; развитие творческих способностей. Особый интерес для меня вызвала программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» разработанная профессором И.А. Кузьминым. Она направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

        Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, я провела диагностику педагогического процесса по Н.В.Верещегиной и представлений детей о православной культуре А.В.Бородиной. Определила критерии:  знания детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также знание своей семьи и её традиций, ребенок имеет представление о церковных православных праздниках, об иконе, понимает смысл украшения рождественской елки, знает направления народного творчества, может использовать их элементы в театрализованной деятельности. Полученные результаты показали, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.

        Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает ведущая идея: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям  и быть эстетически развитой личностью.

         Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:

  • знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором;
  • знакомство  детей с бытом   русского народа;
  • знакомство с декоративно – прикладным искусством;
  • знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа и православными праздниками;
  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Определила формы работы с детьми:

  • тематические занятия, беседы;
  • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные);
  • чтение и обсуждение произведений разных жанров;
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
  • мини-музеи;  
  • тематические досуги, праздники, экскурсии.

        Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию: знакомству с русской народной, православной культурой в группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, которая включает:

  • иллюстрированный материал;
  • подборка фольклорного материала;
  • фотоэкспозиции предметов русского быта;
  • подборка дидактических игр;
  • атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;
  • макеты русской избы, русской деревни.

Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:

  • Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
  • Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
  • Использует в игре предметы быта русского народа;
  • Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания).

Реализация проекта:

Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Второе направление - дошкольники продолжают знакомиться с русским  народным творчеством,  дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русскими народными промыслами», расширяя представления детей о русской народной культуре.

Третье направление - дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем  заклички,  считалки, приговорки.

Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое

Знакомство с  русскими народными праздниками  проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «Троица», «Антошка в гостях у ребят», «Домовенок Кузя…» и др.

В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.

Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе должен быть создан мини музей «Предметы глубокой старины», «Русская изба» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.

Для них предлагаем провести:

- анкетирование «Нужно ли приобщать детей к истокам русской народной культуры?»

- консультации «Моя Россия». «История одной вещи»

- Мастер – класс «Подставка под горячее в стиле Золотая Хохлома», Роспись Матрешки, «Изготовление русской народной свистульки из глины»

- оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «Моя мама – лучшая на свете»и тд.

Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!

Результативность опыта:

        Дошкольный возраст играют важную роль в становлении личности человека, и одной из задач дошкольного учреждения в этот период жизни заинтересовать ребенка, вызвать у него интерес к новому, к знаниям, вызвать желание учиться, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

        В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

        По итогам проведенной работы  можно сделать следующие выводы:

Все дети  имеют представление об устном народном творчестве, используют его в повседневной жизни;

Вырос процент детей проявляющих устойчивый интерес к истории своего народа, к народным промыслам, дети правильно называют предметы быта старины, понимают их назначение;

Большинство детей правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла, однако затрудняются их применять в самостоятельной деятельности;

Увеличился процент детей, которые правильно называют членов своей семьи, определяют  родственные отношения, но не все дети знают традиции своей семьи;

В заключение отмечу, что духовно-нравственное воспитание - это процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого воспитанника. Народное воспитание имеет одно преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей. Результаты такого процесса могут проявиться не сразу и не всегда в дошкольном возрасте, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

План работы по теме самообразования

на 2018 – 2019 учебный год:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

Учебный год 2018 – 2019

1.Князева О.Л., Маханева М.Д.

Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. Образовательная

программа.

2.Куприна Л.С., Бударина Т.А.

Знакомство детей с русским народным

творчеством. Методическое пособие.

3.Л. В. Коломийченко «Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников» Издательство: "Сфера" (2015)

4.Р.И. Жуковская «Родной край»

5.В. Г. Нечаева «Духовно- нравственное воспитание в детском саду»

6.Сведения местного краеведческого музея.

Интернет-ресурсы:

http://dohcolonoc.ru

http://bsportal.ru

http://www.edu.ru

http://www/detskiysad.ru

Практический

Работа с детьми:

Оформление собственных  методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

1.Разработка конспектов занятий с детьми.

2.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

3.Огранизация выставки «Старинные вещи моего дома»

4.Пополнение педагогической копилки (приобретение методической литературы)

5.Создание картотеки русские народные игры.

6.Подготовка развлекательных мероприятий (утренников, тематических вечеров и чаепитий)

7.Создание макета «Русская изба»

8. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

9. Пополнение личной страницы на сайтах http://nsportal.ru   и http://urokRF.ru

10.Создание мини-музея «Предметы глубокой старины»

Сентябрь 2018 год

Декабрь – январь 2018 – 2019 г.

Февраль 2019 г.

Март 2019 г.

Апрель

2019 г.

1.Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2.Папка - передвижка

« Зимние народные праздники»

3.Мастер – класс  «Свистулька»

4.Консультация «Семейные традиции»

5.Анкетирование на тему « Русские традиции в нашей семье»

Работа с педагогами:

Участие в системе педагогической работы

Октябрь 2018 г.

Учебный год

Май 2019 г.

1.Консультация « Роль родителей в возрождении русских традиций»

2.Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

3.Презентация опыта работы по данной теме самообразования на педсовете ДОУ.

План работы по теме самообразования

на 2019 – 2020 учебный год

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

Учебный год

1.Продолжение изучения новой методической литературы по данной теме.

2.Открытые просмотры.

3.интернет ресурсы:

http://dohcolonoc.ru

http://bsportal.ru

http://www.edu.ru

http://www/detskiysad.ru

https://chudo-udo.info

https://www.liveinternet.ru

https://detskieradosti.ru/

https://logiclike.com

Практический

Работа с детьми:

Оформление собственных  методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Сентябрь 2019 – май 2020 г.

1.Разработка конспектов занятий с детьми.

2.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

3.Пополнение макета «Русская изба» и преобразование её и в макет «Русская деревня».

4. Пополнение картотеки презентация по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

5.Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

6. Пополнение личной страницы на сайтах http://nsportal.ru  и http://urokRF.ru

7.Проведение целевых прогулок, походов и пикников.

8.Изготовление ЛЕПБУКОВ.

9.Подготовка праздников, народных гуляний.

Работа с родителями:

Октябрь 2019 г.

Ноябрь 2019 г.

Декабрь 2019 г.

Апрель 2020 г.

1.Проведение мастер-классов. «Изготовление подставки под горячее в хохломском стиле»

2.Круглый стол «У самовара я и моя семья»

3.Мастер – класс «Матрешка»

4.Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Работа с педагогами:

Участие в системе педагогической работы

Сентябрь 2019 – мая 2020 г.

Май 2020 г.

1.Участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах.

Презентация опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования...

«Воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»

Если мы хотим воспитать в наших детях патриотизм, нравственную культуру, доброту, любовь, уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), к Родине, то все лучшее, что создано веками ...

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»

Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.Если мы хотим воспитать в наших детях патриотизм, нравственную культуру,...

Фотоотчет. "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры."

Формирование основ духовно -нравственного здоровья детей через приобщение к народной культуре....

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, путём приобщения их к русской народной культуре»

Педагогический проект разработан и реализован с детьми в подготовительной к школе группе....