Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, путём приобщения их к русской народной культуре»
проект

Смашкова Екатерина Алексеевна

Педагогический проект разработан и реализован с детьми в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sots-nravstvenoe_vospitanie.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №43 «Ласточка» г. Георгиевска»

Педагогический проект:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников, путём приобщения их к русской народной культуре»

Составили :

воспитатели

Смашкова Е. А.

Георгиевск

Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

Продолжительность проекта: долгосрочный (8 месяцев).

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели родители воспитанников, социальные партнеры (центральная детская библиотека им. А. П. Гайдара, историко-краеведческий музей)

Актуальность проекта: Данная тема очень важна, т. к. наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива. В соответствии с этим в нашей Подготовительной группе «Б» реализуется система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре».

В связи с годовой задачей, а именно: усилить совместную деятельность ДОУ и семьи по формированию у детей социальной компетентности, нравственных норм и правил, культурных традиций, особое внимание в деятельности МДОУ «Детский сад №43 «Ласточка» г. Георгиевска» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует объединению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение к друг - другу.

      Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями, что формирует в детях позитивные ценности. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Цель проекта: Формирование духовно - нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Задачи:

• интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

• формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу;

• воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм;

• заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

• формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в МДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети:

-       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-        формирование чувств национального достоинства;

Родители:

-  объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;

-обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;

-  становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги:

-  систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;

-  повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);

- распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий.

Механизмы реализации проекта

- активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ «Детский сад № 26», детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;

- взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 43 «Ласточка» г. Георгиевска» с образовательными и культурными структурами города.

Календарный план реализации проекта: 

Подготовительный этап (октябрь)

  1. Выбор темы проекта, постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

  1. Подбор методической литературы для реализации проекта;

 подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы,

 репродукций картин; составление плана тематических мероприятий

  1. Организация развивающей среды в группе. Изготовление папок-передвижек: «Народные праздники», «Русские народные подвижные игры», «Персонажи русских сказок», «Народная игрушка»

     4. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Основной этап (ноябрь-май)

Ноябрь

  1.  Консультации для родителей «Детский поэтический фольклор»,

«Фольклор и его значение в воспитание детей». Воспитание нравственных

чувств и этического сознания», «Народная игрушка».

  1. Беседа с детьми о традициях и обычаях русского народа. Ознакомление с русской народной традицией: Ярмаркой.
  2. Организация конкурса совместных творческих работ родителей с детьми «Осенние мотивы»
  3. Посещение детской центральной библиотеки им. И. П. Гайдара мероприятия по нравственному воспитанию «Его Величество – Этикет» совместно  с родителями.

  1. Заучивание закличек на Ярмарку к празднику Осени.

  1. Мероприятие с родителями «Праздник Осени» с элементами русской народной традиции - Ярмарка

Декабрь

  1. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством: «Гжель», «Хохлома»
  2. Непрерывная образовательная деятельность по лепке «Сервиз с гжельской росписью»
  3. Организация конкурса совместных творческих работ родителей с детьми «Зимняя сказка»
  4. Непрерывная образовательная деятельность по социальному миру:

«Мы гордимся своими земляками»

  1. Посещение мероприятия в историко-краеведческом музее: «История возникновения и традиции празднования Нового года» совместно с родителями.
  2. Ознакомление детей с народной приметой: вьются вороны зимой в воздухе – это к снегу, в начале зимы шёл сильный снег, в начале лета пойдёт сильный дождь
  3. Заучивание поговорки: Готовь сани летом, а телегу зимой.

Январь

  1.  Беседа о народных традиционных гуляний перед рождеством «Колядки»
  2. Непрерывная образовательная деятельность по социальному миру «История русской матрёшки»
  3. Непрерывная образовательная деятельность по рисованию «Роспись матрёшки»
  4. Создание совместно с родителями мини-музея, посвященному русским народным традициям.
  5. Знакомство детей с народной приметой: облака движутся против ветра – к метели, если январь холодный, июль будет сухой, жаркий – не жди грибов до осени.
  6. Заучивание поговорки: январь году начало – зиме середина

Февраль

  1. Беседа о истории и традиции русской народной куклы.
  2. Непрерывная образовательная деятельность по конструированию: «Изготовление тряпичной куклы-закрутки: Кукла-кувадка»
  3. Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
  4. Ознакомление детей с праздником «Масленица»
  5. Заучивание поговорки: масленица идёт, блин да мёд несёт
  6. Развлечение совместно с родителями «Масленица»

Март

  1. Ситуация общения на тему: «Пришла весна – красна!» (ознакомление с литературными произведениями, произведениями искусства, воспевающими красоту весны)
  2. Ознакомление детей с народными приметами: Длинные сосульки к долгой весне, молния в марте без грома - к сухому лету.
  3. Непрерывная образовательная деятельность по социальному миру «Сердце матери лучше солнца греет».
  4. Консультация для родителей «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»
  5. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством: «Дымковские игрушки», «Жестово», «Филимоновская роспись»»
  6. Непрерывная образовательная деятельность по лепке «Дымковская барышня»

Апрель

  1. Непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Люблю берёзку русскую» (Расширение представления детей о родной природе, обобщение знания о берёзке, расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства)
  2. Беседа - ознакомление с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Формировать представление о празднике – его значении для народа, о традициях печь куличи, красить яйца, развивать интерес к народной культуре.
  3. Непрерывная образовательная деятельность по аппликации «Пасхальное яйцо»
  4. Проведение акции с родителями «Моё родословное древо»
  5. Знакомство детей с народными приметами: к концу апреля идут дожди – к урожаю, гроза в начале апреля - к теплому лету и урожаю орехов.
  6. Заучивание поговорки: Апрельские ручьи землю будят.

Май

  1. Тематическое развлечение «Праздник народных игр»
  2. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки»
  3. «Литературная викторина по русским народным сказкам»

(Продолжение знакомства детей с русскими народными сказками, воспитание интереса к народному слову)

  1. Консультация для родителей «Сказкотерапия или лечение сказками»
  2. Знакомство с народной приметой: в мае даст небо дождь, а земля - рожь.
  3. Заучивание поговорок: март - с водою, апрель - с травою, а май - с цветами; май весну кончает, лето начинает.

Заключительный этап

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Итогом нашей работы по проекту:

  1. Театрализованная постановка по мотивам русской народной сказки  «Василиса Прекрасная».
  2. Анализ результатов проекта;
  3. Презентация по итогам реализации проекта;

Системная паутинка к проекту:

Образовательная область физическое развитие:

• Разучивание русских народных подвижных игр

• Разучивание русских народных хороводных игр

(«Гуси-лебеди», «Пятнашки», «Горелки» и др.)

Образовательная область познавательное развитие.

• Знакомство с малыми формами фольклора (потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, их заучивание

• Знакомство с русскими народными играми

• Знакомство с русскими народными костюмами, атрибутами быта

• Знакомство с праздниками, традициями русского народа

• Расширение представления детей о родной природе

Образовательная область социально-коммуникативное развитие.

• Драматизация русских народных сказок

• Разучивание и разыгрывание по ролям потешек

• Привлечение к участию в традиционных праздничных гуляниях (масленица, пасха, колядки)

Образовательная область речевое развитие.

• Чтение произведений русского народного фольклора

• Заучивание элементов русского народного фольклора

• Знакомство с устаревшими словами (архаизмами)

Образовательная область художественно-эстетическое разитие.

• Знакомство с русскими народными сказками

• Рассматривание иллюстраций к ним

• Изобразительная деятельность по мотивам русской народной культуры

• Лепка, аппликация по мотивам русского народного творчества

Слушание музыки:

• Плясовая: «Ах вы сени»; «Как у наших у ворот».

• Хороводная: «Со вьюном я хожу»; «Пошла Млада за водой».

• Колыбельная: «Котя-котик-коток».

Разучивание элементов русских народных хороводов, танцев.

Знакомство с русскими народными инструментами.


Приложение.

Анкета для родителей

«Приобщение детей к истокам русской культуры»

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

-  как жили наши предки?

- какими занимались ремёслами?

-  как сеяли хлеб?

-  какую на Руси носили одежду?

2. Знаете ли Вы русские праздники?

3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом ваш ребенок?

9. Какие народные игры Вам известны?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

11. Ходите ли Вы в музеи  - исторический, краеведческий?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования...

Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудов...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»

Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Росс...

Фотоотчет. "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры."

Формирование основ духовно -нравственного здоровья детей через приобщение к народной культуре....