Методические и практические советы проведения экскурсии в мини-музей «Здравствуй, русская изба!» в старшей группе ДОУ
учебно-методический материал (старшая группа)

Алиса Баркевна

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной руками родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Дать полное представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов; воспитать у детей интерес к изучению своей страны, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками, любви и уважения к истории русского народа, бережного отношения к музейным предметам и историческому наследию невозможно без посещения музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_opisanie.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методические и практические советы проведения экскурсии в мини-музей «Здравствуй, русская изба!» в старшей группе ДОУ

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной руками родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Дать полное представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов; воспитать у детей интерес к изучению своей страны, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками, любви и уважения к истории русского народа, бережного отношения к музейным предметам и историческому наследию невозможно без посещения музея.

 

Цель экскурсии: приобщение детей к народным традициям и обычаям национальной культуры, знакомство с предметами быта в русской избе.


Образовательные задачи экскурсии:
1)познакомить ребят с русской избой, её устройством, с объектами российского обихода; с бытовой утварью;

2)продолжать знакомить детей с русскими общенародными забавами,

поговоркамипословицами.


Воспитательные задачи экскурсии:
1)развивать любовь и почтение к культуре и обиходу русского народа, к общенародным обычаям;
2)развивать заинтересованность к русскому народному творчеству, побудить у ребят психологическую чуткость к русской этнической музыке.

Развивающие задачи экскурсии:
1)обогащать лексикон ребенка наименованиями объектов старинного

русского обихода (самоварухватчугунпрялкасундуккоромысло);
2)совершенствовать связную монологическую речь посредством устного

народного творчества.
Словарная деятельность: ухватпрялкакоромыслочугуноксамовар,

половик.

Предварительная деятельность. Разглядывание картинок в книжках с

изображением старинных объектов обиходабеседа о значимости леса в

жизни русского человека, в том числе с целью сооружения жилья, и с целью производства бытовой утвари. Ознакомление с поговорками,

пословицами согласно задачедеятельность согласно их содержанию; работа с русскими народными загадками о объектах обиходаПрочтение русских народных сказок. Ознакомление с

народными праздничными днямизабавами, хороводами.
Оборудование и использованные материалы: «Русская изба» с объектами обихода (печьлавкистолсамоварпрялка, половики, рогачкоромыслочугунок и др.), деревянные ложки, куколка Маланья в русском народной одежде.

Музыкальные произведения: хороводная забава «У дядюшки Трифона»; «Край березовый»,  муз. А. Броневицкого, сл.И.Резника, демонстрация «Приветствуюроссийская избушка!».
Ход образовательной ситуации.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Звучит звукозапись русской этнической песниРебята собираются в гости.
Детей встречает куколка Мальнья - «хозяюшка избы», облаченная в русский народный наряд.
Маланья:

-Добрый деньгости дорогиеГость на порог — хозяину радостьЖелаю я изложить для вас сегодня о этомкак проживали русские люди в стародавние времена.

Прошу в избубудьте как домасадитесьСядем рядкомда поговорим

ладком.
Желание выяснитькак жили раньше на Руси определяет задача будущей деятельности детей.
Поисковый этап.
Воспитатель дает ребятам принять предложение Маланьи «хозяюшки» избы и выяснитькак обитали русские люди в стародавние времена.
Практический этап.
Познавательный рассказ «Не красна изба углами».
Маланья «хозяйка» зовет посетителей в горницу русской избы (в музее ДОО), повествует им о этомчто ранее на Руси все без исключения сооружения – жилые зданиямостовыехрамы – рубились, то есть создавались из дереваЗдания возводили деревянные не

вследствие тогото что никак не умели создавать каменные, а потомучто древесное жилье наиболее теплее и потомучто на Руси леса хваталоон был основным строительным материаломИменовали здания избами. Содраны они с сосновых бревен без единого гвоздя, а создавались на столетияВоздушное пространство в их постоянно смолой благоухает. В деревянных домах – сухотепло и дышится свободноСуществовать в их весьма полезно для

здоровья. А еще древесина невероятно привлекательна. Зайдём внутрь русской избы и увидимкак она организована.
Разгадывание загадок.
Маланья:

-Послушайте, да разгадайте мои загадки:
«Среди избы стоит
Летом кемарит,
Зимой полыхает
(печка)
Маланья:

-Печка постоянно стояла среди избы, она пребывала главной в жилье.

Возможно было ограничиться в отсутствии постели либо шкафа, однако в отсутствии печки ограничиться было совсем невозможноОтносительно неё в народе рассказывали: «Печка кормитпечка греетпечка – мать родная». Печка согревала абсолютно всех в длинную зиму. На печи – наилучшее место для старенького дедушки и добродушной бабушки:

комфортнотеплотатихоСверху перед потолком жаркорадостно и бабушкину небылицу слушать можноПечка насыщала семью, обогревала жильев ней дремали младшие дети и старшее поколениепросушивали одежу и в том числе и умывалисьКак поднимется утром хозяюшкатак первоначальным делом

приступает растоплять печку. Печка — сельская благодетельница.
Вопросы к ребятам:
Чем же могла печка покормить собственных хозяев? (в русской печи готовили щикашу, пекли черный хлеб, пироги).
Какую поговорку вы знаете? («Щи да кашаеда наша»).
Маланья:

-Какие же объекты ещё были в русской избе?
« На столе стоит пузатый,
Носик – кран его горбатый.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…»
(самовар)
Маланья:

-За самоваром собиралась вся значительная деревенская семьявыпивали

нагретый чаек с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом благабытового комфорта и домашнего

спокойствия. С давних пор славяне на Руси выделялись радушием.

Гостей вежливо встречали, усаживали за большой стол.
«Хозяюшка устанавливает его в печку,
Чтоб сварить детям гречку.»
(чугунок)
Маланья:

Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как выполнен из чугуна, особенного типа сплавакоторый имел возможность выдержать любое пламя и ни в коем случае никак не билсяОднако чугунок в печи нагретыйбезусловно ещё и тяжелыйПопытайтесь, подержите.
Как ведь можно было достать с печи нагретый чугунокТут был необходим иной помощникПрослушивайте про него загадку.
«Бычок рогат, в руках зажат.
Не ест, а пищу хватает.
Людям отдаёт, а сам в угол идет
(ухват)
Маланья:

-Около русской печи постоянно стоял ухваткаким хозяюшка

доставала горячие горшки с щами и аппетитной кашей. Поглядитекак ухватом вынуть чугун (демонстрация).
Вопросы к ребятам:
Для чего же необходим чугунок?
Что ты извлекал из печи?
Чем ты вынул чугунок?
Маланья:

-Слушайте загадку.
«Она нам кушать помогает.
Мы кашукушанье ею черпаем.
Без неё мы никуда,
Всех накормит без труда
(ложка)
В деревенской семье у любого члена семьи имелась собственная ложкакакую вырезали из бревна. И в гости также постоянно шли с собственной ложкой. Даже пословицу

сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой отнюдь не только лишь елина ложках можно было играть.
Игра – экспромт на народных музыкальных инструментах
«Шумовой оркестр».
Детям предлагается при поддержке народных инструментов оркестровать знакомые мелодии.
Маланья:

-А какие распевали песенки детям в люльках.
Вам безусловно матери пели подобные песенки. Как они называют? (Данные песенки называютколыбельные).
Давайте вместе споем:
«Котякотенька – коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котяночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай!
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай».
Маланья «хозяйка» дает ребятам рассмотреть половики и коврики, обсудить из чего же они выполнены и для чего же они необходимы в русском жилищеХозяйка добавляет к повествованию ребенкаакцентирует заинтересованность в таком случаето что почти все в жилище выполнено руками владельцевВсе без исключения совершалось с симпатиейпомимо этого изделие должно было

являться никак не только лишь нужнымоднако и прекраснымвеселящим глаза. В русском жилище в полу стелили половики и коврики. Красивыеразноцветные. Половики прямоугольные, длинные, а коврики круглые.
Вечерами девушки усаживались и пряли шерсть овечью, козью, псовуюВыдирали с шерсти и скатывали пальцами большие нити, пряжу. А затем вязали носочкирукавицы. А с ниток ткали основание и прошивали одежуНа чем же ткали вам

разузнаетеразгадав загадку:
"В гребень шерсть она берет,
Тонкой нитью отдает
(прялка)
Маланья:

-Сегодня я продемонстрирую для вас ещё один предмет, а вы сообщите мне как он именуется и зачем он был необходим. (демонстрирует сундук).

В сундуке русские люди сохраняли одежуматериизначимые вещи.
Сундуки, ларцы, шкатулки, скрыни – роскошно украшались, их разрисовывали красками. В сундуках сохраняли таким образом приданое для девочекподушечки, одеяла, перины, чистые полотенцабытовую утварь либо посуду.
Дети, я желаю преподнести для вас подарокЭто сундучокДавайте раскроем его и взглянемчто там находится.
Скок, скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро —
Всё вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек.
Воду народ таскал с колодца. А для того чтобы было комфортнотащили ведра с поддержкой коромыслаКоромысло возможно нести на одном плече либо на двух (демонстрация). Его делали из дереваПо краям присоединяли крючки либо делали выемки для ведер — смотри подобная утварь существовала в древней русской избе.
Русская народная забава (игра) «У дядюшки Трифона».
«А у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пилине ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делаликак я!»
Заводите круг (участвующие проходят по кругуговорят словаводящий в серединесогласно завершения текстов водящий демонстрирует движениеребята повторяют, водящий выбираеткто именно правильнее всех изображалтот делается водящим).
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Детидавайте припомнимчто было в русской избе?
Какие объекты русского обихода вам запомнились?
Что для вас больше всего запомнилось?
В каком месте стряпали пищу в старину? (в печи)
- В чем готовили кашу? (в чугунке)
Что стелили в полу? (половики, коврики)
- В чем готовили чай? (в самоваре)
Для чего необходимо коромысло? (нести воду)
- А зачем прялка? (с целью производства пряжи)
Маланья:

-Благодарю для вас, за то, что побывали у меня в гостяхприбываете еще!
Вы хозяюшку потешьте,
Пирогов моих поешьте!
Красна изба углами
Да славиться пирогами!
Благодарим «хозяюшку» за радушие и пироги.
Дети за столом пьют чай с пирогами и делятся собственными эмоциями и впечатлениями.

 

 

 

 

Литература:

  1. Белгородоведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций /Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, и др. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.
  2. Электронный ресурс - сайт «maam.ru» (интернет).
  3. Планирование образовательной деятельности в ДОО Л.Л. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева. Методическое пособие. Составлено в соответствии с ФГОС ДО. Центр педагогического образования, Москва 2015.

 

 

 

 

http://u.jimdo.com/www400/o/sc5c4ba26f760c14f/img/i4425e07a7943d0b4/1416417064/std/image.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».

НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....

Методические рекомендации проведения экскурсии в мини-музей "Русская изба"

Даны рекомендации воспитателям с вариантом проведения экскурсии в мини-музей "Русская изба" детского сада....

Конспект организации и проведения ООД по познавательному развитию Тема: Беседа-экскурсия в мини - музее « Русская изба» в старшей группе

Цель: Изучение быта  русского народа, развитие интереса к прошлому Задачи:Образовательные: Познакомить детей с избой жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного  русского быта.О...

Консультация для педагогов о создании проекта «мини-музей в чемодане «Русская изба» в старшей группе»

Консультация для педагогов о создании проекта "мини музей в чемодане "Русская изба" в старшей группе"...

Презентация "Экскурсия в мини-музей детского сада "Русская изба"

Презентация представляет собой отчет о посещении музея "Русская изба"....

Экскурсия в мини-музей в саду "Русская изба и березовая роща"

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»в подготовительной группеПрограммное содержание:• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с...