Экзерсис у станка: особенности музыкального сопровождения.
методическая разработка

Миркина Лилия Константиновна

Экзерсис у станка:  особенности музыкального сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_mirkina.docx15.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Экзерсис у станка:  особенности музыкального сопровождения.

Понятие «экзерсис» обозначает «упражнение» (фр. exercice - «упражнение»). Каждому движению экзерсиса соответствует музыкальный фрагмент, обладающий определенными характеристиками.

Экзерсис у станка включает в себя определенное количество движений, выстроенных в определенной последовательности.

Каждому упражнению предшествует короткое вступление «preparation». Препарасьон дает возможность учащемуся не только привести в нужную позицию руки и ноги, но и настроиться на характер движения. Препарасьоном могут служить 2 или 4 такта, взятые из конца фразы исполняемого произведения, а также небольшая импровизация концертмейстера.

Он представляет для концертмейстера определенную сложность. В начале обучения классическому танцу он играется на протяжении восьми тактов, обязательно в характере движения. По мере обучения препарасьен исполняется короче – четыре, а потом и два такта. В основном это тоника и доминанта в данной тональности в любых сочетаниях и последовательности. Каждый концертмейстер может выработать свой стиль исполнения препарасьена. Главное, он должен быть исполнен в характере движения, чтобы настроить студента на исполнение именно этого движения. До тех пор, пока концертмейстер не выработает свой стиль исполнения препарасьена, можно играть заключительные такты музыкального отрывка, которым концертмейстер собирается сопровождать движение.

Plie (плие) - приседание, demi plie (деми плие) - маленькое приседание, grand plie (гранд плие) - глубокое, большое приседание являются первыми движениями у станка. Поскольку характер движения медленный и плавный, музыка, сопровождающая его также должна быть медленная и спокойная. Для сопровождения этого движения обычно используются фрагменты музыкальных произведений кантиленного характера. Движение обычно исполняется на 2 или 4 счета (условные «четверти»). Музыкальный размер: 3/4, 4/4, 6/8. Начало движения обычно приходится на сильную долю.  Р. Глиер, соч.31,№6 «Вальс»; Ф.Шопен соч.6№1 «Мазурка»; С.Чернецкий «Мазурка».      

Далее идет батман тандю (отведение и приведение натянутой ноги в первую и пятую позиции). Музыкальный размер 2/4, 4/4. Можно использовать польки, регтаймы. Музыка должна быть четкая, акцентируются слабые доли («и»). Следующее движение – батман жете (бросок). Иногда соединяется в комбинации с тандю, поэтому музыку можно играть на оба движения однотипную. Характер сопровождения жете чуть резче, чем на тандю. С.Рахманинов «Итальянская полька»; Д. Шостакович «Гавот»; Е. Сироткин «Уральская кадриль».

Далее идет рон де жамб партер (круг ногой по полу). В начале обучения лучше играть вальс 3/4, позже переходить на 2/4 или 4/4. Характер музыки неторопливый, мягкий. Желательно в музыке показать вращение. А. Глазунов «Вальс»; Ф.Шуберт «Вальс»; А.Грибоедов «Вальс»; Филиппенко «Вальс».

 Battement fondu (фондю переводе с французского – «таять») – плавное, тающее движение, это приседание на одной ноге с одновременным отведением другой ноги в сторону, вперед или назад из положения на щиколотке. Характер движения должна полностью передавать сопровождающая его музыка. Мелодия должна быть плавной, непрерывной. Рисунок мелодии может повторять мягкое приседание и вырастание. Для музыкального сопровождения фондю можно использовать музыку на 3\4 (медленный лирический вальс), а также музыкальные фрагменты в размере 2\4, 4\4, исполняемые в медленном темпе, кантиленного характера.

Battement frappe (фраппе – «бить, ударять» в переводе с французского). Это движение требует четкого, активного исполнения и представляет собой удар ноги об ногу с последующим возвращением в исходную позицию. Соответственно, музыкальное сопровождение должен подчеркивать ярко выраженную активность движения. Фраппе может включать в себя double frappe (дубль фраппе – двойной удар).

Далее идет мелкое техническое движение – пти батман (маленький батман). Музыкальный размер 2/4, 4/4. Характер сопровождения легкий, монотонный. В музыке – мелкие длительности (восьмые, шестнадцатые). Левая рука – стаккато.

Адажио включает в себя девелопе, релеве лянд (медленные поднимания ноги). Музыкальный размер сопровождения любой – 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Кантиленная музыка. Играть легато, с педалью. Ф.Шопен «Ноктюрн»; А. Гольденвейзер «Песня без слов»; А.Глазунов «Концертный вальс»; Э. Гранадос  «Грусть»;

И заключает экзерсис у станка гранд батман жете (большой бросок). Музыкальный размер 2/4, 4/4. Характер сопровождения активный, сильный, резкий. Акцентировать надо слабую долю: это бросок ноги. А. Новиков «Марш»; С. Прокофьев «Марш».

На этом экзерсис у станка закончен.

Подводя итоги вышеизложенного, хочется отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность. Он должен уметь применять свои знания, продемонстрировать владение техникой. Педагогическая сторона деятельности отчетливо выявляется в работе с учащимися хореографического класса.  Концертмейстер и педагог -  одно целое. Их взгляды и мнения должны совпадать. Находясь в творческом процессе, применяя совместные усилия, содержание урока проходит на высоком уровне, что приводит к хорошим результатам и достижениям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное сопровождение физкультурных занятий в детском саду

В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурных занятий. Поэтому введение музыки в занятие, дело самого инструктора по физической культуре. Моя...

Строевые упражнения для детей старшего дошкольного возраста под музыкальное сопровождение "Марш победителей"

Строевые упражненя для детей старшего дошкольного возраста под музыкальное соповождение 1."Марш победителей"(с флажками)2."Ты не бойся мама""-"(без предметов)...

Консультация для музыкальных руководителей "Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением"

В консультации указаны методы и приемы работы с детьми в группах компенсирующей направленности....

Музыкальные подвижные игры с музыкальным сопровождением

Музыкальные подвижные игры с музыкальным сопровождением...

Музыкальные подвижные игры с музыкальным сопровождением

Музыкалные подвижные игры с музыкальным сопровождением  - это один из любимых видов двигательной деятельности дошколят. Организация таких игр в ДОУ помогает детям легче социализироваться, поэтому...

Музыкальные подвижные игры с музыкальным сопровождением для детей 5-7 лет

Детство без подвижных игр  просто не может быть. А музыкальные игры  украшают и эмоционально  расцвечивают любую игру. Надеюсь, что этот материал помогут коллегам в практической работе ...