Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Социальное развитие личности ребенка является одной из важнейших проблем образовательных областей. Система дошкольного образования ориентирована на позитивную социальную адаптацию к детскому саду и формирования у детей навыков социального поведения, основой которого является социальный интеллект. Приоритетность в решении задач развития социального интеллекта у старших дошкольников возрастает в настоящее время в связи с особенностями социально-экономического развития мира в целом, негативом которого является разобщенность современных детей, погруженных в виртуальную реальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Социальное развитие личности ребенка является одной из важнейших проблем образовательных областей. Система дошкольного образования ориентирована на позитивную социальную адаптацию к детскому саду и формирования у детей навыков социального поведения, основой которого является социальный интеллект. Приоритетность в решении задач развития социального интеллекта у старших дошкольников возрастает в настоящее время в связи с особенностями социально-экономического развития мира в целом, негативом которого является разобщенность современных детей, погруженных в виртуальную реальность. В связи с этим актуальной становится проблема поиска новых педагогических ресурсов, направленных на разработку моделей развития социального интеллекта детей. В современной науке социальный интеллект дифференцируется от других видов интеллекта, но тесно связан с эмоциональным интеллектом. Доказано, что социальный интеллект лежит в основе социальной компетентности и является важнейшим фактором позитивной социализации личности ребенка. Важность педагогической задачи развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста возрастает в современных условиях. Особенности социального интеллекта у старших дошкольников проявляются в их способностях понимать эмоциональные состояния и мотивы своих поступков, понимать чувства и поступки других людей. Важно научить детей находить способы выхода из конфликтных ситуаций, выбирать стратегии социального поведения и уметь применять их в ситуациях быта и общественных местах.
В последние время наблюдается рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, который приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Основным направлением нашей работы является – подготовка детей к обучению в школе, помочь им легко и безболезненно влиться в новый коллектив, т. е. адаптироваться без психоэмоциональных перегрузок и стресса. Для этого необходимо наличие у ребенка таких интегративных качеств, как:
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и детьми;
- любознательный, активный.
Эмоциональный интеллект старших дошкольников недостаточно развит, но уже включает в себя принятие, понимание и способность выражать свои эмоции и управлять ими.
Для развития эмоционального интеллекта в своей работе мы используем разные технологии и методы. К наиболее эффективным относятся:
Сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.
Игры на снятие психоэмоционального напряжения.
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.
Описание игры: Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
«Дракон ловит свой хвост»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на роль головы дракона назначается другой человек.
Игры на развитие эмоциональной сферы
Упражнение для детей, которые начали хорошо говорить.
Дать ребенку зеркало, пусть внимательно себя рассмотрит, спросите:
- Какого цвета у тебя глаза?
- Какого цвета у тебя волосы?
- Чем ты внешне отличаешься от (назовите знакомого ребенка)?
- Что тебе нравится в твоей внешности больше всего?
Чтение сказок, произведений детской художественной литературы. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой. Однозначная авторская оценка склоняет ребенка к тому, чтобы сопереживать положительным героям и возмущаться поведением отрицательных персонажей.
Творческая деятельность. Рисование, лепка. Изготовление поделок формирует эстетическое чувство и чувство вкуса. Ребенок переносит восприятие прекрасного или ужасного, уродливого на поступки и высказывания других людей.
Специальные игрушки. Такие игрушки предназначены для детей с самого юного возраста. Это может быть игрушка-рукавичка (крольчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, – такой набор позволяет придумывать вместе с малышом истории приключений и понимать, что чувствует их герой. Или, например, набор из нескольких овалов лиц и готовых выражений губ, глаз, бровей. Используя фантазию и этот набор, также можно составить множество интересных историй и рассказать о том, что чувствуют и как себя ведут их герои в разных жизненных ситуациях.
Совместная деятельность. Мы привлекаем детей к совместным занятиям трудом, творчеством, а дома, например, уход за домашними питомцами, младшими членами семьи. Дома вместе с родителями или с другими детьми в дошкольном учреждении ребенок учится эмоциональному взаимодействию, которое помогает достигать общих целей, преодолевать трудности и препятствия, добиваться нужного результата.
Развитие социально-эмоционального интеллекта в семье
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта. Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.
В работе с родителями по данному направлению мы используем такие приемы как беседы, консультации, рекомендации.
Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений, но что у них, родителей, устойчивое внимание к личностным качествам детей, к взаимодействию со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений. Всё это укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность сферы эмоционального отношения к другим людям. Поэтому перед нами стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребёнка, но ещё и социально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
На сегодняшней день все больше возрастает интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.
Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...
Статья Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Борисова А.Ю., Будерецкая В.Г.
В данной статье освещена проблема и значимость развития эмоционального интеллекта у старших дошкольнико средствами экспериментальной деятельности...
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...