Формирование экологической культуры личности.
консультация
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 42 «Малинка» Старооскольского городского округа
Формирование экологической культуры личности.
Подготовил воспитатель:
Кайсаканова Т.А.
г. Старый Оскол 2021
Формирование экологической культуры личности.
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный.
Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что, можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.
Общение ребенка с природой очень необходимо для психического развития личности, так как пробуждаются яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту мира вокруг себя. Положительные эмоции оказывают благоприятное воздействие на нервную систему ребенка. Природа успокаивает, отвлекает от грустных моментов, снимает напряжение, вредно отражающееся на психическом развитии, обеспечивая положительное и эмоциональное состояние ребенка.
Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а так же ценностных ориентаций, на ответственное отношение к природе.
Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем, закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать ее.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений от труда человека.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.
Наиболее традиционной формой организации зеленой зоны в детском саду является групповой уголок природы, его целесообразно иметь в каждой возрастной группе (в групповой комнате).
В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за растениями у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Кроме постоянных растений в уголке природы находиться временные объекты природы. Например, мини-огород на окне — лук, чеснок, овес и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок — это реальная витаминная добавка в питание детей. Эти растения полезны также тем, что выделяют фитонциды и оздоравливают воздух помещения. Весной вместе с детьми выращиваем цветочную рассаду для участка.
Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза) задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
Подвожу ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.
На участке детского сада также создана развивающая экологическая среда. По периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом использовано разнообразие пород деревьев.
Hа территории дошкольного учреждения, было создано экологическое пространство, которое используется для оздоровления и экологического воспитания детей: огород.
Дети с удовольствием регулярно ухаживали за овощными культурами: поливали тёплой отстоявшейся водой, рыхлили землю, пропалывали сорняки (ручная прополка), наблюдая за процессом роста растений и созревания плодов, собрали богатый урожай
Используя помощь родителей, были созданы клумбы при входе в помещение детского сада, где показан цветочный дизайн, радующий детей цветущими цветами (календула, ноготки, бархатцы, петунии). Вместе с детьми заботились о цветах, рыхлили землю, поливали, наблюдали за ростом и развитием растений. На примере сорняков объясняла детям о многих биологических особенностях растений, влияние человека на растительные сообщества
Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края используются экологические праздники и развлечения. Так, осенью проводится: экологический праздник «Дары осени», «Осенины», зимой «Здравствуй, зимушка-зима», весной «День птиц», «Весна-красна», летом песочные праздники. В работе используются народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней, читаются экологические сказки и детская природоведческая литература.
Во время прогулок дети учатся видеть красоту окружающего мира. Постоянно обращается внимание детей на причудливые ветви, сплетение корней, предлагается угадать, какое из деревьев самое грустное и по каким чертам это заметно. Подбирая с земли опавшие листья, детям задаются вопросы: от какого они дерева, какая цветовая гамма присутствует в окраске, какой из них, например, «лист-путешественник». Из собранных букетов с детьми делаются на асфальте различные образы животных, растений. У ребѐнка развивается умение всматриваться в окружающее, видеть, ценить, любить прекрасное. Но их несомненная ценность наблюдений состоит в том, что в процессе их, дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить ее, понимают,
Уровень современного дошкольного образования во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных форм, методов, приемов обучения и воспитания. Среди них можно назвать повсеместную и непрерывную компьютеризацию экологического образования. Необходимо и внедрение неординарных педагогических приемов, проектных мероприятий типа: «Лес – мой друг», «Экомагазин», «Природа и искусство».
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает внимательное изучение и знание возможностей и способностей каждого ребенка. У каждого - свой темперамент, свои способности, возможности, интересы, каждый ребенок - неповторимая индивидуальность. Знание индивидуальных особенностей детей помогает подобрать посильное задание каждому ребенку, включить его в деятельность, которая приносит наибольший воспитательный эффект.
Знание особенностей формирования коллективных отношений в группе, статус каждого ребенка в коллективе, помогает найти правильный способ педагогического руководства дошкольниками.
Первоначальное просвещение и воспитание экологического характера формирует семья. Начиная с дошкольного возраста в игровой форме проходит знакомство детей с понятиями живой и неживой природы, с многообразием растительного и животного мира, воспитывается эстетическое отношение к природе, прививаются навыки поведения в природе.
Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т.д. Семейная жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение формируют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Воспитание детей в семье идет посредством авторства родителей. Собственное поведение родителей и влияние их на детей - «самая решающая вещь»
В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, служат для него примером для подражания.
В весенне-летний период совместно с родителями проводился трудовой десант, который проходил по следующим направлениям: "Зеленая аптека" (сбор лекарственных трав), «Посади дерево, Наш огород» (работа на приусадебном участке).
Обобщая все вышесказанное очевидно, сколь велика роль взрослого, и не только в организации педагогической деятельности. Взрослый всегда является эталоном, образцом для подражания для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, характеризующимся синзетивностью, стремлением выбрать свой стиль поведения, найти нужный тон взаимоотношения с окружающим его миром.
Результатом работы стало то, что изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Одной из актуальных в современном обществе является проблема формирования у каждого человека ценностного отношения к природе....
Формирование экологической культуры личности
Формирование экологической культуры личности...
Формирование экологической культуры личности в ДОУ.
Формирование экологической культуры личности....
Проект по формированию экологической культуры личности у детей старшей группы «Бережем планету»
Проект по формированию экологической культуры личности у детей старшей группы«Бережем планету»...
Описание проекта по формированию экологической культуры личности у детей старшей группы «Бережем планету»
Описание проекта по формированию экологической культуры личности у детей старшей группы «Бережем планету»...