" Использование коллективных видов творческой деятельности в рамках проекта"
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Использование коллективных видов творческой деятельности в рамках проекта».

       В дошкольном детстве наиболее часто встречаются проблемы взаимодействия детей с друг другом.  Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми. Наблюдения показывают, что нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманные чувства друг к другу, а, наоборот порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности. В психологии взаимоотношений отмечается, что дошкольный возраст – начальный этап формирования взаимоотношений между детьми. Одной из основных потребностей детей дошкольного возраста является потребность в общении, которая удовлетворяется при контактах ребенка со сверстниками.  И совместное дело во многом решает такие проблемы.

      Согласно положениям ФГОС (п. 1.2, п. 2.7.), реализация образовательной программы должна осуществляться в различных формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. И общее в этих формах является то, что они носят моделирующий характер, и, осуществляя их, ребенок особым образом отображает реальный мир.

       Каждая из этих форм предполагает использовать индивидуальную, либо совместную деятельность. А «совместно» - это значит вместе со взрослыми или со сверстниками. Если на начальном этапе дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают, стремятся к согласованным действиям. У детей появляется чувство сопричастности к «общему делу», гордятся результатом.  Дети вместе легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива.

      Решая данную проблему, педагог должен основываться на следующих принципах:

-творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

 -учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

 -управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

 -комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

       Если говорить о формах организации наиболее точная классификация была представлена Т. С. Комаровой и А. И. Савенковым.

       В её основе лежат три основные формы совместной деятельности:

- совместно-индивидуальная – характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.

- совместно-последовательная – предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

- совместно-взаимодействующая – представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

        Одним из инструментов развития совместной творческой деятельности является метод проектов, включение которого в педагогическую практику позволяет предоставить детям возможность экспериментировать, анализировать и объединять полученные представления, применять их в коллективных играх и самостоятельной деятельности, развивать творческий потенциал и навык общения.

        Проектный метод дает возможность формировать общие умения и навыки, научить детей совместной деятельности, сотрудничеству в группах: «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родитель».    

         В. П. Бедерханова предлагает роль самого ребенка в проектной деятельности, которая заключается в том, что он вынужден проявлять свою «самость» в ситуациях, когда необходимо:

1) заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми;

2) открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины;

3) согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как новое качество в общей работе.

        При этом В. П. Бедерханова указывает на особое умение педагога поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков.

        Н.Е. Веракса говорит о том, что в ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт и осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

        По мнению А.К. Белолуцкой важно разводить в проекте понятия «продукт» и «результат».  Продукт - это всегда нечто материальное, то, что сделали дети (написали, нарисовали, слепили, начертили и т.д.) и что можно потрогать руками. Результат же лежит в психолого-педагогической категории – это представления, умения, навыки, компетентности, личные качества.
       Благодаря продуктивной деятельности и создается тот самый коллективный, творческий «продукт» проектной деятельности. Целью развития у ребенка продуктивной деятельности является развитие творческой инициативы, которая проявляется в способность преобразовывать различные материалы в соответствии с целью-замыслом, утверждая себя как созидателя. А в процессе грамотно организованного проектирования «результат» формируется незаметно для ребенка, увлеченного решением актуальной проблемы, положенной им самим в основу проекта. 

       Авторами программы «Мир детства» с опорой на работы Н.А. Коротковой выделяются 6 культурно-смысловых контекстов, действуя в рамках, которых взрослый может подобрать содержание, интересное детям:

-изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности (сюжетных игрушек, ролевых атрибутов, карточек для игры и т.д.);

-создание произведений для собственной художественной галереи;

-создание коллекций;

-создание макетов;

-изготовление украшений-сувениров;

-создание книги;

-изготовление предметов для собственного театра;

        Таким образом, проектный метод позволяет организовать педагогический процесс комплексно, творчески в рамках совместного сотрудничества и партнерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

English for kids.Творческая деятельность в рамках комплексных занятий по английскому языку детей дошкольного возраста.

Данная статья помогает разнообразить занятия по английскому языку в рамках комплексных занятий в ДОУ. Обращается внимание на раскрытие творческого потенциала детей, развития творческой мысли....

Использование нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Использование нетрадиционных  видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобр...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

Строительно-конструктивные игры дошкольников-один из видов творческой деятельности детей.

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию творчества, мышления, пространственного воображения....

«Организация творческой мастерской в рамках проекта «Времена года»

В разработке рассказывается о совместной деятельности детей, родителей и воспитателей при подготовке к праздникам....

Сообщение из опыта работы «Включение элементов творческого конструирования в разные виды детской деятельности при реализации проекта «Чудо – проволока»»

Синельная проволока (или пушистая проволока) — это материал для творчества, который обладает гибкостью.В дословном переводе синель — мохнатый (бархатистый) шнур, между несколькими мяг...